СЕН-СИМОН де Ревруа Анри Клод
СЕН-СИМОН де Ревруа Анри Клод
(1760—1825) - один из виднейших представителей французского утопического социализма. В своих произведениях «О промышленной системе» (1821—1822), «Катехизис промышленников» (1823—1824), «Новое христианство» (1825) выдвигал ряд гениальных догадок о будущем социалистическом обществе. Основная заслуга Сен-Симона состоит в глубокой критике капитализма и капиталистической частной собственности. Если буржуазная классическая политическая экономия (см.) всячески восхваляла свободную конкуренцию как фактор якобы наилучшего распределения, то Сен-Симон видел в ней причину анархии, диспропорций и кризисов. Но Сен-Симон не дал последовательной критики капиталистического способа производства. У него не было ясного представления о противоречиях между пролетариатом и буржуазией; основным противоречием он считал противоречие между трудом и праздностью. Трудящимися он считал так называемых «индустриалов», к которым относил рабочих, крестьян, промышленных капиталистов, купцов в банкиров, а праздными - помещиков, чиновников, придворных и т. и. Сен-Симон утверждал, что капитализм должен быть заменен более высоким социальным строем, целью которого является улучшение положения «самого многочисленного и самого бедного класса», т. е. пролетариата. Но главное орудие переустройства общества рн видел в нравственной проповеди, обращенной к представителям господствующих классов, поэтому он выступал против классовой борьбы пролетариата с буржуазией. Характеризуя новый общественный строй, Сен-Симон, по словам Ф. Энгельса, уловил зародыши почти всех позднейших социалистических идей: о централизованном и плановом руководстве производством; о единении промышленных и научных сил, регулирующих производство в интересах народных масс; о всеобщности труда и распределении по труду; о превращении политического управления людьми в распоряжение вещами и руководство производством и т. д. Ошибки и непоследовательность в воззрениях Сен-Симона объясняются неразвитостью в то время капиталистического общества и присущих ему противоречий, в частности противоположности между пролетариатом и буржуазией. Поэтому у Сен-Симона «рядом с пролетарским направлением сохраняло еще известное значение направление буржуазное» (Ф. Энгельс). Лишь в последней своей работе «Новое христианство» Сен-Симон прямо выступил от лица рабочего класса, объявив его освобождение конечной целью нового общественного строя. Идеи Сен-Симона получили свое дальнейшее распространение и развитие среди его учеников, образовавших школу сен-симонизма, которая постепенно выродилась в религиозную секту и распалась в начале 30-х годов XIX в.
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.