французский социалист-утопист. Основные работы: «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1824), «Новое христианство» (1825). Излагая концепцию нового общественного строя, Сен-Симон будущее общество представлял как индустриальную систему. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства, промышленность — по определенному плану, а управление — осуществляться из единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределения продукции будут составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководить организацией управления, а рабочие — непосредственно трудиться над выполнением разработанных планов. Путем создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства и установления плановости и централизма в управлении экономикой. Идеи Сен-Симона получили новое развитие в XX в. в современной теории «индустриального общества».
Сен-Симон Анри Клод Де Рувруа
Сен-Симон Клод Анри де Рувруа
Saint-Simon Claude Henri de Rouvroy (1760 — 1825)
img border="0" width="141" height="190" src="/upload/content/1579766831_5.files/image067.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/sen-simon.jpg">
Все слышали о Сен-Симоне, но очень немногие когда-либо его читали; это неудивительно, ведь он так и не написал ни одной крупной работы, выдержавшей испытание временем, а его бесчисленные статьи и очерки перемещались с умопомрачительной скоростью из одного забытого издания в другое, страдая отсутствием упорядоченности, логичности и ясности. Тем не менее, у него нашлись последователи, которые систематизировали его идеи и придали им новую форму, особенно работавший в одно время с ним Огюст Конт, и на какое-то время в 1830-е и 1840-е годы в ряды движения, связанного с его именем, встали многие выдающиеся молодые интеллектуалы того времени, в том числе Томас Карлейль и Джон Стюарт Милль. Позднее Карл Маркс критиковал Сен-Симона вместе с Оуэном и Шарлем Фурье (1772-1837) как «социалистов-утопистов». Термин «утопист-реформатор» мог бы лучше охарактеризовать позицию Сен-Симона, который никогда не присоединялся к идеям коллективизации средств производства и надеялся на то, что правители отдадут свою власть добровольно после того, как убедятся в неизбежности социальных перемен.
В основе всех работ Сен-Симона, которые эффективно распространялись по всей Европе несмотря на то, что они были трудны для понимания, лежали три сильных идеи. Первая идея — осведомленность об уникальной научной и технической революции его времени (он придумал термин «индустриализация»), возможности которой он оценивал лучше, чем большинство его современников. Он проектировал будущее общество, в котором бедность и война будут искоренены посредством крупномасштабной индустриализации под плановым научным руководством ученых, инженеров и руководителей предприятий. Вторая идея — мнение о том, что методы естественных наук можно расширить применительно к социальной сфере, и что этой «позитивной науке», как он ее называл, можно учить массы; таким образом, она может служить новой секулярной религией для объединения общества. Третья идея состоит в том, что история характеризуется определенными стадиями развития, которые по существу носят идеологический характер. Так, греко-романская цивилизация имела политеистическую религию, рабовладельческую экономику и монолитное политическое устройство.
Такая система была вытеснена в средние века католицизмом, феодальными отношениями собственности и децентрализованным политическим контролем. Затем, в XV веке, началась новая эпоха, основанная на науке, промышленности и парламентской демократии. Его собственные усилия были направлены на завершение этой третьей стадии истории посредством управленческой и идеологической революции, предназначенной освободить производительные силы. Все это представляло собой искаженную мешанину идей, которая, тем не менее, оказала чрезвычайно сильное влияние на интеллектуальный климат Европы во второй четверти XIX века.
Он родился в Париже в 1760 году в семье деклассированного дворянина, и в течение своей жизни занимался разнообразными видами деятельности, побывав солдатом, борющимся за американскую революцию, и спекулянтом конфискованными церковными землями. Он был заключен в тюрьму в период террора 1793-94 годов и едва избежал смертного приговора. Накопив значительное состояние в качестве спекулянта, он за 10 лет промотал свои деньги, и в период с 1804 года до самой смерти в 1825 году кое-как сводил концы с концами, работая журналистом и памфлетистом.
После смерти его последователи продолжали развивать его идеи, но вскоре выродились в религиозную секту, которая была разогнана властями.
img border="0" width="141" height="190" src="/upload/content/1579766831_5.files/image067.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/sen-simon.jpg">
Все слышали о Сен-Симоне, но очень немногие когда-либо его читали; это неудивительно, ведь он так и не написал ни одной крупной работы, выдержавшей испытание временем, а его бесчисленные статьи и очерки перемещались с умопомрачительной скоростью из одного забытого издания в другое, страдая отсутствием упорядоченности, логичности и ясности. Тем не менее, у него нашлись последователи, которые систематизировали его идеи и придали им новую форму, особенно работавший в одно время с ним Огюст Конт, и на какое-то время в 1830-е и 1840-е годы в ряды движения, связанного с его именем, встали многие выдающиеся молодые интеллектуалы того времени, в том числе Томас Карлейль и Джон Стюарт Милль. Позднее Карл Маркс критиковал Сен-Симона вместе с Оуэном и Шарлем Фурье (1772-1837) как «социалистов-утопистов». Термин «утопист-реформатор» мог бы лучше охарактеризовать позицию Сен-Симона, который никогда не присоединялся к идеям коллективизации средств производства и надеялся на то, что правители отдадут свою власть добровольно после того, как убедятся в неизбежности социальных перемен.
В основе всех работ Сен-Симона, которые эффективно распространялись по всей Европе несмотря на то, что они были трудны для понимания, лежали три сильных идеи. Первая идея — осведомленность об уникальной научной и технической революции его времени (он придумал термин «индустриализация»), возможности которой он оценивал лучше, чем большинство его современников. Он проектировал будущее общество, в котором бедность и война будут искоренены посредством крупномасштабной индустриализации под плановым научным руководством ученых, инженеров и руководителей предприятий. Вторая идея — мнение о том, что методы естественных наук можно расширить применительно к социальной сфере, и что этой «позитивной науке», как он ее называл, можно учить массы; таким образом, она может служить новой секулярной религией для объединения общества. Третья идея состоит в том, что история характеризуется определенными стадиями развития, которые по существу носят идеологический характер. Так, греко-романская цивилизация имела политеистическую религию, рабовладельческую экономику и монолитное политическое устройство.
Такая система была вытеснена в средние века католицизмом, феодальными отношениями собственности и децентрализованным политическим контролем. Затем, в XV веке, началась новая эпоха, основанная на науке, промышленности и парламентской демократии. Его собственные усилия были направлены на завершение этой третьей стадии истории посредством управленческой и идеологической революции, предназначенной освободить производительные силы. Все это представляло собой искаженную мешанину идей, которая, тем не менее, оказала чрезвычайно сильное влияние на интеллектуальный климат Европы во второй четверти XIX века.
Он родился в Париже в 1760 году в семье деклассированного дворянина, и в течение своей жизни занимался разнообразными видами деятельности, побывав солдатом, борющимся за американскую революцию, и спекулянтом конфискованными церковными землями. Он был заключен в тюрьму в период террора 1793-94 годов и едва избежал смертного приговора. Накопив значительное состояние в качестве спекулянта, он за 10 лет промотал свои деньги, и в период с 1804 года до самой смерти в 1825 году кое-как сводил концы с концами, работая журналистом и памфлетистом.
После смерти его последователи продолжали развивать его идеи, но вскоре выродились в религиозную секту, которая была разогнана властями.
Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.
СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруa
(17.10.1760 - 19.5.1825), французский социалист-утопист. Родился в богатой аристократия. семье. Получил под руководством Ж. Л. Д’Аламбера домашнее образование.
Офицером франц. армии участвовал в воине за независимость сев.-амер. колоний против Великобритании. В 1783 вернулся во Францию. В годы Великой франц. революции С.-С. выступил с пропагандой свободы, равенства и братства. Будучи противником решит, действий народа и увидев, что революция не улучшила положение трудящихся, С.-С. отошёл от неё, занялся финанс. операциями и нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником пр-ва Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 он разорился и до конца жизни пребывал в нищете. Гл. соч. C.-G. - «Письма женевского обитателя» («Lettres dun habitant de Genève à ses contemporains», 1802), «Введение к научным трудам XIX века» («Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle», 1807), «Записки о всеобщем тяготении» («Travail sur la gravitation universelle», 1813), «Очерк науки о человеке» («Mémoire sur la science de lhomme», 1813 - 16), «Катехизис промышленников» («Catéchisme des industriels», 1823 - 24), «Новое христианство» («Nouveau christianisme», 1825).
С. считал, что история, события развиваются по определ. закономерностям: каждый предыдущий историч. период заключает в себе предпосылки для последующего, каждый новый этап в развитии прогрессивен по сравнению с предыдущим. Он вводит след. градацию обществ. формаций: дикость (первобытнообщинный строй), античное общество, феодализм, капитализм и социализм («индустриализм»). С.-С. признавал в истории общества, за исключением периода «зари человечества», наличие классовой борьбы, но не понимал её законов. Осн. фактором развития общества он ошибочно считал разум. Основу общества С.-С. видел в отношениях собственности. Собственность в его понимании категория историческая, её характер меняется с развитием общества.
С.-С. был убеждённым противником капиталистич. строя. Гл. порок капитализма он усматривал в анархии произ-ва и конкуренции, не видя эксплуатации наёмного труда. Его взгляды на классовую структуру совр. ему общества своеобразны: всё общество он разделял на класс зем. собственников и класс промышленников, к к-рому относил трудящихся, предпринимателей и интеллигенцию. Рабочие не выделялись им в особый класс, борьба признавалась только между феодалами и промышленниками .
Он был убеждённым сторонником перехода к новому обществ. строю, который называл пром. системой, или индустриализмом. В этом обществе отсутствует класс собственников (феодалов), но сохраняется преобразованный класс капиталистов, управителей. Их капиталом пользуется ассоциация. Гос-во отомрёт, гос. власть уступит место администрации, к-рая будет заниматься организацией произ-ва. Вследствие этого анархия произ-ва ликвидируется, а крупные промышленники, к-рые возглавят ассоциацию, будут заботиться об улучшении жизни рабочих. Распределение будет происходить по труду. Но капиталисты помимо вознаграждения за функцию управления будут получать от ассоциации также прибыль на вложенный капитал. Взгляды С.-С. содержали элементы будущей теории науч. социализма (обществ. организация произ-ва, обязанность всех трудиться, распределение по труду, отмирание гос-ва) и послужили одним из его источников. Социалистич. учение С.-С. было сильным ударом по осн. тезису бурж. теоретиков о незыблемости капитализма. Гл. заслуга С.-С. в понимании того, что капитализм должен уступить место более прогрессивному строю. Тем не менее социалистич. система С.-С. носила утопич. характер. Переход к социализму, по его мнению, совершается не революц. трудящимися массами, а промышленниками с помощью королевской власти. В пром. системе фактически сохраняются частная собственность на средства произ-ва и два осн. класса буржуазного общества: капиталисты и рабочие. В таких условиях невозможны ликвидация социального неравенства, анархии произ-ва, отмирание гос-ва.
Учение С.-С. оказало большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистич. идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. В России непосредств. влияние учения С.-С. испытали декабристы, а также В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский и др. Ученики С.-С. - Б. П. Анфантен, С.-А. Базар и др. - образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистич. тенденции. Однако вскоре она выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. 19 в. распалась.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1 - 6, P., 1966; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л., 1923; Иабр. соч., т. 1 - 2, М. - Л., 1948.
Офицером франц. армии участвовал в воине за независимость сев.-амер. колоний против Великобритании. В 1783 вернулся во Францию. В годы Великой франц. революции С.-С. выступил с пропагандой свободы, равенства и братства. Будучи противником решит, действий народа и увидев, что революция не улучшила положение трудящихся, С.-С. отошёл от неё, занялся финанс. операциями и нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником пр-ва Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 он разорился и до конца жизни пребывал в нищете. Гл. соч. C.-G. - «Письма женевского обитателя» («Lettres dun habitant de Genève à ses contemporains», 1802), «Введение к научным трудам XIX века» («Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle», 1807), «Записки о всеобщем тяготении» («Travail sur la gravitation universelle», 1813), «Очерк науки о человеке» («Mémoire sur la science de lhomme», 1813 - 16), «Катехизис промышленников» («Catéchisme des industriels», 1823 - 24), «Новое христианство» («Nouveau christianisme», 1825).
С. считал, что история, события развиваются по определ. закономерностям: каждый предыдущий историч. период заключает в себе предпосылки для последующего, каждый новый этап в развитии прогрессивен по сравнению с предыдущим. Он вводит след. градацию обществ. формаций: дикость (первобытнообщинный строй), античное общество, феодализм, капитализм и социализм («индустриализм»). С.-С. признавал в истории общества, за исключением периода «зари человечества», наличие классовой борьбы, но не понимал её законов. Осн. фактором развития общества он ошибочно считал разум. Основу общества С.-С. видел в отношениях собственности. Собственность в его понимании категория историческая, её характер меняется с развитием общества.
С.-С. был убеждённым противником капиталистич. строя. Гл. порок капитализма он усматривал в анархии произ-ва и конкуренции, не видя эксплуатации наёмного труда. Его взгляды на классовую структуру совр. ему общества своеобразны: всё общество он разделял на класс зем. собственников и класс промышленников, к к-рому относил трудящихся, предпринимателей и интеллигенцию. Рабочие не выделялись им в особый класс, борьба признавалась только между феодалами и промышленниками .
Он был убеждённым сторонником перехода к новому обществ. строю, который называл пром. системой, или индустриализмом. В этом обществе отсутствует класс собственников (феодалов), но сохраняется преобразованный класс капиталистов, управителей. Их капиталом пользуется ассоциация. Гос-во отомрёт, гос. власть уступит место администрации, к-рая будет заниматься организацией произ-ва. Вследствие этого анархия произ-ва ликвидируется, а крупные промышленники, к-рые возглавят ассоциацию, будут заботиться об улучшении жизни рабочих. Распределение будет происходить по труду. Но капиталисты помимо вознаграждения за функцию управления будут получать от ассоциации также прибыль на вложенный капитал. Взгляды С.-С. содержали элементы будущей теории науч. социализма (обществ. организация произ-ва, обязанность всех трудиться, распределение по труду, отмирание гос-ва) и послужили одним из его источников. Социалистич. учение С.-С. было сильным ударом по осн. тезису бурж. теоретиков о незыблемости капитализма. Гл. заслуга С.-С. в понимании того, что капитализм должен уступить место более прогрессивному строю. Тем не менее социалистич. система С.-С. носила утопич. характер. Переход к социализму, по его мнению, совершается не революц. трудящимися массами, а промышленниками с помощью королевской власти. В пром. системе фактически сохраняются частная собственность на средства произ-ва и два осн. класса буржуазного общества: капиталисты и рабочие. В таких условиях невозможны ликвидация социального неравенства, анархии произ-ва, отмирание гос-ва.
Учение С.-С. оказало большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистич. идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. В России непосредств. влияние учения С.-С. испытали декабристы, а также В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский и др. Ученики С.-С. - Б. П. Анфантен, С.-А. Базар и др. - образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистич. тенденции. Однако вскоре она выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. 19 в. распалась.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1 - 6, P., 1966; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л., 1923; Иабр. соч., т. 1 - 2, М. - Л., 1948.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
Клод Анри Сен-Симон де Рувруа
Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon 1760-1825
Во все времена были люди, мечтавшие о лучшей жизни для человечества и верившие в ее возможность на земле. К действительности своего времени эти люди относились обычно критически. Выступая против современного им общества, они анализировали и критиковали социально-экономический строй этого общества. Предлагая переустройство общества, эти люди пытались обрисовать и обосновать более справедливый и гуманный строй. Их идеи выходят за пределы политической экономии, но они играют важную роль и в этой науке.
Социалистические и коммунистические идеи развивались во многих произведениях XVI-XVIII вв. Но это была лишь предыстория утопического социализма. Свой классический период он переживает в первой половине XIX в.
Клод Анри Сен-Симон де Рувруа родился в Париже в 1760 г. и вырос в наследственном замке на севере Франции (ныне департамент Сомма). Он получил хорошее домашнее образование. Свободолюбие и твердость характера рано проявились в юном аристократе. В 13 лет он отказался от первого причастия, заявив, что не верит в таинства религии и не собирается лицемерить. Скоро в нем обнаружилась еще одна черта, немало удивлявшая родных: убеждение в своем высоком общественном призвании. Существует рассказ о том, что 15-летний Сен-Симон приказал своему слуге ежедневно будить его словами: Вставайте, граф, вас ждут великие дела.
Сен-Симон, как это принято в их роду, поступает на военную службу и около трех лет ведет скучную гарнизонную жизнь. Избавление от нее для молодого офицера приходит тогда, когда он отправляется в Америку добровольцем в составе французского экспедиционного корпуса, посланного в помощь восставшим американским колониям против Англии. Позже Сен-Симон с гордостью писал, что он служил под начальством Вашингтона. Он показал себя храбрецом и был награжден орденом только что возникших Соединенных Штатов. Во время морского путешествия Сен-Симон был захвачен англичанами в плен и отправлен на Ямайку, где пробыл до заключения мира в 1783 г. Во Францию он вернулся героем и скоро получил под командование полк. Блестящая карьера открывалась перед молодым графом. Но эта праздная жизнь скоро наскучила ему. Путешествие в Голландию, а затем в Испанию выявляет новое лицо Сен-Симона - лицо искателя приключений и прожектера. В Голландии он готовит военно-морскую экспедицию для отвоевания у англичан Индии. В Испании составляет проект большого канала для соединения Мадрида с морем и организует не без успеха кампанию почтово-пассажирских перевозок.
Воспитанный на идеях энциклопедистов и на опыте американской революции, Сен-Симон с энтузиазмом принял события 1789 г. Около двух лет Сен-Симон довольно активно участвует в революции, однако только на местном уровне: он живет в маленьком городке вблизи от бывшего родового поместья. О потере поместья он не сожалеет, а от графского титула и древнего имени официально отказывается и принимает имя гражданина Бонома (bonhomme - простак, мужик).
В 1791 г. в жизни гражданина Бонома поворот. Он уезжает в Париж и вступает на поприще земельных спекуляций, которые в этот период приняли огромные масштабы в связи с распродажей собственности, конфискованной государством у дворян и церкви. В партнеры себе он выбирает знакомого ему еще по Испании немецкого дипломата барона Редерна. Успех превосходит все ожидания. К 1794 г. Сен-Симон уже очень богат, но здесь на его голову опускается карающая десница якобинской революции. Контрреволюционный термидорианский переворот спасает узника от гильотины. Проведя около года в тюрьме, он выходит на свободу, и вновь пускается в спекуляции, теперь уже безопасные. В 1796 г. совместное богатство Сен-Симона и Редерна оценивается в 4 млн. франков. Но на этом карьера преуспевающего спекулянта обрывается. В Париж возвращается барон Редерн, благоразумно скрывшийся за границу во время террора, и предъявляет свои права на все их совместное состояние, поскольку операции велись от его имени. После долгих споров он вынужден удовлетвориться отступным в 150 тыс. франков, которые дает ему Редерн.
Сен-Симон, который успел побывать воином и авантюристом, патриотом и спекулянтом, превращается в усердного школяра. Увлеченный большими успехами естественных наук, он с обычным для него жаром и энергией берется за их изучение. Остаток своего богатства он использует на содержание гостеприимного дома, где принимает крупнейших ученых Парижа. В течение нескольких лет Сен-Симон путешествует по Европе. Примерно к 1805 г. окончательно выясняется, что от его денег ничего не осталось, и он оказывается на грани бедности.
Позже, обозревая свою жизнь, Сен-Симон был склонен изображать свои взлеты и падения как серию сознательных опытов, которые он проделал, готовясь к своей истинной деятельности социального реформатора.
Печать большой оригинальности лежит на первом печатном произведении Сен-Симона-Письмах женевского обитателя к современникам (1803 г.). Это уже утопический план переустройства общества, хотя изложенный в зачаточной, туманной форме. Стиль Сен-Симона - энергичный, патетический, порой экзальтированный. Со страниц его сочинений встает человек беспокойный, мятежный, болеющий за судьбы человечества.
Последние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями, борьбой и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств, он стал, искать любой заработок и одно время работал переписчиком бумаг в ломбарде. В 1805 г. он случайно встретил Диара, своего бывшего слугу, который в свое время, служа у Сен-Симона, сумел приобрести некоторое состояние. Два года Сен-Симон жил у Диара и до смерти последнего в 1810 г. пользовался его помощью. История Дон-Кихота и Санчо Пансы повторилась в этой своеобразной паре! На деньги Диара Сен-Симон выпустил в 1808 г. свою вторую работу - Введение к научным трудам XIX века. Это и несколько других сочинений он печатал малым тиражом и рассылал видным ученым и политическим деятелям, прося критики и помощи в дальнейшей работе.
В 1810-1812 гг. Сен-Симон дошел до предела нужды. Он писал, что продал все свое имущество, вплоть до одежды, что кормится он одним хлебом и водой и не имеет топлива и свечей. Однако, чем труднее ему приходилось, тем упорнее он работал. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество, которые он изложил в ряде зрелых работ, опубликованных начиная с 1814 г. Живет он случайными подачками благотворителей, гордо заявляя, что, не краснея, может просить помощи у кого угодно, ибо эта помощь нужна ему для трудов, единственная цель которых - общественное благо.
Внимание публики было привлечено к Сен-Симону его брошюрой о послевоенном устройстве Европы. В этой брошюре Сен-Симон впервые говорит свою любимую и знаменитую фразу: Золотой век человечества не позади нас, а впереди. Обоснование этого тезиса, разработка путей к золотому веку - таково содержание дальнейшей деятельности Сен-Симона.
Удивительно, но жизнь Сен-Симона к 60 годам несколько налаживается. У него появляются ученики и продолжатели. С другой стороны, проповедь мирного преобразования общества, обращенная к его естественным просвещенным вождям - банкирам, промышленникам, купцам - привлекает внимание некоторых людей среди этого класса. Сен-Симон получает возможность печатать свои сочинения, и они приобретают довольно широкую известность. Богатые последователи обеспечивают ему возможность жить в достатке и напряженно работать. Устроена его личная жизнь: при нем верная мадам Жюлиан - ближайший друг, секретарь, экономка. Свои труды он теперь диктует ей или кому-либо из учеников.
Но и в жизни и в своих сочинениях Сен-Симон остается бунтарем, энтузиастом, человеком порыва и фантазии. Группа банкиров и богачей, давших деньги на издание одного из сочинений Сен-Симона, публично отмежевывается от его идей и заявляет, что он ввел их в заблуждение и обманул доверие. Вскоре после этого Сен-Симон попадает под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии: он напечатал Притчу, в которой заявляя, что Франция ничего не потеряет, если вдруг волшебным образом бесследно исчезнут члены королевской фамилии, а заодно все аристократы, высшие чиновники, священники и т. д., но очень много потеряет, если исчезнут лучшие ученые, художники, мастера, ремесленники. Суд присяжных оправдал его, найдя здесь лишь забавный парадокс.
Если это скорее трагикомический эпизод в жизни Сен-Симона, то попытка самоубийства в марте 1823 г.- подлинно трагический. Сен-Симон стрелял себе в голову из пистолета, остался жив, но лишился одного глаза (после чего художники были вынуждены изображать его в профиль). До конца объяснить любое самоубийство невозможно, и едва ли стоит гадать о причинах поступка Сен-Симона. В прощальном письме близкому другу (где он также просит позаботиться о мадам Жюлиан) Сен-Симон говорит о своем разочаровании в жизни, вызванном слабым интересом людей к его идеям. Однако, едва поправившись после ранения, он вновь с жаром берется за работу и в 1823-1824 гг. издает свой самый законченный и отделанный труд - Катехизис индустриалов. В течение 1824 г. Сен-Симон лихорадочно работает над своей последней книгой - Новое христианство, стремясь дать будущему обществу индустриалов новую религию, берущую от христианства лишь его исходный гуманизм. В мае 1825 г., через несколько недель после выхода в свет Нового христианства, Клод Анри Сен-Симон умер.
Можно сказать, что учение Сен-Симона прошело в своем развитии четыре стадии. Первая представлена трудами Сен-Симона до 1814-1815 гг. В этот период главные его черты - культ науки и ученых, довольно абстрактный гуманизм.
Вторая стадия воплощается в зрелых трудах Сен-Симона последних 10 лет его жизни. В них Сен-Симон решительно отказывается признавать капитализм естественным и вечным строем и выдвигает тезис о закономерной смене его новым общественным строем, где сотрудничество людей сменит антагонизм и конкуренцию. Эта смена произойдет путем мирного развития общества индустриалов, в котором будет ликвидирована экономическая и политическая власть феодалов и паразитических буржуа-собственников, хотя сохранится частная собственность. Сен-Симон считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов - праздных собственников и трудящихся индустриалов. Первый класс у Сен-Симона включает крупных землевладельцев и капиталистов-рантье, не участвующих в экономическом процессе. К ним примыкает возвысившийся за годы революции и империи слой военной и судейской бюрократии. Индустриалы - все прочие, составляющие вместе с семьями, по мнению Сен-Симона, до 96% всего населения тогдашнего французского общества. Сюда входят все люди, занимающиеся любой общественно полезной деятельностью: крестьяне и наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов - трудовыми. Сен-Симон не выступал в принципе против частной собственности, а лишь, так сказать, против злоупотребления ею и не предвидел ее ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над ней лишь известный контроль со стороны общества.
Труды, пропаганда и практическая деятельность учеников в период от смерти Сен-Симона до 1831 г. представляют собой третью стадию сенсимонизма и, в сущности, его расцвет. Сенсимонизм становится подлинно социалистическим учением, поскольку он фактически требует ликвидации частной собственности на средства производства, распределения благ по труду и способностям, общественной организации и планирования производства. Наиболее полно и систематически эти идеи выражены в публичных лекциях, которые в 1828-1829 гг. читали в Париже ближайшие ученики Сен-Симона С. А. Базар, и Б. П. Анфантен. Эти лекции были впоследствии изданы под заглавием Изложение учения Сен-Симона. Социализм, по их представлениям, должен был возникнуть как закономерный результат развития производительных сил. Ученые и наиболее талантливые предприниматели должны были в будущем взять на себя политическое и экономическое руководство обществом. Политическое руководство постепенно сойдет на нет, поскольку при будущем строе надобность в управлении людьми отпадет, а останется только управление вещами, т. е. производством. Заметим также, что в трудах Сен-Симона и его учеников мы не находим специальной трактовки основных категорий политической экономии. Они не анализировали создание и распределение стоимости, закономерности заработной платы, прибыли, земельной ренты.
Период, начавшийся в 1831 г., представляет собой четвертую стадию и распад сенсимонизма. Не имея сколько-нибудь прочных позиций в среде рабочего класса, сенсимонисты оказались еще более отдалены от рабочего класса и даже от демократической учащейся молодежи религиозной сектантской окраска, которую принял сенсимонизм в эти годы. Анфантен стал верховным отцом сенсимонистской церкви, была основана своеобразная религиозная коммуна, введена специальная униформа (застегивающиеся сзади жилеты). Возникли резкие расхождения внутри движения между различными группами последователей Сен-Симона. В ноябре 1831 г. Базар с группой своих сторонников вышел из церкви. Вскоре орлеанистское правительство, пришедшее к власти после Июльской революции 1830 г., организовало против Анфантена и его группы судебный процесс, обвинив их в оскорблении нравственности и в проповеди опасных идей. Анфантен был осужден на один год тюрьмы. Движение распалось организационно, некоторые его члены продолжали разрозненно и безуспешно проповедовать сенсимонизм, некоторые примкнули к другим социалистическим течениям, а иные превратились в добропорядочных буржуа. На этом и прекратил свое достаточно долгое существование сенсимонизм.
Переведенные работы:
Сен-Симон А. К. Избранные сочинения, т. 1-2, М. - Л., 1948.
Во все времена были люди, мечтавшие о лучшей жизни для человечества и верившие в ее возможность на земле. К действительности своего времени эти люди относились обычно критически. Выступая против современного им общества, они анализировали и критиковали социально-экономический строй этого общества. Предлагая переустройство общества, эти люди пытались обрисовать и обосновать более справедливый и гуманный строй. Их идеи выходят за пределы политической экономии, но они играют важную роль и в этой науке.
Социалистические и коммунистические идеи развивались во многих произведениях XVI-XVIII вв. Но это была лишь предыстория утопического социализма. Свой классический период он переживает в первой половине XIX в.
Клод Анри Сен-Симон де Рувруа родился в Париже в 1760 г. и вырос в наследственном замке на севере Франции (ныне департамент Сомма). Он получил хорошее домашнее образование. Свободолюбие и твердость характера рано проявились в юном аристократе. В 13 лет он отказался от первого причастия, заявив, что не верит в таинства религии и не собирается лицемерить. Скоро в нем обнаружилась еще одна черта, немало удивлявшая родных: убеждение в своем высоком общественном призвании. Существует рассказ о том, что 15-летний Сен-Симон приказал своему слуге ежедневно будить его словами: Вставайте, граф, вас ждут великие дела.
Сен-Симон, как это принято в их роду, поступает на военную службу и около трех лет ведет скучную гарнизонную жизнь. Избавление от нее для молодого офицера приходит тогда, когда он отправляется в Америку добровольцем в составе французского экспедиционного корпуса, посланного в помощь восставшим американским колониям против Англии. Позже Сен-Симон с гордостью писал, что он служил под начальством Вашингтона. Он показал себя храбрецом и был награжден орденом только что возникших Соединенных Штатов. Во время морского путешествия Сен-Симон был захвачен англичанами в плен и отправлен на Ямайку, где пробыл до заключения мира в 1783 г. Во Францию он вернулся героем и скоро получил под командование полк. Блестящая карьера открывалась перед молодым графом. Но эта праздная жизнь скоро наскучила ему. Путешествие в Голландию, а затем в Испанию выявляет новое лицо Сен-Симона - лицо искателя приключений и прожектера. В Голландии он готовит военно-морскую экспедицию для отвоевания у англичан Индии. В Испании составляет проект большого канала для соединения Мадрида с морем и организует не без успеха кампанию почтово-пассажирских перевозок.
Воспитанный на идеях энциклопедистов и на опыте американской революции, Сен-Симон с энтузиазмом принял события 1789 г. Около двух лет Сен-Симон довольно активно участвует в революции, однако только на местном уровне: он живет в маленьком городке вблизи от бывшего родового поместья. О потере поместья он не сожалеет, а от графского титула и древнего имени официально отказывается и принимает имя гражданина Бонома (bonhomme - простак, мужик).
В 1791 г. в жизни гражданина Бонома поворот. Он уезжает в Париж и вступает на поприще земельных спекуляций, которые в этот период приняли огромные масштабы в связи с распродажей собственности, конфискованной государством у дворян и церкви. В партнеры себе он выбирает знакомого ему еще по Испании немецкого дипломата барона Редерна. Успех превосходит все ожидания. К 1794 г. Сен-Симон уже очень богат, но здесь на его голову опускается карающая десница якобинской революции. Контрреволюционный термидорианский переворот спасает узника от гильотины. Проведя около года в тюрьме, он выходит на свободу, и вновь пускается в спекуляции, теперь уже безопасные. В 1796 г. совместное богатство Сен-Симона и Редерна оценивается в 4 млн. франков. Но на этом карьера преуспевающего спекулянта обрывается. В Париж возвращается барон Редерн, благоразумно скрывшийся за границу во время террора, и предъявляет свои права на все их совместное состояние, поскольку операции велись от его имени. После долгих споров он вынужден удовлетвориться отступным в 150 тыс. франков, которые дает ему Редерн.
Сен-Симон, который успел побывать воином и авантюристом, патриотом и спекулянтом, превращается в усердного школяра. Увлеченный большими успехами естественных наук, он с обычным для него жаром и энергией берется за их изучение. Остаток своего богатства он использует на содержание гостеприимного дома, где принимает крупнейших ученых Парижа. В течение нескольких лет Сен-Симон путешествует по Европе. Примерно к 1805 г. окончательно выясняется, что от его денег ничего не осталось, и он оказывается на грани бедности.
Позже, обозревая свою жизнь, Сен-Симон был склонен изображать свои взлеты и падения как серию сознательных опытов, которые он проделал, готовясь к своей истинной деятельности социального реформатора.
Печать большой оригинальности лежит на первом печатном произведении Сен-Симона-Письмах женевского обитателя к современникам (1803 г.). Это уже утопический план переустройства общества, хотя изложенный в зачаточной, туманной форме. Стиль Сен-Симона - энергичный, патетический, порой экзальтированный. Со страниц его сочинений встает человек беспокойный, мятежный, болеющий за судьбы человечества.
Последние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями, борьбой и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств, он стал, искать любой заработок и одно время работал переписчиком бумаг в ломбарде. В 1805 г. он случайно встретил Диара, своего бывшего слугу, который в свое время, служа у Сен-Симона, сумел приобрести некоторое состояние. Два года Сен-Симон жил у Диара и до смерти последнего в 1810 г. пользовался его помощью. История Дон-Кихота и Санчо Пансы повторилась в этой своеобразной паре! На деньги Диара Сен-Симон выпустил в 1808 г. свою вторую работу - Введение к научным трудам XIX века. Это и несколько других сочинений он печатал малым тиражом и рассылал видным ученым и политическим деятелям, прося критики и помощи в дальнейшей работе.
В 1810-1812 гг. Сен-Симон дошел до предела нужды. Он писал, что продал все свое имущество, вплоть до одежды, что кормится он одним хлебом и водой и не имеет топлива и свечей. Однако, чем труднее ему приходилось, тем упорнее он работал. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество, которые он изложил в ряде зрелых работ, опубликованных начиная с 1814 г. Живет он случайными подачками благотворителей, гордо заявляя, что, не краснея, может просить помощи у кого угодно, ибо эта помощь нужна ему для трудов, единственная цель которых - общественное благо.
Внимание публики было привлечено к Сен-Симону его брошюрой о послевоенном устройстве Европы. В этой брошюре Сен-Симон впервые говорит свою любимую и знаменитую фразу: Золотой век человечества не позади нас, а впереди. Обоснование этого тезиса, разработка путей к золотому веку - таково содержание дальнейшей деятельности Сен-Симона.
Удивительно, но жизнь Сен-Симона к 60 годам несколько налаживается. У него появляются ученики и продолжатели. С другой стороны, проповедь мирного преобразования общества, обращенная к его естественным просвещенным вождям - банкирам, промышленникам, купцам - привлекает внимание некоторых людей среди этого класса. Сен-Симон получает возможность печатать свои сочинения, и они приобретают довольно широкую известность. Богатые последователи обеспечивают ему возможность жить в достатке и напряженно работать. Устроена его личная жизнь: при нем верная мадам Жюлиан - ближайший друг, секретарь, экономка. Свои труды он теперь диктует ей или кому-либо из учеников.
Но и в жизни и в своих сочинениях Сен-Симон остается бунтарем, энтузиастом, человеком порыва и фантазии. Группа банкиров и богачей, давших деньги на издание одного из сочинений Сен-Симона, публично отмежевывается от его идей и заявляет, что он ввел их в заблуждение и обманул доверие. Вскоре после этого Сен-Симон попадает под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии: он напечатал Притчу, в которой заявляя, что Франция ничего не потеряет, если вдруг волшебным образом бесследно исчезнут члены королевской фамилии, а заодно все аристократы, высшие чиновники, священники и т. д., но очень много потеряет, если исчезнут лучшие ученые, художники, мастера, ремесленники. Суд присяжных оправдал его, найдя здесь лишь забавный парадокс.
Если это скорее трагикомический эпизод в жизни Сен-Симона, то попытка самоубийства в марте 1823 г.- подлинно трагический. Сен-Симон стрелял себе в голову из пистолета, остался жив, но лишился одного глаза (после чего художники были вынуждены изображать его в профиль). До конца объяснить любое самоубийство невозможно, и едва ли стоит гадать о причинах поступка Сен-Симона. В прощальном письме близкому другу (где он также просит позаботиться о мадам Жюлиан) Сен-Симон говорит о своем разочаровании в жизни, вызванном слабым интересом людей к его идеям. Однако, едва поправившись после ранения, он вновь с жаром берется за работу и в 1823-1824 гг. издает свой самый законченный и отделанный труд - Катехизис индустриалов. В течение 1824 г. Сен-Симон лихорадочно работает над своей последней книгой - Новое христианство, стремясь дать будущему обществу индустриалов новую религию, берущую от христианства лишь его исходный гуманизм. В мае 1825 г., через несколько недель после выхода в свет Нового христианства, Клод Анри Сен-Симон умер.
Можно сказать, что учение Сен-Симона прошело в своем развитии четыре стадии. Первая представлена трудами Сен-Симона до 1814-1815 гг. В этот период главные его черты - культ науки и ученых, довольно абстрактный гуманизм.
Вторая стадия воплощается в зрелых трудах Сен-Симона последних 10 лет его жизни. В них Сен-Симон решительно отказывается признавать капитализм естественным и вечным строем и выдвигает тезис о закономерной смене его новым общественным строем, где сотрудничество людей сменит антагонизм и конкуренцию. Эта смена произойдет путем мирного развития общества индустриалов, в котором будет ликвидирована экономическая и политическая власть феодалов и паразитических буржуа-собственников, хотя сохранится частная собственность. Сен-Симон считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов - праздных собственников и трудящихся индустриалов. Первый класс у Сен-Симона включает крупных землевладельцев и капиталистов-рантье, не участвующих в экономическом процессе. К ним примыкает возвысившийся за годы революции и империи слой военной и судейской бюрократии. Индустриалы - все прочие, составляющие вместе с семьями, по мнению Сен-Симона, до 96% всего населения тогдашнего французского общества. Сюда входят все люди, занимающиеся любой общественно полезной деятельностью: крестьяне и наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов - трудовыми. Сен-Симон не выступал в принципе против частной собственности, а лишь, так сказать, против злоупотребления ею и не предвидел ее ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над ней лишь известный контроль со стороны общества.
Труды, пропаганда и практическая деятельность учеников в период от смерти Сен-Симона до 1831 г. представляют собой третью стадию сенсимонизма и, в сущности, его расцвет. Сенсимонизм становится подлинно социалистическим учением, поскольку он фактически требует ликвидации частной собственности на средства производства, распределения благ по труду и способностям, общественной организации и планирования производства. Наиболее полно и систематически эти идеи выражены в публичных лекциях, которые в 1828-1829 гг. читали в Париже ближайшие ученики Сен-Симона С. А. Базар, и Б. П. Анфантен. Эти лекции были впоследствии изданы под заглавием Изложение учения Сен-Симона. Социализм, по их представлениям, должен был возникнуть как закономерный результат развития производительных сил. Ученые и наиболее талантливые предприниматели должны были в будущем взять на себя политическое и экономическое руководство обществом. Политическое руководство постепенно сойдет на нет, поскольку при будущем строе надобность в управлении людьми отпадет, а останется только управление вещами, т. е. производством. Заметим также, что в трудах Сен-Симона и его учеников мы не находим специальной трактовки основных категорий политической экономии. Они не анализировали создание и распределение стоимости, закономерности заработной платы, прибыли, земельной ренты.
Период, начавшийся в 1831 г., представляет собой четвертую стадию и распад сенсимонизма. Не имея сколько-нибудь прочных позиций в среде рабочего класса, сенсимонисты оказались еще более отдалены от рабочего класса и даже от демократической учащейся молодежи религиозной сектантской окраска, которую принял сенсимонизм в эти годы. Анфантен стал верховным отцом сенсимонистской церкви, была основана своеобразная религиозная коммуна, введена специальная униформа (застегивающиеся сзади жилеты). Возникли резкие расхождения внутри движения между различными группами последователей Сен-Симона. В ноябре 1831 г. Базар с группой своих сторонников вышел из церкви. Вскоре орлеанистское правительство, пришедшее к власти после Июльской революции 1830 г., организовало против Анфантена и его группы судебный процесс, обвинив их в оскорблении нравственности и в проповеди опасных идей. Анфантен был осужден на один год тюрьмы. Движение распалось организационно, некоторые его члены продолжали разрозненно и безуспешно проповедовать сенсимонизм, некоторые примкнули к другим социалистическим течениям, а иные превратились в добропорядочных буржуа. На этом и прекратил свое достаточно долгое существование сенсимонизм.
Переведенные работы:
Сен-Симон А. К. Избранные сочинения, т. 1-2, М. - Л., 1948.