РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИИ
совокупность буржуазных, реформистских и ревизионистских концепций, проповедующих возможность преодоления антагонистич. противоречий капиталистич. воспроизводства на основе гос. регулирования экономики. Представители нек-рых школ бурж. политич. экономии (напр.; исторической школы и др.) ещё в 19 в. призывали к более активному воздействию гос-ва на те или иные стороны хоз. жизни. Однако необходимость такого воздействия чаще всего связывалась со спецификой история, развития отд. капиталистич. стран. Господств. позиции в бурж. экономич. науке 19 в. занимали концепции «саморегулирования» капиталистич. экономики на основе свободной конкуренции. Формирование Р. к. т. как особого направления бурж. политич. экономии относится к нач. 20 в., когда обострение противоречий капиталистич. экономики, связанное со сменой свободной конкуренции господством монополий, и, в частности, усиление разрешит. силы экономич. кризисов выдвинули на передний план проблему регулирования конъюнктуры.
Р. к. т. обычно исходят из трактовки экономич. цикла как простого чередования периодов расширения произ-ва и периодов спада и застоя в хоз. жизни. Циклич. развитие капиталистич. экономики, по утверждениям бурж. экономистов, связано в первую очередь с неравномерностью инвестиц. процесса, поэтому ключевым тезисом Р. к. т., как правило; оказывается тезис о необходимости регулирования общих размеров капиталовложений. А поскольку господство частной собственности на средства произ-ва исключает возможность непосредств. централизов. распределения капиталовложений, мероприятия гос. регулирования затрагивают гл. обр. сферу обращения.
В начальный период развития государственно-монополистического капитализма центр. место среди бурж. концепций «преодоления» экономич. цикла занимали концепции кредитного регулирования, основанные на монетарно-кредитной теории цикла. Среди сторонников этих Р. к. т. наибольшую известность получили А. Ган, Р. Хоутри и Адольф Вебер. Гл. инструмент обеспечения экономич. стабильности бурж. теоретики видели в операциях центр. банка. Предполагалось, что центр. банк оказывает решающее влияние на масштабы ден. обращения, а размеры предложения денег, в свою очередь, определяют рыночные ставки ссудного кредита. Добиваясь повышения, или-понижения процентных ставок, центр. банк, по утверждению сторонников к т., может тем самым воздействовать на решения предпринимателей относительно их капиталовложении: если в результате банковского регулирования уровень ссудного процента снижается, это стимулирует рост частных инвестиций, а для «сдерживания» циклич. подъёма центр. банк должен привести в действие механизм кредитных ограничений.
Монополистич. буржуазия начиная с первых десятилетий 20 в. пыталась использовать на практике осн. положения и выводы Р. к. т. Так, в США в 1913 под непосредств. влиянием экономич. кризиса 1907 - 08 была создана спец. организация эмиссионных банков - Федеральная резервная система, на к-рую возлагались задачи по осуществлению мероприятий «антикризисного регулирования».
Теоретич. построения, обосновывавшие эффективность кредитного регулирования и практич. эксперименты в области кредитно-ден. политики, были опрокинуты острейшим экономич. кризисом 1929 - 33. Система банковских ограничений, установленных в империалистич. странах в годы циклич. подъёма, не избавила капиталистич. экономику от гигантского всеобщего перепроиз-ва и не предотвратила кредитной экспансии, усилившей размах последующих кризисных потрясений. С другой стороны, ни массовые закупки гос. ценных бумаг на открытом рынке, обеспечивавшие расширение кредитных ресурсов коммерч. банков, ни падение рыночных процентных ставок до невиданно низкого уровня не смогли в период кризиса обеспечить перелом хоз. конъюнктуры. Ход экономич. развития империалистич. стран наглядно демонстрировал полное банкротство всех программ кредитно-ден. регулирования.
С кон. 30-х гг. 20 в. теоретич. основой программ гос. монополистич. регулирования стала макроэкономич. концепция эффективного спроса. впервые подробно разработанная Дж. Кейнсом. В отличие от господствовавшего ранее «неоклассического» направления бурж. по лития, экономич. кейнсианская теория исходила из того, что совр. капитализм уже может функционировать как стихийно развивающаяся и «саморегулируемая» хоз. система Тем. Кейнсианство). Начиная С 1-й мировой войны, когда, по утверждению Кейнса, наступил конец эпохи неогранич. конкуренции, капиталистич. экономика пришла в состояние крайней неустойчивости. Важнейшую причину этой неустойчивости сторонники кейнсианства видят в периодически возникающем недостатке эффективного спроса: поэтому в центр экономич. регулирования выдвигаются программы «компенсирующего» расширения спроса со стороны буржуазного государства. Наиболее надежный средством стимулирования хоз. активности в кейнсианских Р. к. т. оказывается рост правительств, расходов, который должен привести в действие механизм мультипликатора и акселератора. Поскольку же увеличение гос. расходов в условиях кризиса и депрессии не может быть покрыто за счёт налогов, все теории регулирования капиталистич. произ-ва с помощью гос. финансов неизбежно апеллируют к «дефицитному финансированию», т. е. к покрытию бюджетных дефицитов за счёт увеличения правительств, задолженности. Перенос акцента кредитной политики на «компенсирующее» финансирование отражал определ. сдвиги в развитии гос. монополистич. капитализма. Расширение экономич. функций империалистич. гос-ва и осуществление всё более широкого круга гос.-монополистич. мероприятий повлекли за собой резкое возрастание доли нац. дохода, перераспределяемого по каналам правительственных финансов. Особенно важную роль в практике подобного антикризисного регулирования играет рост гос. расходов, направляемых на дальнейшую гонку вооружений. В бурж. экономич. литературе в явной или скрытой форме проводился тезис о том, что рост военного потребления гос-ва является самым эффективным средством антикризисного регулирования.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 Р. к. т. получили дальнейшее развитие в работах А. Хансена, С. Харриса и др. бурж. экономистов кейнсианского направления. Согласно их утверждениям, совр. капиталистич. экономика представляет собой направляемую «смешанную» хоз. систему. Регулирование этой системы осуществляется как автоматически (в результате действия т.н. встроенных автоматич. стабилизаторов), так и в результате проведения спец. мероприятий правительств, экономич. политики. К числу автоматич. стабилизаторов совр. бурж. экономисты относят прежде всего систему налогового обложения и движение выплат по социальному обеспечению. По их утверждениям, уменьшение личных доходов, вызванное неблагоприятным развитием конъюнктуры и ростом безработицы, в значит. части компенсируется (в силу существования прогрессивной шкалы налогового обложения) сокращением суммы налоговых платежей; благодаря этому эффективный спрос населения в периоды кризисов и депрессии должен сжиматься меньше, чем сумма их доходов. В условиях пром. подъёма эти процессы оказывают регулирующее воздействие в противоположном направлении, сдерживая размах циклич. расширения произ-ва. Аналогичную трактовку в совр. Р. к. т. получают и колебания в выплатах по системе социального страхования и т. п. Однако такая «стабилизация» рассматривается в бурж. и реформистской лит-ре лишь как «первая линия защиты от экономического кризиса»; решающая роль приписывается целенаправленному правительств, регулированию, к-рое включает разнообразие операций в сфере финанс. и кредитно-ден. политики, гос.-монополистич. регулирование условий произ-ва в нек-рых отраслях экономики и др.
В совр. бурж. экономич. лит-ре существуют разнообразные варианты Р. к. т. Однако при всём различии тех или иных конкретных оценок и рецептов правительств. деятельности в области экономики их объединяет одна и та же апологетич. идея о том, что империалистич. гос-во может обеспечить планомерное развитие экономики по пути «всеобщего благосостояния» (см. «Государства всеобщего благоденствия теориях). Аргументация Р. к. т. широко используется империалистич. пропагандой для «обоснования» демагогия, лозунгов «трансформации» капитализма, превращения его в «великое общество», «сформированное общество» и т. п. Усиление влияния Р. к. т. нашло отражение во многих гос. законах и официальных правительств, документах капиталистич. стран (закон о занятости, принятый в США в 1946, закон об учреждении Бюро экономич. планирования, принятый в Японии в 1952, и др.).
С развёртыванием третьего этапа общего кризиса капитализма в концепциях гос.-монополистич. регулирования наметились отчётливые сдвиги. Политика антициклич. регулирования включается в более общие программы экономич. роста, призванные обосновать возможность быстрого развития капиталистич. произ-ва на протяжении длительного периода. Среди представителей этого направления Р. к. т. наибольшую известность получили в США Е. Домар, Р. Солоу, в Великобритании - Р. Харрод, Н. Калдор, в ФРГ - Г. Бомбах, А. Паульсен, и др. Широкое распространение теорий и практич. программ экономич. роста в 50 - 60-х гг. отражает не только углубление внутр. противоречий империализма, но и усиливающуюся роль мировой социалистич. системы в соревнований двух мировых систем. Кейнсианские концепции компенсирования эффективного спроса всё теснее увязываются с программами регулирования цен и заработной платы рабочих и служащих. Одним из важнейших рычагов гос. воздействия на процессы развития капиталистич. экономики провозглашается «политика доходов», к-рая должна привести, к установлению строгого контроля над заработной, платой и тем самым оказать монополистич. капиталу непосредств. поддержку в его наступлении на жизненный уровень трудящихся.
Углубляющийся конфликт между производит. силами и производств. отношениями совр. империализма и переход к активному гос.-монополистич. регулированию нек-рых хоз. операций сопровождается появлением многочисл. новых разновидностей Р. к. т. - концепций управляемой валюты, регулируемого платёжного баланса, контролируемой структуры экономики и т. п. Среди западноевроп. бурж. экономистов особенно широкое распространение получает апология капиталистич. программирования. Спекулируя на самом факте использования во мн. капиталистич. странах долгосрочных экономич. программ и на развитии техники т. н. индикативного планирования, нек-рые бурж. экономисты делают вывод о полном исчезновении анархии, «рыночной экономики» и переходе к «плановому», или «бескризисному», капитализму. Подобные рассуждения используются в бурж. реформистских и ревизионистских концепциях в качестве одного из «аргументов», подкрепляющих теории «экономического синтеза» и конвергенции различных обществ.-экономич. систем - социализма и капитализма (см. Конвергенции теория).
Распространение Р. к. т. наглядно свидетельствует о полном банкротстве прежних форм бурж. апологетики, прославлявших пресловутую свободу капиталистич. предпринимательства. Перестройка совр. бурж. политич.экономии отражает - хотя и в совершенно иррациональной форме - переход от свободной конкуренции к господству монополий и перерастание монополистич. капитализма в гос.-монополистический. Выдвижение на первый план теоретич. концепций и конкретных программ регулирования капиталистич. экономики преследует как практич., так и идеологич. цели. В совр. условиях осуществление крайне сложных и противоречивых функций гос.-монополистич. регулирования оказывается невозможным без привлечения бурж. экономистов, теоретич. обсуждения и практич. разработки многочисл. мероприятий в области хоз. политики. Вместе с тем в Р. к. т. дальнейшее развитие получает и идеологич. функция бурж. политич. экономии. Так, эти теории пытаются придать совершенно превратный смысл процессам слияния капиталистич. монополий с гос. аппаратом, распространяют иллюзии насчёт гос. «контроля» над крупнейшими монополистич. объединениями и включения частнокапиталистич. компаний в некий «смешанный» планомерно развивающийся хоз. механизм (см. Смешанной экономики теория). В действительности же расширение сферы гос.-монополистич. регулирования, как правило, характеризуется ускоренным развитием процессов концентрации и централизации капитала, усилением экономич. и политич. влияния крупнейших монополистич. корпораций.
Р. к. т. стремятся скрыть подлинную сущность гос.монополистич. регулирования, его неразрывную связь с классовыми интересами монополистич. буржуазии. Многочисл. гос.-монополистич. мероприятия, к-рые выдаются сторонниками Р. к. т. за планомерное руководство нар. х-вом в целях «всеобщего благосостояния», на деле влекут за собой перераспределение нац. дохода в пользу крупнейших монополий и дальнейшее усиление эксплуатации трудящихся. Наглядным примером могут служить различные гос. программы, предусматривающие стимулирование экономич. активности с помощью дополнит. военных расходов. «Регулирование» такого рода, несущее обогащение горстке магнатов воен.-пром. комплекса, не только порождает чудовищное расхищение производит. сил, но и серьёзно усиливает междунар. напряжённость, создавая реальную угрозу для жизни сотен миллионов людей.
Широкое использование империалистич. пропагандой Р. к. т. отражает дальнейшее углубление общего кризиса капитализма. В условиях, когда мировая социалистич. система одерживает в ходе своего планомерного развития всё новые успехи, бурж. идеология стремится противопоставить этим успехам ложный тезис о возможности планомерного развития капиталистич. экономики. Коренной методологич. порок Р. к. т. заключается в том, что они, абсолютизируя роль отд. хоз. процессов, связанных с расширением экономич. функций бурж. гос-ва, стремятся всячески приуменьшить сферу действия стихийных процессов, порождаемых отношениями частной собственности на средства произ-ва.
Марксистско-ленинская экономич. теория ещё в нач. 20 в. обосновала вывод о том, что переход от свободной конкуренции к господству монополий порождает известную тенденцию планомерности. С ростом монополистич. концентрации крупнейшие фирмы обращаются к долгосрочному прогнозированию хоз. процессов, широко используют в оперативной деятельности спец. методы изучения рыночного спроса и т. п. Соединение гигантской силы капиталистич. монополий с гигантской силой гос-ва в единый механизм гос.-монополистич. капитализма приводит к дальнейшему развитию тенденции планомерности. Всё большее распространение получают меры, направленные на ограничение рыночной стихии в интересах крупнейших монополий. Но это отнюдь не означает коренного изменения сущности капитализма. Ни расширение сферы господства монополистич. объединений, ни развитие гос.монополистич. капитализма не могут избавить экономику капиталистич. стран от стихийных форм проявления обостряющихся противоречий. Напротив, конкурентная борьба поднимается на новую ступень, приобретая особенно ожесточённый характер и усиливая действие сил рыночной стихии. В. И. Ленин показал, что полной планомерности капиталистич. тресты никогда не давали и не могут дать. Существеннейшей особенностью империализма является именно противоречивое единство монополий, с одной стороны, и колебаний рыночной конъюнктуры, конкуренции и кризисов - с другой. В условиях сохраняющегося господства частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва решающая роль в развитии экономики неизбежно принадлежит стихийному характеру капиталистич. рынка. Поэтому гос .-монополистич. регулирование носит внутренне противоречивый характер: оно не может преодолеть анархичность, имманентно присущую капиталистич. системе, и превратиться в подлинно планомерное руководство процессами экономич. и политич. развития общества.
Несмотря на все правительств, мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого хоз. роста, экономика империалистич. стран продолжает развиваться крайне неравномерно; периоды циклич. подъёма периодически сменяются кризисными спадами. Так, в США лишь за 1948 - 77 шесть раз сокращался общий объём произ-ва, а за периодами усиленного рыночного спроса на важнейшие группы товаров неизменно следовали разрушит, явления, характеризующие кризис перепроиз-ва. Развитие капиталистич. экономики сопровождается хищнич. расточительством обществ. труда и природных ресурсов, резким расширением масштабов паразитич. потребления. Стремительно растёт количество банкротств, в числе разорившихся и поглощённых фирм всё чаще оказываются крупные компании. В империалистич. странах набирает темпы инфляционный рост цен - процесс, который, даже по признанию мн. бурж. экономистов, продолжает оставаться «совершенно неуправляемым» с точки зрения гос. регулирования. Постоянным явлением стал одновременный рост инфляции и безработицы. Разгул стихии ден. рынка ведёт к дальнейшему обострению кризиса валютной системы капитализма. Всё это свидетельствует о том, что гос.-монополистич. регулирование, осуществляемое в формах и масштабах, отвечающих интересам монополистич. капитала, и направленное на сохранение его господства, не в состоянии обуздать стихийные силы капиталистич. рынка и изменить характер капитализма, сделать его «народным», «демократическим», обществом «всеобщей занятости», «всеобщего благоденствия» и тем самым предотвратить неизбежный его конец и замену капиталистического строя социалистическим.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.