РУССО Жан Жак

Найдено 1 определение
РУССО Жан Жак
(28.6.1712 - 2.7.1778), французский просветитель и политич. мыслитель. Родился в Женеве в семье часовщика. Систематич. образования не получил. В 1741 переехал в Париж, где познакомился с Ж. Л. Д’Аламбером, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др. просветителями. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро, опубликовал ряд работ, принёсших ему известность и славу оригинального мыслителя. В 1760-х гг. порвал с осн. группой просветителей. Особой остротой отличалась полемика Р. с Вольтером. В 1762, спасаясь от ареста, покинул Францию. Жил в Швейцарии, Англии, в 1770 возвратился в Париж.
Р. оказал большое влияние на развитие политич. и экономич. мысли кон. 18 - нач. 19 вв. и, в частности, на формирование экономич. школы физиократов. Социально-экономич. воззрения Р. наиболее полно отражены в сочинениях «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» («Discours sur lorigine et les fondements de linégalité parmi les hommes», Amst., 1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762, рус. пер., М., 1938), «Эмиль, или О воспитании» («Emile, ou de lEducation», P., 1762), a также в ст. «О политической экономии» в «Энциклопедии» Дидро. В центре теоретич. интересов Р. - проблемы происхождения общества, социального неравенства, гос-ва и влияния культуры на развитие человечества. Развитие общества Р. представлял след. образом: вначале существует «естеств. состояние», идеализируемое Р., когда люди свободны и равны. На основе улучшения орудий и способов труда возникает частная собственность, а вместе с ней имуществ. неравенство. Как следствие этого появляется гос-во, порождающее политич. неравенство, к-рое достигает высшей точки в деспотич. гос-ве. Успехи в хоз. деятельности, науке, иск-ве неразрывно связаны, по мнению Р., с утратой людьми свободы, с регрессом в этике и политике.
Выступая с резкой критикой феод.-сословных отношении и абсолютизма, Р. высказал гениальную догадку о частной собственности как причине обществ. антагонизмов. Вместе с тем он предлагал упразднить не частную собственность вообще, по его словам - основу обществ. порядка, а лишь крупную. С позиций мелкобурж. уравнительства Р. выступал за перераспределение зем. собственности, за уменьшение нормы накопления путём реформы налоговой системы, ограничения права наследования, создания гос. зем. фонда. Р. приписывал решающее значение в развитии общества правовым и моральным взглядам. Считал, что гос-во образуется в результате сознат. намерений людей, не понимал его классовой сущности; делал вывод о необходимости замены феод. гос-ва, основанного на насилии и произволе, гос-вом, основаниями к-рого выступают разум и право.
Субъективизм Р., идеалистич. трактовка обществ. явлений, ошибочность его конкретных историч. представлений связаны с зачаточным состоянием историч. науки в то время. Вместе с тем большой заслугой Р. является историч., «диалектический», по выражению Ф. Энгельса, подход к развитию человечества, попытка дать этапы этого развития. Идеи Р. легли в основу мировоззрения и деятельности якобинцев, нашли отражение в разработанной ими конституции 1793, оказали значит. влияние на А. Н. Радищева и декабристов.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1 - 13, P., 1887 - 1908; в руспер. - Сочинения, т. 1 - 2, К., 1904.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.