САНКЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.
Источник: Большой бухгалтерский словарь
меры принуждения экономического характера, применяемые одним юридическим или физическим лицом, государством по отношению к другим лицам или государствам с целью добиться изменения каких-то экономических, политических или социальных условий.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Экономический словарь
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Что есть что в мировой экономике?
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Экономические санкции – ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран – объектов санкций изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия появились многосторонние механизмы наложения санкций на отдельные страны международным сообществом, прежде всего – через решения ООН.
Цель экономических санкций – заставить правительство определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. К таким решениям может относиться вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к международному договору (например, договору о нераспространении ядерного оружия), прекращение практики нарушения прав человека, проведение честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.
В международных документах нет точного и исчерпывающего определения экономических санкций: каждый конкретный случай их применения рассматривается отдельно, в результате чего определяется некий набор мер экономического воздействия на данную страну. В уставе ООН нет понятий «экономические санкции» или «эмбарго», но упоминается «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения», что в целом соответствует распространенным представлениям о санкциях.
Односторонние экономические санкции накладываются решением законодательного органа, правительства или президента одной страны. Также санкции могут применяться несколькими странами. Однако официальный международный статус имеют санкции, решение по которым принимает Совет безопасности ООН. Такие международные санкции теоретически должны быть весьма действенны, так как все страны – члены ООН обязаны исполнять решения Совета безопасности. Но в реальности действенность санкций зависит в первую очередь от доброй воли конкретных стран – основных торговых партнеров страны, на которую санкции наложены, так как Совет безопасности ООН не имеет эффективных методов воздействия на нарушителей.
Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru
В плановой социалистической системе соблюдение государственной и договорной дисциплины приобретает особую значимость, ибо невыполнение плана даже на какие-то доли процента, недопоставка в срок в нужном ассортименте продукции оборачивается порой серьезными сбоями в последующих звеньях производства. Поэтому в народном хозяйстве применяются такие формы обеспечения исполнения обязательств, как Э.с. Они используются в случаях нарушения хозяйственных договоров, выпуска некачественной продукции, сверхнормативного простоя транспорта, перерасхода электроэнергии, нарушения правил охраны окружающей среды и т. д.
Чтобы навести порядок в выполнении заказов потребителей, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма (12 июля 1979 г.) ужесточены санкции к нарушителям хозяйственных договоров. Если предприятие задерживает поставки или если условия договора реализованы не по всей номенклатуре, руководители его лишаются премий за основные результаты хозяйственной деятельности в размерах, которые зависят от степени нарушений. Такие же строгие санкции применяются к руководителям снабженческих организаций, когда в срыве хозяйственного договора повинны они.
От четкости поставок изделий по всей номенклатуре прямо зависят не только уровень премий руководителей, но и размеры фондов поощрения предприятий и объединений, а это повышает заинтересованность всех членов коллектива в выполнении хоздоговоров, выполнении заказов. Выполнение плана поставок в соответствии с заключенными договорами стало одним нз фондообразующих критериев и поставлено в один ряд с ответственностью за выполнение таких важнейших показателей, как производительность труда, качество продукции и рост прибыли. За невыполнение плана поставок налагаются и другие санкции, в частности штрафы. Их размеры определяются условиями поставок.
Меры, направленные на повышение ответственности министерств, ведомств и предприятий за нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, предусмотрены специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятым по данному вопросу в 1983 г.
Подробнее см.: «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. (Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., Политиздат, 1981, т. 13, с. 78—117); Правда, 1983, 16 апреля.
материальной ответственности за отрицательные результаты хоз. деятельности. Такая ответственность связана с ухудшением финанс. положения предприятий и орг-ций при их плохой работе, с уменьшением прибыли, а следовательно, образуемых за её счёт фондов экономич. стимулирования. Эта ответственность экономическая, но закреплённая нормами права, поэтому она приобретает юридич. форму. С. э. применяются в строгом соответствии с хоз. законодательством, определяющим порядок руководства экономикой и осуществления хоз. деятельности в СССР.
С. э. применяются: к предприятиям, нарушившим гос. стандарты и технич. условия (взыскание в гос. бюджет прибыли, полученной от реализации продукции, качество к-рой не соответствует гос. стандартам или технич. условиям), правила ценообразования (взыскание в бюджет прибыли, полученной в результате завышения цен), не выполнившим план по показателям хоз. деятельности, контролируемым банком, и нарушившим условия предоставления ссуд (перевод на особый режим кредитования, полное прекращение банковского кредитования); к поставщикам некачественной и некомплектной продукции; к строит. орг-циям, срывающим сроки сооружения и ввода объектов в эксплуатацию; к трансп. орг-циям, нарушившим сроки перевозки грузов, утратившим либо повредившим груз при перевозке; к предприятиям и орг-циям, не выполняющим др. обязательств по хоз. договорам (в этом случае взыскание санкций производится в пользу потерпевшего предприятия или орг-ции). Эти санкции применяются по решению соответств. органов хоз. руководства - Госстандарта, Гос. комитета цен, Госбанка, гос. или ведомств, арбитража.
Наибольшее распространение получили С. э. за нарушение хоз. договоров - имуществ. санкции. Под последними понимается заранее определ. ден. сумма (обычно наз. неустойкой, штрафом или пени), взыскиваемая при нарушении обязательства, независимо от того, возникли в результате нарушения убытки или нет. Имущественные санкции устанавливаются законом или договором. Большей частью их размер предусматривается в законодательстве. Напр., в Положении о поставках продукции производственно-технич. назначения указывается, что за просрочку поставки или недопоставку продукции в установл. договором срок поставщик уплачивает покупателю за просрочку до 10 дней неустойку в размере 3%, а при просрочке, св. 10 дней - дополнит. неустойку в размере 5% стоимости не поставленной в срок продукции по отдельным наименованиям ассортимента. Имуществ. санкции взыскиваются по решению гос. или ведомств, арбитража при условии нарушения хоз. обязательств и вине нарушителя.
От взыскания имуществ. санкций следует отличать возмещение убытков. Под убытками понимаются вызванные нарушением хоз. обязательства ден. и материальные расходы, утрата или повреждение имущества, а также неполуч. доходы, к-рые были бы получены, если бы не было нарушено обязательство. В отличие от имуществ. санкций, взыскиваемых при факте нарушения обязательств, убытки возмещаются лишь в том случае, если они возникли.
Законом ограничивается ответственность предприятий нек-рых отраслей, причём взыскание убытков либо вовсе не допускается (напр., с энергоснабжающих предприятий), либо ограничивается только прямым убытком и не допускается взыскание неоплаченных доходов (строит, орг-ции).
С точки зрения соотношения с убытками, различаются след. виды имуществ. санкций: 1) зачётная неустойка, к-рая является наиболее распространённым видом имуществ. санкций и засчитывается в возмещение убытков; 2) штрафная неустойка, взыскиваемая сверх покрытия убытков и являющаяся макс. формой имуществ. ответственности (такая неустойка взыскивается, напр., при нарушении условий о качестве); 3) исключит. неустойка - миним. форма имуществ. ответственности, при к-рой может быть взыскана только неустойка и исключается возможность взыскания убытков (напр., штраф за неподачу вагонов); 4) альтернативная неустойка - редко применяемая форма ответственности, при к-рой можно взыскать либо только неустойку, либо только убытки.
Эффективность С. э. была невысока в связи с тем, что отсутствовала связь между ответственностью за выполнение плана и хоз. договора. Это приводило к парадоксальным ситуациям, когда предприятия, нарушающие договорные обязательства, выполняли план, формировали в полном объёме поощрит. фонды, выплачивали премии своим работникам, а иногда даже числились передовыми. Устранить этот недостаток призван новый порядок образования поощрит. фондов с учётом выполнения обязательств по хоз. договорам, установленный «Основными положениями об образовании и расходовании фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства на 1976 - 80 годы в производственных объединениях (комбинатах), на предприятиях и в организациях промышленности, переведённых на новую систему планирования и экономического стимулирования». Согласно п. 27 «Основных положений», при невыполнении обязательств по поставкам продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных договорами, фонд материального поощрения уменьшается. Для расчёта его уменьшения из объёма реализации продукции исключается стоимость недопоставленной продукции и на этой основе определяется процент выполнения плана по объёму реализации. Введение такого порядка означает установление прямой и непосредств. связи между ответственностью за выполнение плановых заданий и договорных обязательств, что соответствует неразрывному единству плана и договора в социалистич. экономике.
С. э. применяются как в отношениях между предприятиями и орг-циями, так и во внутризаводских хозрасчётных отношениях. Их использование позволяет отнести неблагоприятные последствия плохой работы на результаты деятельности цеха-виновника. Тем самым, с одной стороны, подразделение предприятия, в к-ром выявились такие последствия, освобождается от ответственности за результаты работы др. цехов, а с другой - наказываются производств. коллективы именно тех подразделений, к-рые виновны в нарушении условий хоз. деятельности внутри предприятия. Внутрихоз. санкции устанавливаются за предоставление некачественных материалов, сырья, полуфабрикатов, просрочку поставки, задержку трансп. средств, перебои и снижение параметров энергоснабжения, срыв работы сборочных конвейеров, просрочку и некачественный ремонт оборудования и т. д. Внутрихозяйственные санкции применяются по решению соответств. должностного лица предприятия (нач. ОТК - за нарушение качества, гл. диспетчера - за несвоеврем. обеспечение сырьём, материалами или полуфабрикатами); на нек-рых предприятиях для рассмотрения вопросов взыскания внутрихоз. санкций созданы специальные внутризаводские арбитражные комиссии, на других - установлено взыскание внутризаводских санкций непосредственно за счёт определённой части фонда материального поощрения соответствующего подразделения, что повышает их стимулирующую роль. Усиление эффективности С. э. во внутрихоз. отношениях способствует укреплению внутризаводского хозрасчёта и улучшению управления на предприятиях.
Особенно важное значение ответственность во внутрихоз. отношениях приобретает в связи с созданием производств. объединений (комбинатов), подразделения к-рых - производств. единицы, с точки зрения экономич. и правовой самостоятельности, занимают промежуточное положение между самостоят. предприятиями и внутр. подразделениями типа цеха. Создание производств. объединений означает не только углубление специализации и кооперирования в пром-сти, концентрацию произ-ва и соединение его с наукой в единых хоз. комплексах, но и дальнейшее развитие хозрасчёт», неотъемлемым элементом к-рого является ответственность за результаты хоз. деятельности.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.