Risk and uncertainty. Риск и неопределенность
Risk and uncertainty. Риск и неопределенность
Потенциальная опасность потери имущества или вложенных средств в связи с объективно обусловленной экономической неопределенностью. Некоторые виды рисков можно застраховать (например риск кражи имущества или возникновения пожара). Однако невозможно обезопасить, например, предпринимательскую деятельность. Фирма должна осознавать риск выхода на рынок: если она не сможет продать свою продукцию, она разорится. Если фирма успешно справится со своей задачей, она получит хорошую прибыль. Таким образом, риск следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса производства товаров и услуг или внедрения новых продуктов. Прибыль является вознаграждением за риск. Управляющие компаниями пытаются прогнозировать будущие события на основе имеющейся информации. Если есть достаточное количество данных, позволяющих составить довольно точный статистический прогноз, можно говорить скорее о риске, чем о неопределенности. Так, страховые компании могут довольно точно определить вероятность возникновения пожара на том или ином предприятии и застраховать этот риск. Неопределенность в отличие от риска возникает в результате изменений, которые очень трудно предсказать. Бульшая часть управленческих решений попадает именно в эту категорию, поскольку не существует достаточного количества данных из опыта прошлых лет, на основе которых можно строить прогнозы. Поэтому неопределенность, связанная, например, с реализацией проектов по разработке новых продуктов и созданию современных технологий, может оцениваться лишь на основе ограниченной информации, собственных суждений и опыте. Менеджеры могут улучшить результаты своих субъективных оценок за счет информации из таких источников, как научные прогнозы, исследования рынков и т.д., но при этом они должны сопоставлять затраты на сбор таких сведений с их ценностью. Если такие издержки не предусмотрены, можно обратиться к некоторым эмпирическим методам (см. Rule of thumb), таким как метод ценообразования на основе полных издержек (см. Full-cost pricing), которые дают возможность прийти к разумному (хотя и не оптимальному) решению. Традиционная теория фирмы анализирует деятельность компании, которая обладает абсолютными знаниями о том, какими будут ее издержки и какую прибыль она получит. На основе этой инфор мации она принимает решения о цене и объеме производства. С учетом вышеизложенного классическая теория выглядит спорной. См. Entrepreneur, Hedging, Risk premium, Schumpeter, J. Risk aversion. Стремление избежать риска. Выбор наименее рискованного способа вложения капитала при равнозначном ожидаемом доходе. Инвестор, как правило, предпочитает вкладывать средства в надежные активы, которые принесут гарантированный доход, например, в государственные облигации, или диверсифицировать свой инвестиционный портфель. Если инвестор решает вложить капитал в активы с повышенным риском, он требует увеличения вознаграждения за риск (см. Risk premium).