Роберт Оуэн

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОУЭН Роберт
(1771—1858) — великий английский социалист-утопист. Первоначально Оуэн выступил как буржуазный реформатор и филантроп, но потом (примерно с 1820 г.) он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах коллективного труда и общественной собственности. Оуэн подверг критике капитализм, изображая его как нерациональную общественную систему. Основными источниками бедствий Оуэн считал частную собственность, религию и буржуазную форму семьи. Капиталистическому строю Оуэн противопоставлял «рациональное» общество, которое он мыслил в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин. В этих общинах, по мысли Оуэна, не должно быть частной собственности, работа в общине должна распределяться между отдельными ее членами в соответствии с их способностями и интересами общины, а продукты — в соответствии с потребностями. Оуэн попытался на практике осуществить свои идеи. В США он организовал опытные колонии на началах коллективного владения предприятиями. Потерпев неудачу в США, Оуэн пропагандировал организацию меновых базаров, где бы между мелкими производителями происходил обмен товаров без денег, посредством специальных квитанций («рабочие деньги»), в которых указывалось рабочее время (в часах), затраченное на производство продукта. Между тем выражение стоимости товаров в рабочих часах в условиях товарного производства невозможно. В качестве мероприятия для перехода к социализму Оуэн предлагал организовать производственные предприятия на кооперативных началах. Все проекты будущего социалистического общества и опыты их осуществления в жизни, предпринятые Оуэном, покоились на утопической мечте «о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (В. И. Ленин, Соч., т. 33, стр. 433). Поэтому все попытки Оуэна, несмотря на его выдающуюся энергию и организаторские способности, окончились неудачей. Оуэн был противником классовой борьбы и революционного движения. Все свои надежды он возлагал на распространение просвещения и воспитательных мер. За помощью в реализации своих идей он нередко обращался к реакционным деятелям, например к Меттерниху, Николаю I и т. д. Оуэн сыграл значительную роль в осуществлении первых мероприятий по фабричному законодательству в Англии. Он оказал влияние на развитие профсоюзного и в особенности кооперативного движения в Англии. Оуэн — единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопической теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ОУЭН РОБЕРТ
(1771—1858) - великий английский социалист-утопист. Примерно с 1820 г. Оуэн пришел к убеждению о необходимости перестройки общества на началах коллективного труда и общественной собственности. Капиталистическому строю он противопоставлял рациональное общество, которое мыслил в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин. Оуэн попытался на практике осуществить свои идеи. В 1824 г. он отправляется в Америку, где организует колонию «Новая гармония» (1825—1828). После четырех лет неудачных опытов Оуэн возвращается в Англию и в 1839 г. вновь пытается осуществить идею о самоуправляющихся общинах, организуя в Англии колонию«Гармони-холл» (просуществовала до 1845 г.). В начале 30-х годов XIX в. Оуэн возлагает надежды на деятельность профсоюзов, кооперативов и меновых базаров. Он считал, что ценность каждого товара должна определяться в часах человеческого труда, необходимого для его изготовления. В «естественных» единицах труда должна определяться и заработная плата рабочего. Из этих положений Оуэн делал утопический вывод о возможности обеспечения рабочему «справедливой доли» продукта его труда путем преобразования денежной системы (введение специальных квитанций - «рабочих денег»). Организованный им Лондонский базар (1832) принимал товары как от отдельных лиц, так и от кооперативных организаций. Оценщики определяли стоимость сырого материала и количество рабочего времени, необходимого для изготовления товара. В соответствии с этим продавец получал боны «в рабочих часах». Каждый имел право получать на боны со склада товары, стоимость которых была определена указанным способом. Базар вызвал интерес у рабочих кооперативных организаций Лондона, и вокруг него стали возникать артели. Однако вскоре выявились внутренние противоречия организации обмена в условиях стихийного беспланового производства. Ходовые товары быстро раскупались, другие задерживались Диспропорция между закупками базара и продажами росла. В 1834 г. базар пришлось ликвидировать. Надежды по преобразованию общества Оуэн возлагал на просвещение и воспитательные меры. За помощью в осуществлении своих идей он нередко обращался к реакционным деятелям (Меттерниху, Николаю I и т. п.). Проекты и опыты осуществления социалистических идей, предпринятые Оуэном, были основаны на утопической мечте о мирном преобразовании капиталистического общества в социалистическое «без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (В. И. Ленин). Вместе с тем Оуэн дал яркую и глубокую для своего времени критику капитализма. 40 лет он служил интересам рабочего класса и проповедовал идеи коммунизма, хотя и в утопической форме. Он первый выдвинул идею фабричного законодательства и охраны труда. Оуэн - единственный из великих утопистов, который пытался связать, правда на основе неудовлетворительной теории и потому неудачно, проблему социалистического преобразования с движением рабочего класса. «Все общественное движение, все действительные успехи, достигнутые рабочим классом Англии, связаны с именем Оуэна», - писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге». Оуэн с полным правом занимает место среди тех великих мыслителей и деятелей, которые явились предшественниками научного коммунизма.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

Оуэн Роберт
1771-1858). Его жизнь совпала с хронологическими рамками великой промышленной революции. Он родился в семье лавочника, в школе учился всего 4 года. Уже в двадцатилетнем возрасте Оуэн начинает заниматься предпринимательской деятельностью. В 1880 г. тридцатилетний Р. Оуэн становится влвадельцем крупной текстильной фабрики в Нью-Ленарке (Шотландия). Одно время он являлся также менеджером в «Чарлтон Твист Компани» в Манчестере. Р. Оуэн благодаря своим современным и эффективным принципам управления вывел эту компанию в число национальных лидеров. В менеджменте Р. Оуэн остается значительной фигурой. Р Оуэен оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы мотивации и производительности труда в их тесной взаимосвязи. Не умаляя значения экономических факторов кооперации труда, он в тоже время считал, что вся гамма человеческих отношений должна учитываться в организационно-распорядительной деятельности менеджера при формировании организации. Р. Оуэн много времени посвящал изучению отношения рабочих к труду, взаимоотношениям между работодателей и работников. Все эти вопросы остаются ключевыми и в современной теории и практики менеджмента. Если Ф Тейлор механистически понимал человека и ставил задачу повышения производительности труда путем рационализации трудовых операций, то Р. Оуэн разрабатывал систему открытой и справедливой оценки работников, их труда и вознаграждения.
Если Ф. Тейлор видел рабочего как объекта собственности работодателя, специальной машины в осуществлении трудовых функций, как субъекта натуральной хозяйственной жизни, то Р. Оуэен видел в рабочем субъекта частной собственности, по человечески воспринимающем действительность, хозяйствующего в рыночном пространстве организации. До прихода Р. Оуэне текстильная фабрика в Нью-Ленарке ничем особенно не выделялась. Более того здесь были крайне неудовлетворительные условия труда, что не могло не сказаться на производительности труда. Оуэн сократил рабочий день, навел чистоту в заводских помещениях, улучшил жилищные условия рабочих, открыл магазин с низкими ценами, детям в возрасте до 10 лет запретил работать и направил их в школу. Успеха Р. Оуэн достиг не только из-за исключительного внимания к человеческому фактору. Немало времени он уделял экономическим и техническим проблемам, заботясь об увеличении прибыли и налаживании работы оборудования. От рабочих он добивался такой скоординированности действий, которая напоминала бы по своей точности работу часового механизма. На склоне лет в 1817 году он выдвигает программу радикальной перестройки общества путем формирования «самоуправляющихся поселков общности и сотрудничества», нет частной собственности и противоречий между умственным и физическим трудом. Однако основанные им опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармания» и в Великобритании потерпели неудачу. Оуэн перенес на коммунистическую фабрику отработанный на капиталистической фабрике порядок: жесткая регламентация и контроль, четкость операций, движений, поведения. «Калибровался» даже размер жилых квартир, одежда, утварь. И люди не выдержали. Первая причина - психологическая: в коммуну шли добровольно в надежде на свободную жизнь, а получили жесточайшую регламентацию. Вторая причина: чрезмерный труд, отчуждение человека от машинного труда, которое диктовалось конкурентной борьбой предпринимателей на рынке. Грани между частной и общественной собственностью оказались не столь противоположными, как это казалось вначале.

Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий

Оуэн Роберт
Owen Robert (1771 -1858)
img border="0" width="138" height="184" src="/upload/content/1579766831_5.files/image056.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/ouen.jpg">
Никто не осмелился бы заявить, что Роберт Оуэн был выдающимся экономистом, но его труды, и особенно его практическая деятельность как просвещенного бизнесмена, лидера агитации профсоюзов и основателя кооперативных общин оказала взбудораживающее влияние на представителей общественной науки, которые жили в период промышленной революции в Британии. Для Рикардо, Торренса и Сениора социализм означал Оуэнизм, и даже Джон Стюарт Милль в 1848 году поставил его рядом с Сен-Симоном и Шарлем Фурье как социалистического мыслителя того времени. Его вера в то, что кооперация более полезна, чем конкуренция, и его оптимистическая убежденность, что образование способно полностью трансформировать эгоистический интерес в заботу о других, впервые получила свое отражение в работе «Новый взгляд на общество или очерки о принципе формирования человеческого характера» (.A New View of Society: Or Assays on the Principle of the Formation of the Human Character, 1813), а затем была упрочена в множестве острых очерков, особенно в «Докладе графству Ланарк» (Report to the County of Lanark, 1821).
Позднее, когда в Америке он занялся учреждением самоокупающихся «кооперативных деревень» [villages of cooperation], он выступал за отмену денег, обеспеченных драгоценными металлами, и замену их билетами, выраженными в единицах рабочего времени, которые выплачивались бы пропорционально выполненной работе. Хотя эта идея являлась практическим выражением широко поддерживаемой в те времена трудовой теории ценности, Оуэн никогда не утруждал себя объяснением ее действия или обеспечением какой-либо теоретической поддержки. Ни одна из его более поздних работ не содержала сколько-нибудь связного обсуждения трудовых денег. Тем не менее, эта идея с тех пор неоднократно применялась в производственных кооперативах, организованных по социалистическим или коммунистическим принципам; сегодня она практикуется в некоторых районах Китая, Кампучии и Эфиопии, хотя такие кооперативы редко обходятся без внешних субсидий для закупки оборудования и сырья.
Оуэн родился в 1771 году в Ньютауне, Уэльс. Он был сыном преуспевающего уэльсского фермера и торговца. Его карьера имела три отчетливых периода. Ранний период — с 1799 по 1824 гг., когда он был респектабельным владельцем хлопкопрядильной фабрики нового типа в Ланарке, Шотландия, где он устраивал дешевое жилье для своих рабочих и школы для их детей, и боролся за то, чтобы убедить богатых и влиятельных людей в мудрости и практичности его планов по поводу устройства нового социального порядка. Следующий период — стадия неудачного строительства общин в штате Индиана, США, которая продолжалась с 1824 до 1829 года.
С 1829 года начался третий период, во время которого он был вовлечен в политику британского рабочего класса. Высшей точкой его деятельности в этот период стало формирование Главного национального объединенного профсоюза (Grand, National Consolidated Trades Union) в 1833 г., который стал первой попыткой в мире сформировать национальную федерацию профсоюзов. Когда по прошествии года она потерпела неудачу, Оуэн возвратился к экспериментам с общинами, но на сей раз в Великобритании.
Несомненно, что кооперативное движение Рочдейла, которое процветало в Англии в 1840-х годах, было вдохновлено идеалами Оуэна, но кооперативы Рочдейла были потребительскими, а не производственными, и, таким образом, не соответствовали представлениям Оуэна об «исправлении» общества. Оуэн дожил до 87-летнего возраста и умер хотя и уважаемым, но разочарованным человеком.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.

ОУЭН Роберт
(14.5.1771 - 17.11.1858), английский социалист-утопист. Родился в мелкобурж. семье. С 10-летнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию: служил в торг. заведениях, с 1791 - предприниматель. В 1800 - 1829 управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). О. создал рабочим нормальные условия труда и жизни: сократил рабочий день, организовал для детей рабочих ясли, детский сад и образцовую школу, выплачивал заработную плату даже во время хл.-бум. кризиса. О. стремился внедрить осуществлённые им в Нью-Ланарке реформы во всю англ. пром-сть, но его планы улучшения положения рабочих не получили поддержки капиталистов на собрании фабрикантов, созванном О. в 1815 в Глазго. В 1817 О. составил докладную записку парламентской комиссии, в к-рой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. С 1820, расставшись с надеждами на реформистские преобразования в капиталистич. обществе, О. перешёл к пропаганде идей утопического социализма. О. подверг резкой критике капиталистич. Частную собственность, конкуренцию и анархию произ-ва, капиталистич. разделение труда, классовую противоположность. Учение О. складывалось под влиянием промышленного переворота в Великобритании. Ухудшение положения трудящихся масс он объяснял капиталистич. применением машин, к-рые в социалистич. обществе могли бы стать благом для человечества. Будучи идеалистом в истолковании обществ. явлений, О. видел осн. причину социальных бедствий в недостаточном развитии просвещения. Переход к социализму он связывал с прогрессом человеческого разума, к-рому рано или поздно должна будет открыться истина о «рациональной организации» общества. О. не понимал историч. роли пролетариата, считал, что положение народа не может быть улучшено политич. преобразованиями. Пути осуществления социализма, предлагаемые О., покоились на утопич. мечте «... о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375).
Будущее «рациональное» общество О. представлял как научно обоснованную экономич. систему с гос. устройством в виде самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тыс. чел. и разделённых на 6 департаментов: с. х-ва; пром-сти и механики; лит-ры, науки и просвещения; домашнего х-ва; общей экономики; торговли. Стремясь доказать практич. осуществимость своих идей, О. основал колонию «Новая Гармония» в США (1825). Ведущее место в ней занимало земледелие, пром-сть играла подсобную роль. Однако это начинание потерпело неудачу. Вернувшись из Америки, О. принял активное участие в кооп. и проф. движении. В 1832 в Лондоне он создаёт меновой базар, где в обмен на товар выдавали боны, в к-рых значилось количество трудового времени, затраченного на произ-во данного товара. На боны можно было получать др. товары. Базар вызвал большой интерес среди лондонских рабочих. Однако скоро выявились теоретич. и практич. несостоятельность и внутр. противоречия плана организации безденежного обмена в условиях распылённого анархия, произ-ва при капитализме. В 1834 базар пришлось ликвидировать. Неудача постигла и Великий национальный объединённый союз произ-в (1834), созданный для осуществления плана реорганизации произ-ва. Это было началом заката оуэнизма. Классовое движение англ. пролетариата - чартизм - вышло на первый план. Историч. заслуги О. велики: он дал яркую и глубокую для своего времени критику капитализма; более 40 лет проповедовал идеи социализма, хотя и в утопич. форме; боролся за улучшение положения рабочих. Деятельность О. дала значит. толчок развитию профсоюзного движения в Англии. «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 274).
Соч.: Избр. соч., т. 1 - 2, М. - Л., 1950.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Роберт Оуэн

Robert Owen
1771-1858
Роберт Оуэн родился в 1771 г. в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника, потом почтмейстера. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но еще через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось. С 40 шиллингами в кармане отправился он искать счастья в больших городах. Он служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Лондона и Манчестера. Книги удавалось читать только урывками.
Манчестер был в это время центром промышленной революции, особенно бурно развивалось здесь хлопчатобумажное производство. Для энергичного и дельного юноши, каким был Оуэн, скоро представилась возможность выйти в люди. Сначала он, взяв у брата взаймы деньги, открыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины, которые в то время быстро внедрялись в промышленность. Потом завел собственное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с двумя-тремя рабочими. В 20 лет стал управляющим, а затем и совладельцем большой текстильной фабрики.
Будучи по делам фирмы в Шотландии, Оуэн познакомился с дочерью богатого фабриканта Дэвида Дейла, хозяина текстильной фабрики. Брак с мисс Дэйл привел в 1799 г. к переселению Оуэна в Нью-Ланарк, где он стал совладельцем и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Как пишет Оуэн в своей автобиографии, он уже давно задумал свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твердым планом.
Оуэн не посягал в то время ни на частную собственность, ни на капиталистическую фабричную систему. Он только создал для рабочих элементарные человеческие условия труда и жизни, и отдача, как в виде повышения производительности труда, так и в виде социального оздоровления, оказалась разительной.
Только! Но надо представить себе, сколько труда, настойчивости, убежденности и мужества потребовало это от Оуэна и его немногих помощников! Рабочий день в Нью-Ланарке был сокращен до 10 с половиной часов (против 13-14 часов на других фабриках), заработная плата выплачивалась также в период вынужденной остановки предприятия по причине кризиса. Были введены пенсии для престарелых, организованы кассы взаимопомощи. Оуэн строил сносные жилища для рабочих и сдавал их за льготную плату. Была организована добросовестная розничная торговля по сниженным ценам. Особенно много сделал Оуэн для детей, облегчив их труд на фабрике, создав школу, куда принимали малышей с двухлетнего возраста. Эта школа явилась прообразом будущих детских садов.
Оуэну приходилось вести постоянную борьбу со своими компаньонами, которые возмущались этими, с их точки зрения, нелепыми идеями и еще более нелепыми затратами и требовали, чтобы вся прибыль распределялась по паям. В 1813 г. ему удалось подыскать новых компаньонов, в числе которых было несколько богатых квакеров и философ Дж. Бентам. Они согласились получать твердый доход в размере 5% на капитал, а в остальном предоставили Оуэну полную свободу действий.
К этому времени имя Оуэна было широко известно, а Нью-Ланарк стал привлекать толпы посетителей. Оуэн завел знакомства и нашел покровителей. Первая книга Оуэна Новый взгляд на общество, или Опыт о принципах образования человеческого характера (1813 г.) была встречена благожелательно, поскольку ее идеи мало выходили за пределы осторожного реформаторства, особенно в сфере воспитания.
Но филантропия все менее удовлетворяла Оуэна. Непосредственным толчком для превращения Оуэна из капиталиста-благотворителя в проповедника коммунизма послужили дискуссии 1815-1817 гг., связанные с ухудшением экономического положения Англии, ростом безработицы и бедности. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем создания для бедняков кооперативных поселков, где они трудились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Идеи Оуэна натолкнулись на непонимание и раздражение. Тогда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В нескольких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 г. при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую систему переустройства общества на коммунистических началах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины, несколько напоминающие фаланги Фурье, но основанные на последовательно коммунистических началах. Наиболее полно свои идеи Оуэн высказал в Докладе графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий, опубликованном в 1821 г.
В 1817 -1824 гг. Оуэн объехал сею Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи. До странности наивный при всем своем трезвом реализме, он верил, что власть имущие и богатые должны быстро понять благодетельность его плана для общества. В эти и последующие годы Оуэн без конца предлагал его правительству Англии и американским президентам, парижским банкирам и русскому царю Александру I. Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В 1819 г. был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента; в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, Давид Рикардо. Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.
Разочаровавшись в английском образованном обществе, не имея связи с рабочим движением тех лет, утратив даже свое влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку. Он купил участок земли и основал в 1825 г. общину Новая гармония, устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Практический склад ума и опыт помогли ему избежать многих ошибок, которые делали организаторы других подобных общин. Тем не менее это предприятие, поглотив 40 тыс. фунтов стерлингов - почти все состояние Оуэна, окончилось провалом. В 1829 г. он вернулся на родину. Выделив некоторые средства своим детям (их было семеро), Оуэн в дальнейшем вел очень скромный образ жизни.
К этому времени ему было около 60 лет. Для многих это стало бы концом активной деятельности, уходом на покой. Оуэн, напротив, совершил в 30-х годах то, что оказалось не по силам другим утопическим социалистам: нашел свое место в массовом рабочем движении.
В эти годы бурно росли производственные и потребительские кооперативы, объединявшие ремесленников, а отчасти и фабричных рабочих. Оуэн скоро оказался во главе кооперативного движения в Англии. В 1832 г. он организовал Биржу справедливого обмена труда. Биржа принимала товары (как от кооперативов, так и от других продавцов) по оценке, основанной на затратах труда, и продавала другие товары на трудовые деньги. В конце концов биржа обанкротилась, и Оуэну пришлось из своих средств покрывать убытки.
В 1833-1834 гг. он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,- все это привело союз к распаду.
Оуэн не был легким человеком в личном общении. Абсолютная убежденность в своей правоте делала его нередко упрямым и нетерпимым. За 30 лет в Нью-Ланарке и в Новой гармонии он привык руководить, а не сотрудничать. Он стал мало восприимчив к новым идеям. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спиритизмом, стал склонен к мистике. После 1834 г. Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации еще одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций.
Осенью 1858 г. Оуэн, имея от роду 87 лет, поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, он вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там он и умер в ноябре 1858 г.
Утопия Оуэна
Оуэн был практик и свои экономические идеи пытался осуществить в жизни: сначала в Нью-Ланарке, затем в Америке и, наконец, в кооперативном движении и на Бирже справедливого обмена труда.
В основе взглядов Оуэна лежит трудовая теория стоимости Д. Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров осуществляется пропорционально трудовым затратм. Но в отличие от Рикардо Оуэн считает, что фактически при капитализме обмен не совершается по труду. По его мнению, обмен по труду предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара. В действительности этого нет и в помине.
Экономические взгляды Оуэна были неразрывно связаны с его планом радикального преобразования общества, включая производственные отношения. Оказывается, справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы! Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд по полной стоимости.
Оуэнова утопия совершенно лишена религиозной и мистической окраски, ее отличает известный реализм, порой даже деловой практицизм. От этого система Оуэна не становится, конечно, менее утопичной. Он мечтал об обществе, где одновременно с огромным ростом производства и богатства будет гармонично развиваться и сам человек, где неизмеримо возрастет ценность человеческой личности.
Ячейкой коммунистического общества у Оуэна является небольшая кооперативная община с желательным числом членов от 800 до 1200. Частная собственность и классы в общинах полностью отсутствуют. Единственное различие, которое может создавать известное неравенство и в труде и в распределении,- это различие в возрасте и опытности. Механизм распределения Оуэн почти не описывает, делая (опять-таки подобно Фурье) несколько неясных замечаний об обмене продуктами по труду внутри общины и ограничиваясь указанием, что при изобилии каждому можно будет разрешать свободное получение из общих складов всего ему потребного.
Выходя за пределы общины, Оуэн пытается обрисовать общество, объединяющее большое количество таких ячеек. Между ними существует значительное разделение труда, а взаимный обмен осуществляется на основе трудовой стоимости.
Переведенные работы:
Р. Оуэн. Избранные сочинения., т. 1-2, М. - Л., 1950.

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты