СЕМИНАР АКАДЕМИКА ПЛ. КАПИЦЫ

Найдено 1 определение
СЕМИНАР АКАДЕМИКА ПЛ. КАПИЦЫ
В 1921 года П.Л. Капица [1894-1984] приехал в Великобританию в лабораторию Эрнста Резерфорда. Позже он организовал - вероятно, по аналогии с семинаром А.Ф. Иоффе- семинар «Клуб Капицы», где физики знакомились с наиболее интересными научными проблемами и обсуждали результаты своих исследований. Ю.Б. Харитон, работавший в 1926 году у Резерфорда, впоследствии вспоминал: «Петр Леонидович перенес на английскую почву русские традиции. У него устраивались еженедельные сборища, которые объединяли компактную группу наиболее активных людей в лаборатории Резерфорда, и именно у него, у Капицы, этот семинар проводился. Вы видите, было не только что-то, чему мы учились за границей, но уже и в то время кое-что новое было привнесено в Кембридж Петром Леонидовичем, кое в чем за границей учились у нас». Начиная с 30-х годов П.Л. Капица работал в Москве, где организовал Институт физических проблем, где регулярно поводились семинары Капицы (как их часто называли участники - «капишники»). ПРИМЕР. «Главная его мысль: «Воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления». Он считал, что школа должна выработать важнейший критерий оценки своих учеников критерий самостоятельности, который он ставил выше критерия успеваемости. Вопросы подготовки научной смены занимали его постоянно. В одном из своих выступлений он сказал: - Присутствуя на аспирантских экзаменах, я обычно наблюдал, что вузовской профессурой наиболее ценится не тот студент, который более всего понимает, а тот студент, который больше всего знает. А для науки нужны люди, которые прежде всего понимают. Я записал беседу с Капицей в июне 1964 года, когда Петр Леонидович говорил о том, что в высшей школе должны работать крупнейшие ученые, что это нужно не только студентам, но и этим ученым тоже. Он вспоминал слова своего великого учителя Резерфорда: «Капица, ты знаешь, что только благодаря ученикам я себя чувствую тоже молодым». Доказывая свою правоту, он приводил замечательные примеры из истории науки. Менделеев, который открыл свои великий закон, отыскивая способ так описать студентам свойства элементов, чтобы они лучше их запомнили. Лобачевский, который, готовя чиновников к экзаменам на аттестат зрелости, усомнился в постулате о непересекаемости параллельных линий. Шредингер, который, объясняя аспирантам работы де Бройля, нашел свое знаменитое уравнение. И добавил как бы мимоходом, как умел это делать он один: «Это мне Дебай рассказывал. Он как раз тогда в Цюрихе и попросил Шредингера объяснить аспирантам работы Де Бройля...» Прекрасный пример согласованной работы являли собой знаменитые научные семинары в Институте физических проблем, которые вел Петр Леонидович и которые начинались и заканчивались с точностью до минуты. На жалобы докладчика на нехватку времени Капица обычно отвечал: - Чем лучше работа, тем короче она может быть доложена. Развивая этот тезис, Петр Леонидович утверждал, что чем меньшими словами можно охарактеризовать деятельность кандидата в академики, тем лучше этот кандидат. Наконец, говорили о науке. Петр Леонидович при всей мягкости суждений любил вопросы острые. Помню, обсуждая неблагополучное положение, сложившееся в нашей биологической науке в конце 40-х - начале 60-х годов, Капица сказал добродушно и весело: - Элемент абсурда должен присутствовать в науке, это даже стимулирует ее развитие. - Помолчал и добавил сухо и жестко: - Но нельзя давать абсурду власть! Лженаука-это не ошибки. Ошибки и великие делали. Лженаука - это непризнание ошибок!» Голованов Я., Слово об академике, газета «Комсомольская правда» от 17.04.1984 г. П.Л. Капица много преподавал, написал ряд очерков о жизни и творчестве известных физиков. В своей педагогической деятельности использовал подборку творческих (эвристических) проблем, вошедшую в историю под названием Задачи Капицы. «Бесспорно, Петр Леонидович Капица стал в XX веке одним из «Зевсов Физики» -его вклад в ее развитие и становление огромен и очевиден. Не случайно он стал Нобелевским лауреатом, членом множества академий, желанным гостем в любой стране. Его труды и работы давно уже стали классикой, и целые поколения молодых исследователей воспитаны на них. Однако на мой взгляд, величие Капицы не только в том, что он был физиком от Бога - таких хоть и немного, но тем не менее исчисление может идти на «десятки». А вот влияние на развитие науки в стране, на общественное сознание, наконец, на развитие страны он оказывал огромное. Капица был тысячами нитей связан со своим народом — журналисты, настроение и состояние которых он исследовал, всего лишь одна из них... Через его Институт физпроблем, что находится на Воробьевых горах, «прошли» не только выдающиеся ученые XX века из разных стран, но и деятели культуры, писатели, музыканты, политики. Он приглашал их на свои «среды», он писал им, он спорил с ними, наконец, через них он распространял свои идеи и взгляды, никогда не навязывая свое мнение. Он умел убеждать и увлекать, и делал это всегда непринужденно, весело, остроумно». Губарев B.C., Прощание с XX веком. Судьба науки и ученых в России, «Наука-Интерпериодика», 1999 г., с. 316. В историю отечественной науки вошли различные факты защиты П.Л. Капицей ученых от сталинского произвола. Защищая генетиков и их исследования, П.Л. Капица посвятил одно из заседаний своего семинара расшифровке генетического кода. На заседании с докладами выступили Н.В.Тимофеев-Ресовский [1900-1981] и И.Е. Тамм [1895-1971].

Источник: Живой словарь бизнес-тренера