разделение рынка на несколько неконкурирующих друг с другом рынков
Сегментация рынка труда
Сегментация рынка труда
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Сегментация рынка труда
разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые секторы, зоны, ограничивающие мобильность рабочей силы.
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
Сегментация рынка труда
Разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, лимитирующие движение рабочей силы своими границами по отдельным объединяющим их признакам.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТРУДА
объективно обусловленный процесс структурирования рынка труда, при котором под воздействием политико-экон. и соц. факторов развития общества возникает необходимость разделения рынков на отдельные субрынки или сегменты, отличающиеся различными характеристиками и правилами поведения, исходя из особенностей каждой категории работников. При осуществлении С.р.т. используются три признака: профессионально-отраслевой, квалификационно-зарплатный и соц.-демографический. Путем сочетания этих признаков выделяются группы работников, отличающиеся приоритетностью сферы деятельности, уровнем материальной обеспеченности и т.д. Сегментация позволяет конкретно оценить состояние рынка труда по каждой категории работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции между наемными работниками и между работодателями, т.е. установить частное условие равновесия внутри субрынка. Специфика спроса на труд женщин и мужчин, особенности при-влечения и использования их рабочей силы, не зависящие от ее качественных параметров, создает сегментированный по полу рынок труда. В западной литературе эти особенности обозначаются как гендерный аспект рынка труда (гендер соц. понятие пола в отличие от биол.). Среди главных особенностей женской рабочей силы необходимость совмещения профессиональной работы с материнством и уходом за детьми. Отсюда особая связь проблемы женского труда с состоянием воспитания подрастающего поколения, со здоровьем нации и др. общенациональными приоритетами, делающими гендерный аспект рынка труда объектом не только трудовой, но и соц. политики государства. Можно говорить вообще о соц.-сегментированном рынке, ибо каждая группа населения имеет особые черты поведения и положения на рынке труда (молодёжь, подростки, лица предпенсионного возраста, иммигранты и т.д.).
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Рынка труда сегментация
Процесс разделения работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда — это рынок с четко обозначенными частями — сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников (последние не являются конкурентами другим работникам в иных частях рынка труда). Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся, и др. Выделяют также рынки высококвалифицированного и неквалифицированного труда. Сегментирование рынка труда имеет большое значение для: анализа рынка; изучения его структуры и ёмкости; выявления контингента, образующего предложение труда и спрос на него; определения перспектив рынка труда. Подобное изучение составляет содержание маркетинга рынка труда. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Ими могут быть: географическое положение (регион, город, район и др.), демографические характеристики (половозрастной и семейный состав населения), социально-экономические характеристики (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.), экономические показатели (распределение покупателей по формам собственности, по их финансовому состоянию; распределение продавцов труда по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.), психографические показатели (личные качества работников, их принадлежность к определенным слоям и прослойкам общества, и др.), поведенческие характеристики (мотивация занятости и др.). Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, т. е. все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.
Источник: Словарь-справочник по экономике труда М. Берлин. Директ-Медиа 2017