РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Расходы на оборону
в Программе международных сопоставлений расходы на оборону рассматриваются как одна из статей коллективного потребления. К этой категории конечных расходов относятся капитальные вложения в строительство объектов военного назначения и жилых домов для военнослужащих; приобретение военной техники; текущие затраты на эксплуатацию и ремонт военной техники, содержание армии; научно-исследовательские работы в военной области; обучение резерва военнослужащих, проведение военных учений; выплата пенсий и пособий военнослужащим и вольнонаемному персоналу; военная помощь другим странам.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ
(defence spending) Военные расходы государства. В действительности провести грань между военными расходами на национальную оборону, проведение наступательных операций или демонстрацию военной угрозы и подавление беспорядков внутри страны очень трудно. Деление расходов на военные и гражданские часто носит достаточно условный характер: например, расходы на строительство автомобильных и железных дорог стратегического назначения могут классифицироваться как гражданские, тогда как в некоторых странах подготовку и выступление профессиональных спортсменов на Олимпиаде оплачивают из армейского бюджета.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ
ведущая составная часть военных расходов государства (см. Расходы военные) на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидацию некоторых их последствий. Экономич. источники расходов государства на оборону – валовый внутренний продукт и национальное богатство страны, а в определ. случаях – внешнеэкономич. ресурсы. Среди финанс. источников расходов государства на оборону различают бюджетные и внебюджетные ресурсы. Преобладающая часть расходов государства на оборону – бюджет его министерства обороны. В России, согласно бюджетной классификации расходов на выполнение функций гос-ва, утвержденной Законом РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996, с доп. и изм. 1998, детализирующими и унифицирующими статьи расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранит. деятельности) основную часть бюджетных расходов на оборону в рамках функциональной классификации отражает раздел «Национальная оборона», состоящий из 5 подразделов: «Строительство и содержание Вооруженных Сил», «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», «Участие в обеспечении коллективной безопасности государств–членов СНГ», «Военная программа Минатома РФ», «Военная помощь иностранным государствам». Расходы по каждому подразделу распределяются по прямым получателям бюджетных средств, в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Такую группировку расходов отражает ведомственная классификация. Главным получателем бюджетных средств по разделу «Национальная оборона» (первые 3 подраздела) является Министерство обороны РФ (МО РФ). Кроме того, бюджет МО РФ формируют расходы, относящиеся к др. разделам: «Проведение военной реформы», «Социальная политика» (пенсии военнослужащим), «Утилизация и ликвидация вооружений», «Поддержание мобилизационной готовности экономики», «Международная деятельность». Всего по МО РФ предусмотрено более 30 целевых статей, в т.ч. свыше 15 статей по разделу «Национальная оборона». Три статьи отражают затраты на ден. содержание военнослужащих и гражданского персонала и на обеспечение личного состава. Большинство др. расходов на содержание вооруж. сил объединено в статью «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск». Отдельно показываются расходы на НИОКР, закупки, ремонт вооружений, стр-во военных объектов и др. Расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений сформированы по видам вооружений: ядерные, химич. и обычные вооружения. В качестве целевых статей по разделу «Проведение военной реформы» выделяют мероприятия, осуществляемые в рамках военной реформы, включая закрытие (консервацию) военных баз и объектов, а также ден., жилищное и пр. виды обеспечения увольняемых военнослужащих. В статьях приводятся более 120 видов расходов. По статьям ден. содержания личного состава выделены расходы на центр. аппарат. Детализированы расходы на обеспечение личного состава и на боевую подготовку и материально-технич. обеспечение войск (продовольств., вещевое обеспечение, закупки горюче-смазочных материалов, содержание и эксплуатация вооружения и военной техники, эксплуатация и текущий ремонт объектов в разбивке по их типам и др.). По статьям расходов на НИОКР, закупки и ремонт вооружений предусмотрена стандартная разбивка по видам вооружения и военной техники (авиац. техника, артиллерия, корабли и др.). Довольно широкий состав расходов характерен и для др. статей. Виды расходов привязаны к экономической классификации, к-рая едина для всех бюджетополучателей. Экономич. классификацию формируют предметные статьи, разбитые на подстатьи и на элементы расходов, детализирующие расходы на оплату труда служащих и разл. услуг (связи, трансп., коммун. и др.), приобретение предметов снабжения и расходных материалов, капит. вложения (приобретение оборудования, капит. стр-во и др.), трансферты населению и т.д. На базе классификации федер. бюджета составляется смета расходов МО РФ, к-рая может предусматривать дальнейшую детализацию видов расходов в рамках соотв. элементов экономич. классификации и их распределение по прямым получателям средств из бюджета МО РФ. Часть средств, выделяемых из федер. бюджета Российской Федерации на расходы по разделу «Национальная оборона», проходит по бюджетам др. мин-в и ведомств. Для межгосударственных сопоставлений расходов на оборону среди множества показателей особое значение имеют: размер расходов на оборону; уровень расходов на оборону. Размер расходов на оборону – абсолютная сумма расходов на нац. оборону, законодательно установленная на тот или иной финансовый год, – отражает масштабы отвлечения ресурсов на оборону. Может выражаться в текущих или сопоставимых ценах (ценах базового периода) в нац. валюте (для межгос. сопоставлений – в др. валютах). На размер расходов на оборону наибольшее влияние оказывают: соврем. развитие военного дела; требования принятых военных доктрин к боевому потенциалу и боевой готовности вооруж сил; междунар. обстановка; географич. и геополитич. положение страны; экономич. и финанс. возможности гос-ва. Уровень расходов на оборону – доля расходов государства на оборону в общих расходах гос. (федер.) бюджета или валовом внутреннем продукте страны. Уровень расходов на оборону характеризует степень военнофинанс. и военно-экономич. напряжения страны. Его оптимальное определение имеет для государства важное политич., социально-экономич. и военное значение.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
295.59 кб

Эффективность бюджетных расходов, выделенных на реализацию оборонного заказа

Намитулина А.З., Прокофьев М.Н.
В статье рассматривается идея о том, что формирование перспективного облика Вооруженных сил Российской Федерации требует новых подходов к организации финансово-экономической деятельности, обеспечению прозрачности расходов федераль
Читать PDF
511.22 кб

Опыт управления государственными расходами США в области национальной обороны

Султанов Ринат Юлдашевич
На основе анализа статистических данных и наблюдений дается обзор государственной политики США в аспекте набора граждан на военную службу, в том числе используемые финансовые и социальные инструменты.
Читать PDF
330.40 кб

Сущность оборонно-промышленного комплекса и государственных расходов на оборону

Мазур Максим Юрьевич
В статье рассматривается определение и основные функции оборонно-промышленного комплекса (ОПК), роль государства в функционировании ОПК, основные аргументы о положительном и отрицательном влиянии государственных оборонных расходов
Читать PDF
316.32 кб

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОБОРОННЫХ РАСХОДОВ РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ

Широв Александр Александрович, Гусев Михаил Сергеевич, Фролов Игорь Эдуардович
В статье анализируются основные направления воздействия оборонных расходов на экономику. Констатируется, что не существует четких критериев отнесения оборонных затрат к непроизводительным расходам бюджета.
Читать PDF
782.35 кб

Сущность и содержание показателя эффективности государственных расходов на национальную оборону

Закутнев С.Е.
Процесс управления государственными расходами на оборону осложняется ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия решений от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования.
Читать PDF
670.43 кб

Проблемы совершенствования учета накладных расходов предприятий оборонно-промышленного комплекса

Бакулина Анна Александровна, Алексеев Александр Александрович, Топчий Павел Павлович
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы являются камнем преткновения между заказчиками и исполнителями государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Читать PDF
178.07 кб

К вопросу о степени воздействия государственных расходов на национальную оборону на уровень экономич

Довгучиц Сергей Иванович, Чупин М. А.
Читать PDF
702.11 кб

Информационное обеспечение управления государственными расходами на национальную оборону на основе с

Абрамов Владимир Алексеевич, Галкин Павел Александрович
Многогранность управления отдельными элементами военной организации государства, и в первую очередь Вооруженными Силами, требует от финансово-экономических органов предоставления достоверной учётной информации о состоянии ее эконо
Читать PDF
1.93 мб

Алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонного промышленного комплекса, исполь

Черненко А.Ф., Афонина О.А.
В статье рассмотрен алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, где ведется активная деятельность вспомогательных производств, в том числе в условиях выполнения государственного обор