Регулирование трансграничной трудовой миграции на национальном уровне

Найдено 1 определение
Регулирование трансграничной трудовой миграции на национальном уровне
предполагает безусловный приоритет компетенций национальных государств в этой области. Страны-реципиенты, принимающие иммигрантов, используют две модели миграционной политики: переселенческую – с целью постоянного проживания и отходническую – временное перемещение. Первую модель применяют «страны классической иммиграции»: Австралия, Канада, Новая Зеландия и США; вторую модель – страны Западной Европы, Персидского залива, страны АТР и др. В послевоенный период в странах классической иммиграции сформировались два разных механизма отбора переселенцев, в основе которых лежат преференциальная и балльная системы. Преференциальное квотирование появилось в 1952 г. в США и означает количественные ограничения для определенной категории иммигрантов. В балльной системе отбора, впервые начавшей действовать в Канаде в 1967 г., а затем введенной в Австралии и Новой Зеландии, личные качества иммигрантов: возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, опыт работы, знание официальных языков – получают количественную оценку на основе заранее объявленных критериев.
В последнее время наблюдается сближение политики стран, ориентирующихся на переселенческую и отходническую модели. Так, в странах классической иммиграции все активнее применяются временные иммиграционные программы. Количество лиц, приезжающих по ним работать, растет быстрыми темпами. В то же время многие страны, использующие отходническую модель, например западноевропейские, переориентируют свою политику в пользу интеграционных программ, фактически осуществляя отход от этнической модели государственного устройства к эмигрантской модели, в рамках которой происходит синхронизация иммиграции и интеграции в принимающее общество. В этих странах разрабатываются интеграционные программы, программы коллективной самозанятости, «социально-активной политики гражданства» и др., способствующие успешной адаптации и дальнейшей интеграции иммигрантов и их детей.
Страны-реципиенты при проведении политики в области международной трудовой миграции ориентируются на прием специалистов высокой квалификации, отдавая предпочтение лицам молодого возраста, обладающим крепким здоровьем. При этом для защиты национального рынка труда осуществляется прямое квотирование импорта рабочей силы. При формулировании ключевых положений политики в области международной трудовой миграции закладывается принцип асимметрии: желательность привлечения мигрантов, обладающих высокой квалификацией, при сокращении возможности въезда рабочих низкой квалификации. Объективно существующая потребность в привлечении работников низкой квалификации, с одной стороны, и ужесточение иммиграционного законодательства – с другой – привели к массовому использованию труда нелегальных мигрантов, что повлекло за собой необходимость введения санкций по отношению к нелегальным мигрантам, а также посредникам и работодателям, использующим их труд.
Страны-доноры – поставщики рабочей силы – при проведении политики в области миграции ориентируются либо на экономическое стимулирование, либо на нормативно-законодательное ограничение ее. Все больше стран, осознав преимущества, предоставляемые международной трудовой миграции, активно ищут иностранные рынки труда для своих работников. Стратегия продвижения на зарубежные рынки труда включает: поиск рабочих мест, осуществление промышленных контактов; проведение переговоров для заключения двусторонних и многосторонних соглашений; создание агентств по занятости за рубежом и зарубежных представительств; принятие «эталонных контрактов найма» для различных стран и различных профессий, проведение предмиграционной ориентации и оказание помощи в репатриации.
На современном этапе регулирования миграционных процессов практически отсутствуют инструменты эффективного миграционного взаимодействия стран доноров и реципиентов в контексте учета взаимных интересов и интересов остальных субъектов, участвующих в этом процессе.

Источник: Что есть что в мировой экономике?