РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
меры экономической политики государства, направленные против монополизации народного хозяйства, в защиту прав потребителей.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
(англ. antimonopolic adjustment) – применение государством экономических, законодательных и административных мер с целью развития конкуренции на рынке сбыта товаров.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Источник: Термины рыночной экономики

Антимонопольное регулирование
совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством (страховой надзор) с целью ограничения возможностей страховщиков монополизировать страховой рынок.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Комплекс законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью создания и поддержания конкуренции на рынке среди товаропроизводителей, и против монополизации производства. Начинается с анализа структуры рынков конкретных товаров и завершается мероприятиями организационного (разукрупнение предприятий, создание новых) и экономического (контроль уровня цен, налоговая политика) характера.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. А.р. включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспортных монополий), ценовое и налоговое регулирование.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. А.р. включает регулирование процессов концентрации и монополизации производства и сферы обращения, поддержание условий для частной конкуренции и контроль за соблюдением предприятиями условий такой конкуренции, регулирование внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспортных монополий). А.р. осуществляется на основе антимонопольного законодательства, специальных программ по демонополизации экономики и развитию конкурентного рынка и некоторых других нормативных актов.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Антимонопольное регулирование
комплекс мер, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Основные направления демонополизации экономики: (1) определение зоны «естественного» монополизма, перевод естественной монополии в состояние «регулируемой»; (2) последовательная либерализация рынка, в том числе поддержка мелкого и среднего бизнеса, его венчурных форм, стимулирование диверсификации, создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных вкладчиков капитала; (3) прямое воздействие на предпринимательскую монополию: государственный контроль над процессом централизации капитала, финансовые санкции, расформирование монополий.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
(монополия - от греч. monos - один и poleo - продано) - система нормативно - правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.
В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий: антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой практике, нечестной торговле и т. д. По существу антитрестовские законы явились в этих странах одним из элементов государственного регулирования экономики.
В отличие от этого, в странах Европы запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а только злоупотребление монопольной властью. Главной формой государственного контроля здесь является система регистрации картельных и иных ограничительных соглашений в специальных административных органах. Впервые это было предусмотрено Римским договором о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) в 1957 г. К широко используемым методам антимонопольного регулирования относятся: постоянный государственный мониторинг деятельности монополий, отмена неправильных решений, наложение крупных штрафов.
Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.

Источник: Экономический словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. А. р. включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспортных монополий), ценовое и налоговое регулирование. Главным инструментом А. р. является система антитрестовского права, берущая свое начало в 1890 г. с принятием в США закона Шермана, запретившего тресты и иные объединения, ограничивающие производство и торговлю (их монополизацию или попытку монополизации). По закону Клейтона 1914 г. (с последующими поправками) считаются неправомерными дискриминация в ценах, переплетающиеся директораты, «связывающие» и «исключительные» контракты, слияния, приобретение акционерного капитала, если эти действия ведут к ослаблению конкуренции и образованию монополии. Государственный контроль за горизонтальными, вертикальными и конгломеративными слияниями оказал решающее влияние на стратегию роста крупных фирм: многоотраслевые корпорации стали основной формой хозяйственных объединений в США. Антитрестовская политика повлияла и на характер процесса концентрации капитала в промышленности США, где сложилась олигополистическая структура. Достаточно строгие законы США потребовали корректировки — прежде всего для восстановления упущенных позиций как на мировом, так и на внутреннем рынке. Применяемое на практике «правило основания» гласит, что если ущерб, связанный с ограничением конкуренции, компенсируется ростом эффективности производства, то деятельность соответствующих фирм считается правомерной. В США был принят специальный закон, разрешающий совместные исследовательские ассоциации для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Центральным в европейском законодательстве об устранении ограничительной деловой практики является понятие «господствующее положение предприятия на рынке», в соответствии с которым предприятие в состоянии самостоятельно или совместно с несколькими др. предприятиями контролировать рынок конкретного товара. Соглашения между конкурирующими на одном и том же рынке поставщиками, а также между поставщиком и потребителем наиболее строго преследуются, если они заключены между доминирующими на рынке фирмами. Законы об устранении ограничительной деловой практики нацелены в основном на борьбу с действиями или поведением предприятий, которые посредством злоупотребления господствующим положением на рынке ограничивают доступ к рынкам или иным образом сдерживают конкуренцию. Правовой основой А. р. в Российской Федерации является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Он направлен против монополизма иерархических структур управления народным хозяйством. Органам государственной власти и управления, а также союзам, ассоциациям, концернам, межотраслевым, региональным и др. объединениям запрещено ограничивать самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров и услуг, создавать дискриминирующие или чрезмерно благоприятствующие условия их деятельности, заключать даже друг с другом соглашения, если данные действия ведут к существенному ограничению конкуренции и к монополизации. Закон призван не только регулировать поведение уже сложившихся монополий, но и активно влиять на структуру рынка. Для этого вводится предварительный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием и ликвидацией хозяйствующих субъектов и принудительное или инициативное разделение сложившихся монополистических структур. К ответственности за нарушение закона привлекаются как должностные лица, так и органы управления и хозяйствующие субъекты. Для осуществления контроля за предприятиями-монополистами в Российской Федерации введен Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включены предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке, доля которых на определенном товарном рынке превышает 35%, или величину, ежегодно устанавливаемую Государственным комитетом по антимонопольной политике, и действия которых нарушают антимонопольное законодательство. Эти предприятия обязаны предварительно декларировать повышение свободных цен. При злоупотреблении доминирующим положением, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен, применяется государственное регулирование цен. На основании исключения из реестра по решению комиссии Совета по демонополизации экономики и развитию конкуренции фактически формируется список «разрешенных монополий». В целях защиты интересов потребителей от монополизма доминирующих предприятий Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление «О государственном регулировании деятельности предприятий-монополистов», которое предписывает восстановление хозяйственных связей, введение принудительного распределения продукции или обязательной поставки части продукции в государственный резерв по государственным регулируемым ценам, приостановление действия квот и лицензий на экспорт продукции, прекращение всех видов государственной поддержки, расторжение контрактов с руководителями государственных предприятий, разделение хозяйствующих субъектов. Учитывая возможные негативные последствия подобного А. р. (ослабление стимулов к повышению эффективности производства и антирыночное содержание), оно должно использоваться лишь при высокой степени монополизации рынка и нерезультативности др. способов ограничения монополизма, являясь временной, вынужденной мерой вмешательства в экономические отношения. А. р. как составная часть правительственной Программы углубления экономических реформ в России формируется с учетом открытия экономики для иностранной конкуренции. В качестве первоочередных мероприятий в 1992—1993 гг. предусмотрены: перерегистрация горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т. п., преобразованных из старых управленческих структур; формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов, в т. ч. и в процессе приватизации; учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики; совершенствование законодательной базы А. р. с внесением в антимонопольное законодательство существенных изменений и дополнений, в большей мере учитывающих специфику народного хозяйства и потребности открытой экономики. Предполагается также сформировать механизм А. р. в рамках СНГ, учитывая межнациональный характер объединений производителей.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
368.93 кб

Антимонопольное регулирование лизинга

Авдеев В. В.
В соответствии с российским законодательством лизинговые операции в определенных случаях подлежат антимонопольному регулированию.
Читать PDF
428.22 кб

Новации в антимонопольном регулировании

Сушкевич А. Г.
Необходимость принятия так называемого второго антимонопольного пакета - комплекса мер и поправок в законодательство - продиктована современной российской действительностью, которую отличают злоупотребление рыночной властью со сто
Читать PDF
109.76 кб

Противоречия антимонопольного регулирования

Карлов С. А.
В результате исследования модели антимонопольного регулирования во взаимосвязи со смежными сферами государственной деятельности выявляются меры, применение которых противоречит сущности антимонопольного регулирования, подменяет со
Читать PDF
195.78 кб

ФАС: проблемы антимонопольного регулирования

Читать PDF
104.03 кб

ФАС: проблемы антимонопольного регулирования

Герасименко Н. А.
Ответы на вопросы читателей по конкурентному законодательству
Читать PDF
425.53 кб

Конкурентные рынки и антимонопольное регулирование

Авдашева Светлана Борисовна
Читать PDF
188.87 кб

Антимонопольное регулирование субъектов финансового рынка

Дрючина Е. И.
Среди различных направлений общегосударственного регулирования и контроля субъектов финансового рынка, осуществляемого в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой по мониторингу финансовых ры
Читать PDF
229.40 кб

Специфика антимонопольного регулирования Приморского края

Белобородов Максим Владимирович
В статье освещаются вопросы развития конкуренции в регионе на примере Приморского края. Приводится краткая характеристика конкурентной среды края и мер по преодолению барьеров ее развития.
Читать PDF
233.79 кб

К вопросу совершенствования антимонопольного регулирования

Кабанов Алексей Валерьевич
В статье рассматривается государственная антимонопольная политика. Исследуются цели антимонопольного законодательства. Анализируются акценты антимонопольного регулирования.
Читать PDF
381.19 кб

Вызовы для антимонопольного регулирования в цифровую эпоху

Гаврилов Денис Александрович, Петрова Анна Сергеевна
В статье анализируется соотношение рыночного поведения и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности, определяются особенности анализа состояния конкуренции на рынках информационных технологий с верификацией полномоч
Читать PDF
339.00 кб

Проблемы антимонопольного регулирования розничной торговли

Рашевский Кирилл Васильевич, Богатырева Ольга Николаевна
В данной статье рассматривается антимонопольное регулирование РФ, а также его проблемы и возможные пути их решения.
Читать PDF
413.19 кб

Институциональные особенности антимонопольного регулирования

Довбыш В. Е.
Одним из приоритетных стратегических направлений развития системы социальноэкономических отношений в России является формирование институтов, обеспечивающих снижение трансакционных издержек.
Читать PDF
240.00 кб

Эволюция антимонопольного регулирования в современной России

Радюкова Яна Юрьевна
В статье исследуются подходы к осуществлению антимонопольного регулирования в России в их развитии, начиная с 1990-х гг. по настоящее время.
Читать PDF
292.98 кб

Развитие системы мер антимонопольного регулирования в России

Мальцева Ольга Викторовна
В статье рассмотрена практика антимонопольного регулирования в российской экономике и предложены дальнейшие перспективы.
Читать PDF
111.46 кб

Инновационные рынки как объект антимонопольного регулирования

Икаева Л. Э.
Статья посвящена особенностям антимонопольного регулирования инновационных рынков с учетом опыта практики рыночно-развитых стран мира.

Похожие термины:

  • Антимонопольное регулирование страхового рынка

    Антимонопольное регулирование страхового рынка - совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей страховщиков