Рынок сельскохозяйственной продукции

Найдено 1 определение
Рынок сельскохозяйственной продукции
совокупность социально-экономических отношений, которые складываются в сфере реализации продукции (товара). Общие функции и свойства рынка заключаются в следующем: рынок выступает регулятором объемов производства и структуры продукции, он информирует производителя о спросе на ту или иную продукцию. Товаропроизводитель, получив информацию, определяет объем, ассортимент, место сбыта продукции. Таким образом, благодаря рынку устанавливается относительное соотношение спроса и предложения; товар на рынке получает свою истинную оценку, что способствует улучшению качества продукции. Продукты низкого качества не пользуются спросом покупателей, следовательно, либо останутся не проданными, либо будут проданы по низким ценам и окажутся убыточными; рынок способствует стабилизации цен. Чрезмерно высокие цены приведут к сокращению спроса на продукцию и она не найдет сбыта. С другой стороны, чрезмерно низкие цены не обеспечивают возмещение затрат на производство продукции и она окажется невыгодной. Когда между спросом и предложением наступает равновесие, цена устанавливается на оптимальном уровне, это так называемая цена равновесия; рынок способствует снижению себестоимости продукции. Для того чтобы продукция была продана с выгодой, рынок побуждает товаропроизводителей снижать затраты на ее производство; рынок ускоряет процессы внедрения достижений науки и передового опыта, а также научно-технического прогресса в сельскохозяйственное производство. На основе использования новых сортов и пород, новых машин и технологий можно увеличить производство продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость; рынок позволяет решать социальные проблемы, поскольку предоставляет возможность каждому работнику реализовать себя, свои возможности и желания, при этом зарабатывать, сколько хотят и могут. Рынок страшен тому, кто не умеет и не хочет по-настоящему работать; рынок с помощью конкуренции очищает сельскохозяйственное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более эффективных и перспективных; рынок дает возможность сельскохозяйственным предприятиям (товаропроизводителям) получать прибыль и успешно решать хозяйственные и социально-экономические проблемы. Таким образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулируемая система функционирования любого материального производства, включая аграрное, однако рынок сельскохозяйственной продукции имеет и свои особенности: зависимость предложения сельскохозяйственной продукции от погодных условий. В силу этого, товаропроизводитель должен предусмотреть три варианта действий: на случай благоприятных погодных условий, на случай неблагоприятных погодных условий и на случай стихийных бедствий; большие объемы производства продукции и непродолжительные сроки хранения многих ее видов требуют четкой организации ее реализации в определенные сроки, особых условий доставки продукции к месту реализации, организации первичной и более глубокой ее переработки; гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию дает преимущество сельскохозяйственным товаропроизводителям по сравнению с товаропроизводителями других отраслей народного хозяйства; сочетание производства сельскохозяйственной продукции с производством несельскохозяйственных видов продукции, что позволяет снизить степень риска в рыночной экономике; потребитель сельскохозяйственной продукции сосредоточен преимущественно в крупных городах. Поэтому необходимо учитывать различные каналы реализации. Если сбыт осуществляется через посредников, то они получают часть (долю) доходов. В Республике Беларусь в настоящее время существуют три основных канала реализации сельскохозяйственной продукции: государственный заказ; прямые договорные связи с перерабатывающими предприятиями, предприятиями торговли и общественного питания и рынок прямого спроса — продажа на колхозном рынке, непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, через сеть магазинов и потреб-кооперации. Каждый из этих каналов реализации имеет свои преимущества и не-достатки. Выбор способа реализации конкретного вида продукции остается за товаропроизводителем. Следует отметить, что даже в развитых странах с давней историей рыночных отношений рынок вовсе не всемогущ и далеко не идеален. К издержкам рыночной экономики можно отнести потенциальное социальное расслоение, жесткость по отношению к слабым в конкурентной борьбе. Рынок не гарантирует полной социальной справедливости, так как доходы могут зависеть не только от вложенного труда и материально-денежных средств, но и от случая, конъюнктуры, благоприятного стечения обстоятельств.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
306.32 кб

Рынок сельскохозяйственной продукции

Павленчик Н. Ф.
Читать PDF
266.23 кб

Пути улучшения организации выхода на рынок сельскохозяйственной продукции

Абдиев М.Ж., Умаров С.Т.
Рассмотрены вопросы улучшения процесса реализации сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Читать PDF
428.97 кб

Стратегические аспекты продвижения сельскохозяйственной продукции АПК региона на внешний рынок

Темирханова Зумруд Заурбековна
В статье предложены методы для определения рациональной стратегии продвижения продукции АПК на внешний рынок.
Читать PDF
783.77 кб

Мировой рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции: современное состояние и тенденции

Таланова А.Н.
Рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции, представляющий собой альтернативу традиционному рынку, динамично развивается.
Читать PDF
257.91 кб

Рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции как проблема развития инновационной системы

Воробьев Николай Николаевич, Глушко Анатолий Яковлевич, Гулиян Сергей Эдуардович, Лось Анна Владимировна
В статье рассматриваются концепции развития экологически чистой продукции, приводятся сравнение различных мнений, интерпретируя их к реальным позициям экономического состояния России, в реальных условиях развития региона