СЕРАКОВСКИЙ Сигизмунд

Найдено 1 определение
СЕРАКОВСКИЙ Сигизмунд
(18.5.1826 - 15.6.1863), деятель польского, русского и литовского революц.-освободит. движения. Родился в семье беспоместного дворянина Волынской губ., погибшего в рядах польск. повстанцев 1830 - 31. С 1845 учился в Петерб. ун-те. В 1848 за попытку бежать за границу для участия в революции в Галиции был сослан рядовым в Оренбургский корпус, где сблизился с Т. Г. Шевченко, А. В. Ханыковым и др. Возвратившись по амнистии в 1856, окончил Академию Генштаба в Петербурге. С 1861 служил в Генштабе. Выступал за отмену телесных наказаний, участвовал в подготовке реформы воен.-уголовного законодательства. Активно сотрудничал в журн. «Современник». В 1857 организовал в Петербурге революц. кружок офицеров, который ставил целью борьбу против социального, нац. и религиозного гнёта, за бурж. демократии. преобразования в России, за свободную и независимую Польшу; кружок был тесно связан с орг-цией «Земля и воля». В 1863 G. возглавил крест. восстание в Литве. В одном из сражений с царскими войсками был схвачен и в июне 1863 казнён.
В формировании мировоззрения С. решающую роль сыграли идейное влияние Шевченко, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, знакомство с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым во время заграничных командировок (1860 - 62), широкие контакты с польск. революц. эмиграцией, встречи с Дж. Гарибальди и др. революционерами. Хотя элементы идеализма, религиозной мистики С. не смог до конца преодолеть, анализ обществ. явлений с позиций революц. демократизма, практика революц. борьбы позволили ему выделить и правильно оценить мн. стороны обществ.-экономич. развития. Среди движущих сил обществ.-экономич. прогресса наряду с нравств. совершенствованием личности и сознат. участием в борьбе С. выделяет также и технич. нововведения и экономич. интересы людей. Развитие общества он рассматривает как объективный, исторически неотвратимый процесс, всякую искусств, задержку этого развития расценивает как исторически обречённую попытку увековечивания отсталости. С. страстно бичует систему принудит. труда, квалифицирует рабство негров в США и крепостничество в России как «общественную язву»; поскольку «свободный ТРУД увеличивает произ-во», то победа этого труда должна быть «законом истории». Признавая прогрессивность капитализма, по сравнению с крепостничеством, в развитии техники и в уничтожении принудит. труда, С. раскрывал присущие капитализму социальные контрасты: рост нищеты трудящихся, продажность
бурж. морали. Он указывал, что «цель жизни - всестороннее развитие духовных и телесных сил человека», поэтому социальный прогресс не может остановиться на обществе, целью к-рого выступает нажива. Осуждая капиталистич. систему колониализма, С. высмеивает теории о «просветительской» миссии капитализма. В сфере внеш. торговли наиболее рациональной считал систему фритредерства, решительно высказывался против протекционизма, как «запретительной системы», сдерживающей развитие производит. сил.
Соч.: Заграничные известия, «Современник», 1856, № 9, с. 133 - 56; N» 11, с. 123 - 51; № 12, с. 271 - 92; 1857, № 2, с. 139 - 66; № 3, с. 159 - 86; № 4, с. 323 - 32; № 5, с. 94 - 112; № 7, с. 112 - 33; Взгляд на внутренние отношения Соединенных Штатов, там же, 1857, № 4, с. 65 - 104; Вопрос польский, в кн.: Русско-польские революционные связи, т. 1, М., 1963, с. 230 - 240.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.