СЧЕТА, НАЦИОНАЛЬНЫЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Национальные счета
(National Accounts) - составление счетов для получения оценок национального дохода.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

Счета Национальные

система таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта, обычно за год.

Источник: Бизнес-словарь

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА
national accounts) - особые формы, составленные в качестве приложения к проекту закона о государственном бюджете на определенный год и представляющие статистические данные по экономическому развитию страны за предшествующие годы.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА
система таблиц (в форме бухгалтерских счетов), характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования ВВП и национального дохода, обычно за год. Система Н. с. разработана статистической комиссией ООН в 1953 г. и применяется более чем в 150 странах мира.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Национальные счета

Национальные счета - счета составляющих источников национального дохода; данные о производстве в различных секторах экономики, источниках доходов, ценах, расходах на приобретение товаров. На основании национальных счетов исчисляется национальный доход страны, выявляется общая картина экономической деятельности и ее результатов.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

СЧЕТА, НАЦИОНАЛЬНЫЕ
система таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта, обычно за год. Н.с. фиксируют каждую элементарную экономическую операцию, состоящую в передаче стоимости в определенной форме от одного агента к другому. В результате можно получить сводные данные о доходах, потреблениях, капитальных вложениях и других сторонах экономической деятельности по стране в целом. Стандартная система Н.с. ООН включает финансовые потоки, таблицу затраты-выпуск и балансы имущества в натуральной и денежной форме. Существует ряд систем Н.с. - норвежская, английская и др. В странах ЕЭС применяется "Европейская система интегрированных экономических счетов". В России и других странах - бывших республиках СССР - проводится работа по переходу на систему Н.с. в европейском варианте.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Национальные счета
система таблиц, похожих на бухгалтерские, но относящихся ко всему народному хозяйству. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся разнообразные балансы. Например, сравниваются доходы и расходы различных хозяйственных единиц (агентов), участвующих в многообразном процессе хозяйственной жизни. Все эти счета, вместе взятые и упорядоченные, в принципе способны зафиксировать каждую элементарную экономическую операцию, состоящую в передаче стоимости в определенной форме от одного агента к другому. Так, продажа партии сырья — это операция, которая фиксируется на счетах поставщика и потребителя; уплата налогов населением города — операция, которая фиксируется на счетах городского и государственного бюджетов, и т. д. В результате можно получить сводные данные о доходах, потреблении, капиталовложениях и других сторонах экономической деятельности по стране в целом. Поэтому вся система таких счетов называется национальным счетоводством. Во многих странах применяется стандартная система национальных счетов, разработанная Организацией Объединенных Наций. Аналогичные работы ведутся и в СССР.

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990

Национальные счета

Набор совокупных счетов, указывающих размер и статьи всех доходов и производства в экономике страны. Многие услуги и товары, произведенные женщинами, невидимы для Системы Национальных Счетов ООН (SNA), являющейся стандартной системой почти для всех стран. В национальных счетах не учитывается или недоучитывается 4 сферы деятельности: домашний труд, волонтерский труд, натуральное производство для собственных нужд, и производство в неформальном секторе. Во всех этих сферах заняты и мужчины, и женщины, но методологические аспекты, присущие их измерению, наиболее неуловимы в первых двух, которые в большей степени выполняются женщинами. (Удовлетворительные средства для измерения натурального сельскохозяйственного производства, которое никогда не выходит на рынок и может быть полностью натуральным, с 1950-х гг. были выработаны в большинстве стран. Однако очень большая доля труда в этой сфере, которая выполняется женщинами, все еще считается домашним трудом и остается вне учета.) В 1993 г. была введена новая Система Национальных Счетов (СНС), которая включает в ВВП производство в домохозяйстве для собственного потребления. Однако она продолжает исключать оказание услуг внутри домохозяйства, включая уход за детьми и престарелыми, приготовление пищи и уборку – которые рассматриваются как «неэкономические виды деятельности».
Используя бюджеты времени, исследователи во многих странах смогли определить продолжительность и типы труда, который выполняют мужчины и женщины – труда, о котором они сами могут не подозревать. На основании этих исследований ПРООН [1995] смогла оценить, что в каждой стране женщины работают дольше мужчин – в развивающихся странах в среднем на 13 % (на основании исследований, учитывающих рыночную и неоплачиваемую работу). В развивающихся странах две трети женского труда является неоплачиваемым. В последнее время были достигнуты определенные результаты в решении наиболее сложных проблем измерений, и несколько стран подготовили «спутниковые» национальные счета, учитывающие домашний труд. Они используют измерения различных ресурсов, в зависимости от часов работы, или измерения результатов, применяя оценку оказанных услуг. Стоимость производства, не включенного в СНС в индустриальных странах была оценена на уровне «как минимум половины валового внутреннего продукта и … более половины частного потребления» [ibid., p.97]. Успешная подготовка спутниковых счетов может помочь избежать различных заблуждений, например, ложного увеличения ВВП, когда происходит монетаризация домашних услуг или натурального производства.
См. также: статистика.
UN 1995, Ch.5; UNDP 1995, Ch.5; Waring.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА
(national accounts, national accounting), вид балансовых построений в зарубежной статистике, представляющих собой систему взаимоувязанных показателей, к-рые характеризуют произ-во, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода. Системное описание процессов воспроиз-ва в целом стало объективной необходимостью в условиях гос.-монополистич. капитализма. Разработка балансовых построений за рубежом началась под влиянием кейнсианских идей о необходимости перехода от микро- и макроэкономич. исследованиям и гос. регулированию экономики с целью смягчения губительных последствий экономич. кризисов. Методология взаимосвязей показателей в Н. с. на макроэкономич. уровне была заимствована из практики бухгалтерского учёта, в которой использовались принципы двойной записи и бухгалтерских балансов.
Н. с. получили развитие на базе расчётов нац. дохода. Проблемами исчисления нац. дохода, его распределения и использования в 30-е гг. занимались бурж. экономисты А. Боули, К. Кларк, С. Кузнец, Дж. Стэмп и др. Создателями Н. с. были специалисты балансовых расчётов - Р. Стоун, Д. Дерксен, К. Грюзон, О. Аукруст, Дж. Хикс и др. Одно из первых упоминаний о Н. с. в экономич. лит-ре содержится в статьях голл. статистика Э. ван Клиффа, опубликованных в журн. «De Economist» в 1941. Широкое распространение получили Н. с. после 2-й мировой войны 1939 - 45. В США первая попытка их составления в офиц. статистике относится к 1947, в англ. статистике (в менее детализированном виде) - к 1946. Первые офиц. расчёты франц. Н. с. были выполнены в 1949. С 1953 в междунар. статистике начала применяться стандартная система счетов ООН.
Разработка стандартов по Н. с. сыграла положит. роль в создании и совершенствовании статистики сводных расчётов в развивающихся странах, а также в обеспечении междунар. сопоставимости по широкому кругу макроэкономических показателей. В 50-е гг. усиливается междунар. влияние баланса народного хозяйства, который составляется в социалистич. странах. С 1964 баланс нар. х-ва наряду с системой Н. с. рассматривается в междунар. статистич. орг-циях (Статистич. комиссия экономич. и социального совета ООН, Европ. конференция статистиков и др.) в качестве одного из стандартов в области балансовых расчётов. К 1977 Н. с. составляются более чем в ста странах.
С точки зрения формализов. системы Н. с. представляют определ. способ упорядочения информации об экономич. операциях (transaction) - элементарных актах хоз. деятельности. экономич. операции классифицируются по целевому направлению, объектам, видам оценки и т. д. Операции осуществляют хоз. единицы (Экономич. субъекты, агенты). Различные стороны экономич. деятельности и совокупности хоз. единиц представлены в виде секторов. Как правило, в зарубежной статистике выделяют сектора: «предприятия», «домашние хозяйства», «государственные учреждения», «зарубежные страны».
Секторная группировка конкретизирует представления зарубежных экономистов о границах и структуре экономич. деятельности. В сектор «предприятия» включаются предприятия, орг-ции или учреждения, основанные на коммерч. началах, т. е. реализующие товары и услуги по ценам, покрывающим (как минимум) издержки произ-ва. В секторе «домашние хозяйства» рассматривается население как потребитель, а также некоммерч. орг-ции (профсоюзы, благотворит, об-ва, любит, спортивные ассоциации, частные некоммерч. школы, больницы, высшие уч. заведения). В сектор «государственные учреждения» включают как сам гос. аппарат (администрация, армия, полиция, работники судопроизводства), так и учреждения науки, культуры, просвещения и здравоохранения, финансируемые гос-вом. Гос-во рассматривается как самостоят. ячейка в экономич. системе, в функции к-рой (согласно взглядам бурж. социологов) входит управление, удовлетворение обществ. потребностей. Все хоз. единицы, находящиеся за пределами рассматриваемой системы, объединяются в сектор «зарубежные страны».
Для понимания структуры Н. с. важны концепции и методы оценки показателей: «отечественный» - «национальный»; «валовой» - «чистый»; «по рыночным ценам» - «по ценам производителя» (по факторной стоимости).
Разграничение понятий «отечественный» и «национальный» следующее: показатель «отечественный» отражает результаты деятельности внутр. хоз. единиц, а «национальный», кроме того, учитывает конечную внешнеэкономич. деятельность (в виде чистых факторных доходов - разница между доходами, поступающими из-за рубежа, и доходами, уходящими за рубеж). Понятия «валовой» и «чистый» отражают необходимость учёта в потоках продукта и доходов амортизации, т. е. денежного выражения потребления основного капитала. Если из объёма «валового» показателя исключить стоимость амортизации, то получим «чистый» показатель.
Разность между «рыночными ценами» и «ценами производителя» видна из следующего: если в первом случае имеются в виду фактич. цены реализации, то во втором даётся статистич. интерпретация теории «факторов произ-ва». Между обеими базами цен существует определённая зависимость: рыночная цена равна цене производителя плюс косвенные налоги минус субсидии.
Основу Н. с. составляют сводные счета: «отечественного продукта», «национального дохода», «капитальных вложений», «доходов и расходов домашних х-в», «доходов и расходов гос. учреждений», «внеш. операций». Первые 3 счёта характеризуют соответственно произ-во и использование валового отечеств, продукта (gross domestic product), распределение нац. дохода, валовое отечеств, капиталообразование (gross domestic capital formation) - капитальные вложения и прирост запасов и источники его финансирования - накопления, амортизация, капитальные трансферты (ден. переводы) и др. Последующие счета отражают поступление доходов и направление расходов в секторах «домашние хозяйства», «государственные учреждения», «зарубежные страны».
Связь между осн. показателями Н. с. можно представить в виде равенств: чистый отечеств, продукт по ценам производителя плюс чистые факторные доходы из-за рубежа = чистый нац. продукт по ценам производителя = нац. доход; чистый отечеств, продукт по ценам производителя плюс амортизация плюс косвенные налоги минус субсидии = валовой отечеств, продукт по рыночным ценам; валовой отечеств, продукт по рыночным ценам = расходы на частное потребление (домашних х-в и частных некоммерч. орг-ций) плюс расходы на гос. потребление плюс валовое отечеств, капиталообразование плюс чистый экспорт; нац. доход= заработная плата рабочих и служащих плюс доходы фермеров, ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий (объединённых в подсектор «некорпорированные предприятия») плюс доходы от собственности плюс прибыль корпораций плюс др. виды доходов. Как правило, наряду со сводными счетами в Н. с. входят балансовые таблицы, расшифровывающие сводные показатели или имеющие самостоят. значение.
Развитие Н. с. идёт как по линии интеграции разных балансовых построений (собственно Н. с., счета межотраслевого баланса, финанс. счета, баланс нац. имущества), так и по пути улучшения и детализации традиц разделов Н. с. В первом случае делаются попытки ввести в систему Н. с. таблицы межотраслевого баланса, существовавшие ранее без органич. увязки с традиц. сводными счетами, детально разработать финанс. аспекты кругооборота продукта и нац. дохода. В финанс. счетах показаны финанс. потоки - деньги, кредит, приобретение акций и др. ценных бумаг. Финанс. потоки отделены в разрабатываемых Н. с. от т. н. «реальных» потоков, т. е. потоков продуктов и услуг. Классификации, применяемые для отражения «реальных» и финанс. потоков, отличаются друг от друга, ибо различны элементы, формирующие экономич. структуру в разрезе потребительной стоимости и стоимости.
В самой общей форме в систему Н. с. начинают вводить показатели нац. имущества, а затем и информацию по отд. секторам экономики как об активах (на начало и конец периода), так и об источниках их формирования. В целом для страны, поскольку внутр. финанс. активы и пассивы взаимно погашаются, нац. имущество определяется как сумма стоимости реальных активов (осн. и оборотный капитал, а также земля) и сальдо требований к зарубежным странам.
Второе направление в развитии нац. счетоводства состоит в дезагрегировании хоз. единиц, детализации экономич. операций и унификации классификаций, а также в разработке динамич. рядов и совершенствовании методологии исчисления показателей.
На Н. с. сказывается влияние бурж. политич. экономич. не дающей глубокого анализа структуры и взаимосвязей экономич. процессов, не раскрывающей противоречий капиталистич. экономики.
В трактовке произ-ва бурж. экономисты отождествляют материальное произ-во и сферу услуг. Такое смешение отражает внеисторич. концепцию произ-ва экономич. благ. Всякую деятельность, приносящую доход, бурж. политич. экономия апологетически трактует как производительную, то есть создающую продукт и стоимость.
Эту трактовку дополняет концепция «факторов производства», к-рая обосновывает методологию исчисления нац. дохода как суммы всех доходов (первичных и вторичных). В основе последней лежит ложная предпосылка о том, что стоимость определяется трудом и капиталом. Тем самым Сдаётся искажённое представление не только о произ-ве, но и о распределении нац. дохода в социально-экономич. разрезе. Искажается и структура конечного использования нац. дохода: в текущих расходах «государственных учреждений» рассматриваются затраты на приобретение воен. техники и т. д. При известном прогрессе в интеграции финанс. счетов, межотраслевого баланса и Н. с. нет ещё полной информационно-методология. увязки показателей Н. с. с показателями нац. богатства и трудовых ресурсов.
В секторной группировке хоз. единицы по функциональному признаку чётко не разграничиваются, а состав секторов чрезвычайно неоднороден в социальном отношении. Так, в секторе «предприятия» рассматриваются гигантские монополии и фермерские х-ва, мелкие предприятия типа небольших лавок, ремесленных мастерских. Тем самым сглаживается процесс поглощения мелких предпринимателей и товаропроизводителей в результате конкуренции со стороны крупнейших монополий. По сектору «домашние х-ва» капиталисты не выделяются, а среди работающих по найму - не выделены крупные чиновники, управляющие предприятиями, высший инженерно-технич. персонал и др. категории служащих, имеющие крупные доходы, что затрудняет социальный анализ доходов и потребления в капиталистич. странах.
Н. с. по своему содержанию значительно уступают развёрнутой системе показателей баланса нар. х-ва. В них отсутствуют осн. экономич. группировки обществ. продукта по формам собственности, не выделены I и II подразделения, нет таких крупных разделов, как баланс труда и баланс нац. богатства.
В методологич. плане формализация экономич. операций и унификация счетов облегчают механизированную обработку статистич. информации. Н. с. в условиях отсутствия общенациональной централизованной системы учёта и статистики используются в ряде стран (США, Франция, Великобритания, ФРГ, Скандинавские страны и др.) для экономич. прогнозирования объёма и структуры произ-ва, нац. расходов, инвестиций, потребления, налогообложения и т. п.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
277.68 кб

Национальные счета: экономико-теоретический анализ

Лебедев К. Н.
Читать PDF
346.64 кб

Исторические национальные счета России: 1961-1990 гг

Пономаренко Алексей Николаевич
Воссоздание адекватной статистики советского периода являлось задачей многочисленных исследований как у нас в стране, так и за рубежом.
Читать PDF
382.00 кб

Исторические национальные счета России: 1961-1990 гг

Пономаренко Алексей Николаевич
Журнал продолжает публикацию глав работы Алексея Пономаренко, посвященной реконструкции показателей макроэкономической статистики России периода с 1961 по 1990 г.
Читать PDF
352.50 кб

Исторические национальные счета России: 1961-1990 гг

Пономаренко Алексей Николаевич
В этом номере журнал заканчивает публикацию глав работы А. Пономаренко, посвященной реконструкции показателей макроэкономической статистики России периода с 1961 по 1990 гг.
Читать PDF
410.12 кб

Исторические национальные счета России: 1961–1990 гг.

Пономаренко А.Н.
Журнал продолжает публикацию глав работы Алексея Пономаренко, посвященной реконструкции показателей макроэкономической статистики России периода с 1961 по 1990 г.
Читать PDF
216.05 кб

Методологические подходы к построению показателей счета производства системы национальных счетов на

Успаева Милана Гумкиевна
Статья посвящена проблемам использования данных финансовой отчетности организаций при формировании показателей счета производства в Системе национальных счетов.

Похожие термины:

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СЧЕТА

    NATION`S ECONOMIC ACCOUNTSСопоставление суммарного нац. дохода и суммарного расходования дохода важнейшими секторами экономики в течение определенного периода времени (обычно одного года). Метод предложен