РОЛЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Роль
устойчивый стиль потребительского поведения индивида в обществе, зависящий от его статуса, ожиданий других людей в отношении его поведения.

Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.

РОЛЬ
нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. Ролевая напряженность – ситуация, при которой одна Р. предъявляет человеку противоречивые требования. Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых Р.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

РОЛЬ
определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная соц. позицией личности в системе общественных или личных отношений. Р. определяется своим названием, позицией индивида, выполняемой функцией в системе соц. отношений и ожиданиями окружающих. На протяжении всей жизни человек играет множество Р., исходя из тех функций, которые ему приходится выполнять, отца, мужа, ребенка, подчиненного, начальника, покупателя и т.д. Каждая из этих Р. состоит из задач, которые должен решать «актер», в соответствии с ожиданиями окружающих. Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной Р., то он нормально ими воспринимается. Если же не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя такую личность, потребовав изменения поведения, либо возникнет скрытый конфликт. В управленческой деятельности Р. основное организационное понятие и описывает определенную работу. В простых неофициальных ситуациях люди сами распределяют себе Р. (родственные отношения, отношения покупатель-продавец). В более сложных официальных ситуациях Р. становится предлагаемой работой, функцией, ограничения которой могут быть зафиксированы в письменном виде (должностные инструкции, положения о подразделениях). Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификой деятельности подбирает себе специалистов на определенные Р., для выполнения конкретных функций и получения требуемых результатов, за которые полагается определенное вознаграждение. Личность, имея представление о себе и своих возможностях, с учетом своих целей вступает во взаимоотношения с организацией, стремясь занять в ней определенное место, выполнить определенную работу и получить вознаграждение. Личность ожидает от организации место в соц. структуре, конкретную работу, желаемое вознаграждение. Организация ожидает от индивида квалификационные и личностные характеристики для выполнения работы, требуемые результаты работы, признания принятых норм поведения. При правильном управлении ожидания личности и организации приближаются друг к другу. Возможны два подхода к установлению соответствия Р. личности и ее места в организации. При первом подходе исходят из того, что Р. является основополагающей в установлении этого соответствия; при втором исходной точкой является потенциал работника. При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления конкретной функции, т.е. исполнения Р. в организации. Данный подход традиционный и наиболее распространенный в современной практике менеджмента. Второй подход предполагает подбор работы человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала возможностям индивида, его претензиям на определенное место в организации. Такой подход имеет практическую реализацию в рамках японского типа управления.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998