Ресурсный национализм

Найдено 1 определение
Ресурсный национализм
с одной стороны, сужение сферы деятельности частных зарубежных (транснациональных и иностранных) компаний, а с другой стороны, усиление роли стран – производителей нефти при освоении нефтегазовых ресурсов.
Большинство исследователей связывают феномен р.н. с высокими ценами на нефть. В таких условиях правительства нефтедобывающих стран ограничивают доступ зарубежных компаний к нефтегазовым ресурсам и усиливают роль национальных нефтяных компаний.
Среди аргументов повышения значимости национальных нефтяных компаний можно отметить провалы рынка, обусловленные информационной асимметрией между правительствами и компаниями-недропользователями – вариант известной проблемы «принципал – агент». Переговорная сила правительства находится в обратно пропорциональной зависимости от масштабов и технологической сложности нефтегазового сектора. Переговорная же сила компании зависит от способности или неспособности страны-производителя осуществлять самостоятельно нефтегазовые операции.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в прогнозах динамики среднесрочного спроса на рынке нефти отмечает, что одна из главных проблем – ограниченность предложения в условиях растущего спроса. В свою очередь, ограниченность спроса объясняется не столько исчерпанием запасов нефти, сколько доступностью к месторождениям и недоинвестированием производственной инфраструктуры. В настоящее время, по оценкам МЭА, 77 % мировых запасов нефти находятся в распоряжении национальных нефтяных компаний. В начале 1960-х годов такие компании имели доступ только к 7 % мировых запасов нефти.
В настоящее время национальные нефтяные компании создаются и функционируют преимущественно в менее развитых в технологическом отношении странах и не имеют доступа ко всему спектру современных технологий освоения и разработки месторождений, а также к необходимым для их приобретения и применения рынкам капитала. К тому же такие компании тесно интегрированы не только в систему государственного управления нефтегазовыми ресурсами, но и в сферу решения широкого комплекса социальных и политических задач. Результат такого положения – недоинвестирование нефтегазового сектора из-за необходимости финансирования государственных расходов, имеющих политический или социальный характер.
Р.н. проявляется в форме ограничения доступа зарубежным компаниям к нефтегазовым ресурсам – как при осуществлении новых проектов, так и национализации начатых ранее.
Среди подобных событий недавнего прошлого – отказ компаниям ExxonMobil и ConocoPhillps, двум американским транснациональным корпорациям, в продолжении деятельности в Венесуэле в июне 2007 г. Тогда же и там же другим зарубежным компаниям, таким как французская Total, норвежская StatoilHydro, английская ВР, американская Chevron, было предложено переуступить контрольные доли в проектах государственной компании PDVSA. Аналогичные процессы имели место также в Боливии и Эквадоре. В России компания ТНК-ВР продала в 2006 г. свои газовые активы (компанию «Роспан») компании «Газпром», в декабре 2006 г. компания Shell продала контрольную долю участия в проекте Сахалин-2 – 50 % +1 акция – также компании «Газпром».
Р.н. – явление, имеющее циклический характер. Ведущую роль в цикличности р.н. играют цены. Период р.н. неизбежно ведет к уменьшению инвестиций и формированию дефицита нефти. Это, в свою очередь, ведет к повышению цен. Цикличность определяется как внешними, так и внутренними условиями.
Внешние причины связаны с пониманием (оценкой) роли государства в экономике, а также с настроениями населения в развивающихся странах-производителях и, в более общем случае, с природой национализма.
Внутренние причины связаны с рядом факторов. К их числу относятся уровень цен, уровень конкуренции за право доступа к участкам недр, сложность процесса выработки контрактных условий при существующих на определенный момент ценах. Облегченные условия, выработанные и принятые в период низких цен, неизбежно ведут к конфликтам в будущем и к их пересмотру. Не менее важна и потребность страны – производителя нефти и газа в капитале, технологиях и доступе к рынкам. При этом чем выше цены, тем меньше дефицит финансовых ресурсов и легче доступ к технологиям. Однако данное обстоятельство зависит и от геологии. По мере усложнения геологии требуется доступ ко все более сложным технологиям – в этом случае изолированный подход (ставка на собственные силы) гораздо менее эффективен. В современном мире главное преимущество частных зарубежных нефтегазовых компаний – способность осуществлять крупные проекты с учетом всего комплекса технологических условий и управления возникающими рисками.
Предыдущий всплеск р.н. наблюдался в начале 1970-х годов в период стремительного роста цен. В тот период из-за повышения цен произошло снижение спроса на нефть и, в то же время, активизация поиска новых источников удовлетворения потребности в углеводородах. Сочетание низкого спроса с появлением новых источников (таких как, например, Северное море) привело к драматически низкому уровню цен на нефть, который в дальнейшем обусловил резкое снижение нефтяных доходов стран-производителей в 1980-е годы. Это, в свою очередь, стало причиной того, что страны – производители нефти были вынуждены упростить доступ зарубежных компаний к нефтегазовым ресурсам для увеличения нефтяных доходов.
Отмеченное выше явление было названо вице-президентом итальянской энергетической компании ENI г-ном Паоло Скарони (Paolo Scaroni) «парадоксом изобилия» – высокие цены на нефть способствуют получению высоких доходов и в то же время способствуют усилению переговорной силы нефтедобывающих стран.
Среди причин усиления р.н. в подобной ситуации – значительно возрастающие доходы, которые получают на волне высоких цен зарубежные компании. Однако проблема в том, что данные компании также и более эффективны – в силу как экономии за счет масштаба, так и лучшего человеческого капитала, которым они располагают. Национализация в дальнейшем ведет к потерям данных дополнительных доходов не только для иностранных компаний, но и для государств – собственников нефтегазовых ресурсов.
Сегодня национальные нефтяные компании – преимущественно азиатские – имеют значительные позиции в нефтегазовом секторе. Их роль определяется участием в качестве компаний-операторов в примерно 30 % крупнейших нефтегазовых проектах, реализуемых в мире. Это почти равно доле участия транснациональных компаний и крупных иностранных компаний в проектах такого же уровня.
Среди мотивов р.н. – стремление к получению большей доли доходов от добычи нефти и газа, а также больших выгод от освоения невосполнимых природных ресурсов для страны-производителя в целом. Р.н. отражает противоречия между национальными интересами и иностранным влиянием.
Начало р.н. приходится на послевоенные годы – рост популярности концепции «возрастающего суверенитета» в сфере использования национальных природных ресурсов. ООН в 1952 г. приняла первую резолюцию в данной области. В 1962 г. резолюция ООН признала право каждой страны распоряжаться своими природными ресурсами в соответствии со своими национальными интересами. В 1966 г. в резолюции 2158 странам было рекомендовано стремиться к максимальному достижению при эксплуатации природных ресурсов полного контроля на всех стадиях – добычи, управления и реализации.
В современных условиях те цели, которые ставятся в рамках реализации р.н. (усиление роли национальных нефтяных компаний), могут быть достигнуты и в рамках системы регулирования нефтегазового сектора. Практически все аспекты освоения, управления, реализации добытых нефти и газа, а также получения от данных видов деятельности доходов могут быть отражены в контрактных условиях.

Источник: Что есть что в мировой экономике?

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
524.06 кб

Ресурсный национализм

Кондратьев В.Б.
Ресурсный национализм находится на подъеме по всему миру.
Читать PDF
342.60 кб

Ресурсное проклятие – ресурсный национализм: последствия для зарубежных рынков

Камоцкая Н.И.
В данной статье рассматривается проблема ресурсного национализма; вопросы энергетической безопасности; анализируются проблемы энергетической безопасности для стран-импортеров энергии; обобщен практический опыт стран-производителей