сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ (ст. 40 НК).
РЫНОК ТОВАРОВ
РЫНОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
Рынок товаров
Товарный знак - знак:
- имеющий вид рисунка, этикетки, клейма и т.д.
- присвоенный определенному товару или фирме;
- помещаемый на товаре, его упаковке, фирменных бланках, вывесках, рекламных материалах;
- зарегистрированный в соответствующем государственном учреждении;
- защищающий исключительные права продавца на пользование товарным знаком.
Товарные знаки - по законодательству РФ - обозначения, способные отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
РЫНОК ТОВАРОВ
сфера обращения или совокупность актов купли-продажи определенных видов продуктов в соответствии с их функциональным назначением. Общепринятым является разделение Р.т. на рынок средств производства и рынок предметов конечного потребления. Товарная номенклатура рынка средств производства включает в себя здания и сооружения, оборудование, сырье, материалы, комплектующие изделия и др. Углубление общественного разделения труда, ориентация на развитие наукоемких производств изменяют представление о границах материального производства. Самостоятельное значение приобретают такие товары, как программный продукт, информация, ноу-хау. Основными субъектами рынка средств производства являются предприятия, организации и частные лица, приобретающие товары для их дальнейшего использования в процессе производства или с целью их последующей перепродажи. Рынок предметов конечного потребления охватывает широкий спектр товаров, предназначенных для личного, семейного или домашнего использования.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
РЫНОК ТОВАРОВ
сфера обращения, или совокупность актов купли-продажи, определенных видов продуктов в соответствии с их функциональным назначением. Общепринятым является разделение Р. т. на рынок средств производства и рынок предметов конечного потребления. Товарная номенклатура рынка средств производства включает в себя здания и сооружения, оборудование, сырье, материалы, комплектующие изделия и др. Углубление общественного разделения труда, ориентация на развитие наукоемких производств изменяют представление о границах материального производства. Расширяется структура этого рынка. Самостоятельное значение приобретают такие товары, как программный продукт, информация, «ноу-хау». Основными субъектами рынка средств производства являются предприятия, организации и частные лица, приобретающие товары для их дальнейшего использования в процессе производства или с целью их последующей перепродажи. Процесс товародвижения здесь более продолжительный, чем на рынке потребительских товаров, в нем могут участвовать несколько оптовых посредников разного уровня (например, поставки через крупного оптовика и сеть мелких оптовиков). Конъюнктура рынка средств производства формируется под воздействием ряда факторов. Среди них особое значение имеют уровень банковского процента и режим кредитования, состояние рынка инвестиций, порядок налогообложения доходов и инвестиций. Кроме того, существуют базовые виды ресурсов (топливо и энергоносители), уровень цен и динамика производства которых в значительной мере предопределяют как ситуацию на рынке средств производства, так и общее состояние конъюнктуры рынка. Рынок предметов конечного потребления охватывает широкий спектр товаров, предназначенных для личного, семейного или домашнего использования. В отечественной литературе к ним, как правило, относят и различные виды потребительских услуг (общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). В зарубежной литературе по теории маркетинга данную сферу обычно выделяют как самостоятельный частный рынок. Товарная номенклатура этого вида Р. т. обычно подразделяется на две основные группы: продовольствие и непродовольственные товары. Последние делятся на товары повседневного спроса и товары длительного пользования. Прогрессивные тенденции в изменении структуры потребительского рынка связаны с увеличением доли непродовольственных товаров, в т. ч. товаров длительного пользования. Уровень концентрации спроса на рынке предметов потребления гораздо ниже, чем на рынке средств производства. Закупки в основном носят индивидуальный характер, покупатели территориально рассредоточены. При этом спрос обладает высокой степенью эластичности, изменения цен оказывают значительное влияние на объемы и структуру закупок. Разработка эффективной рыночной стратегии основана на тесных контактах с потребителями. Изготовители и посредники должны хорошо знать психологию покупателей, национальные, культурные и региональные особенности рынка. Технические параметры товара и стандарты не играют здесь такой большой роли, как на рынке средств производства. Широкое распространение получает прямая торговля через специализированные магазины фирм-производителей. Эффективны и каналы товародвижения через розничного торговца или через оптовика и розничного торговца. В целом реализация товара связана с меньшим числом промежуточных звеньев, чем на рынке средств производства. На конъюнктуру рынка предметов конечного потребления наиболее активное воздействие оказывает динамика доходов населения, уровень цен и тарифов на товары и услуги, состояние денежной системы и уровень наличной эмиссии. Большое значение имеет также внешнеэкономический фактор. Либеральная таможенная политика и благоприятный режим для иностранного инвестирования позволяют преодолеть дефицитность товарного рынка и снизить уровень инфляции. Складывающийся в нашей стране Р. т. пока остается рынком продавца, где высокий уровень монополизма позволяет диктовать цены, навязывать партнерам дискриминационные условия хозяйственных договоров. Сохраняющиеся ограничения свободной купли-продажи средств производства и предметов потребления (квоты, лицензии, локальные запреты на вывоз товаров) сдерживают рыночный оборот и в конечном итоге способствуют удорожанию продукции. Вместе с тем в последнее время активизировалось формирование альтернативных каналов товародвижения, где складывается механизм свободного рыночного ценообразования. На начало 1992 г. в России насчитывалось свыше 210 товарных и товарно-фондовых бирж; их доля в общем объеме товарной продукции пока невелика и составляет немногим более 2%. Реформируется также государственная система материально-технического обеспечения и торговли, начался процесс приватизации предприятий оптовой и розничной торговли, но масштабы и темпы приватизации остаются пока незначительными. Так, по данным на середину 1992 г., лишь около 30% предприятий розничной торговли получили статус юридического лица и лишь около 1 % из них перешли в частную собственность. К концу 1993 г. в результате проведения малой приватизации в частные руки перейдет до 80—90% предприятий розничной торговли.