Расходы бюджета

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Расходы бюджета
денежные затраты государства, связанные с его функционированием.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Расходы бюджета

Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. ст. 6 БК РФ

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
статьи расходной части бюджета. Состав и структура расходов определяются исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Расходы бюджета

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своему материальному воплощению — денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
средства бюджетной системы, направляемые на финансирование народного хозяйства, социальнокультурных мероприятий, обороны, содержание органов государственной власти и управления, прочих мероприятий, имеющих государственное значение. Посредством Р.б. происходит перераспределение значительной части национального дохода, реализуется экономическая и социальная политика государства.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Расходы бюджета
экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Включаются затраты на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), оборону страны, содержание органов управления и правоохранительных органов, расходы по государственному внутреннему и внешнему долгу, затраты на оказание финансовой поддержки территориям и др.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
средства бюджетной системы, направляемые на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, содержание органов государственной власти и управления, прочих мероприятий, имеющие государственное значение. Посредством расходов бюджета происходит перераспределение значительной части национального дохода, реализуется экономическая и социальная политика государства. Регулируя расходование средств из бюжета, государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурные сдвиги в экономике, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Финансирование государственных капиталовложений обеспечивает расширение и обновление основного капитала, реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, государственных программ и мероприятий. Р.б. всех уровней распределяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются все остальные расходы. Социальная направленность Р.б. находит свое выражение в политике социального маневрирования, в поддержке наиболее уязвимых в социальном отношении слоев населения.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
1) по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с распределением и использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению; проявляются эти отношения через конкретные виды расходов; 2) по материально-вещественному воплощению – денежные средства, выделяемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций государства и местного самоуправления. Первая из дефиниций позволяет дать качеств. характеристику Р.б., раскрыть экономич. роль и обществ. назначение каждого вида расходов; вторая – показать их величину. Существует многообразие видов Р.б., зависящих от ряда факторов: природы и функций гос-ва; уровня социально-экономич. развития страны; связей бюджета с хоз-вом; задач, решаемых на каждом историч. отрезке времени; форм предоставления бюджетных средств и т.д. Виды Р.б. принято группировать, причем в бюджетах всех уровней используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации. Функциональная классификация Р.б. отражает выполняемые гос-вом функции – оборонную, социальную, экономическую и др. В соответствии с ней в России Р.б. включают: расходы на гос. (муницип.) услуги общего назначения, к к-рым относятся затраты на содержание законодат. (представит.) органов гос. власти и местного самоуправления (см. Расходы на управление), развитие междунар. сотрудничества (в т.ч. на реализацию междунар. договоров) и участие в миротворч. деятельности; расходы на финансирование нац. обороны, а также всех органов и мероприятий, обусловл. правоохранит. деятельностью и обеспечением безопасности гос-ва и обществ. порядка (см. Расходы военные, Расходы на оборону, Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства); расходы на общественно-значимые и соц. услуги – образование, здравоохранение, соц. обеспечение, жилищно-коммун. хоз-во, средства массовой информации, культуру и т.п. (см. Расходы на социальные цели); расходы на обеспечение более высокой эффективности хоз. деятельности, развитие рыночной инфраструктуры, создание условий экономич. роста, целевые программы экономич. характера, создание новых рабочих мест и т.п. (см. Расходы бюджета на реальный сектор экономики); расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, пополнение гос. запасов и резервов, оказание финанс. помощи бюджетам др. уровней и т.п. Функцион. классификация Р.б. позволяет анализировать динамику расходов исходя из их обществ. назначения, прогнозировать Р.б. на перспективу и проводить междунар. сопоставления Р.б. с целью определения степени участия гос. и муницип. управленч. структур в осуществлении экономич. и соц. функций. Наиболее существенными в бюджетах многих гос-в являются расходы на соц. программы, включающие помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным гражданам, лицам, нуждающимся в медицинской помощи, и т.п. По нек-рым странам (в частн., США) около четверти Р.б. направляется на оборону; в бюджетах многих стран значит. доля Р.б. приходится на расходы, связ. с обслуживанием и погашением гос. долга (напр., в России их доля составляет около 20% всего объема расходов федер. бюджета). Значит. место в структуре Р.б. экономически развитых стран прочно заняли затраты на развитие науки и техники, поскольку именно гос. ассигнования, наряду со средствами корпораций, выступали осн. источником финансирования программ развития науки и техники. Гос-ва способствовали научным разработкам как путем прямого бюдж. финансирования, так и посредством предоставления различного рода льгот корпорациям, ведущим научно-исследовательские работы. Расходы на научно-исследовательские цели составляли: в США – 2,8% ВВП, в Японии – 3, в ФРГ – 2,6, в России – менее 0,5%. В группу лидеров по расходам на прикладные исследования входят Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Ирландия. Экономическая классификация, основанная на экономич. содержании Р.б., позволяет видеть их роль в обществ. воспроизводстве. В соответствии с ней, Р.б. в России подразделяют на: текущие расходы; капитальные расходы; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов. В отдельные группы выделены: капитальные трансферты, являющиеся передаточными платежами (в бюджеты др. уровней, финанс. и нефинанс. орг-циям и др.); предоставляемые заемщикам кредиты – бюджетные (внутри страны) и государственные (иностранным заемщикам), отражающие выделение бюдж. средств на возвратной и платной основах. Сгруппированные по экономич. содержанию Р.б. позволяют увидеть пропорции конечного использования обществом валового внутреннего продукта и нац. дохода: сколько страна ежегодно потребляет; какую долю направляет в фонд накопления; велики ли ее траты, идущие на формирование запасов и резервов. Вместе с тем экономич. классификация позволяет видеть направления влияния гос-ва и местного самоуправления на распределение финанс. ресурсов в стране. Связано это с тем, что в составе текущих расходов осн. место занимают расходы гос. и муницип. органов на закупку товаров и услуг в соответствии с гос. и муницип. заказами, на оплату труда гос. и муницип. служащих, на субсидии и текущие трансферты населению. Приобретая товары и услуги, гос-во и органы местного самоуправления перераспределяют финанс. ресурсы от частного к общественному потреблению. Обществ. потребление через финансирование бюджетных учреждений может возрастать за счет личного. Соц. платежи населению в виде трансфертов ведут к увеличению личного потребления. Р.б. существенно меняют общую пропорцию распределения средств между фондами потребления и накопления и структуру фонда потребления. В нек-рых странах экономич. группировка Р.б. привязана к нац. плану счетов (напр., во Франции). В ФРГ, Франции в законодат. порядке установлен миним. перечень объектов экономич. классификации, обязат. для бюджета. Ведомственная классификация Р.б. отражает распределение бюдж. средств между их прямыми получателями, исходя из целевого назначения и конкретного вида затрат. Достоинство ведомств. классификации – адресность расходов, позволяющая перечислять бюдж. средства на соотв. счета получателей бюджетных средств и контролировать целевое их использование. Однако у ведомств. классификации есть и недостаток – ее постоянное изменение, происходящее вслед за изменением структуры управления. В отличие от функцион. и экономич. группировок Р.б., к-рые используются во многих странах, ведомств. классификация имеет огранич. распространение. Обусловлено это тем, что для многих гос-в эта группировка Р.б. – излишняя (напр., для Франции, ФРГ и др.), поскольку расходы в разрезе ведомств выделены в отд. блок (т.н. бюджеты ведомств) и даются отдельно в законе о бюджете на очередной финанс. год. Р.б. тесно взаимосвязаны с его доходами, что выражается как в количеств. соответствии расходов доходам, так и в их взаимном влиянии. С одной стороны, объем Р.б. лимитируется жесткими рамками поступающих бюдж. доходов, размеры к-рых ограничены экономич. возможностями гос-ва. Поэтому очень важно устанавливать такой объем бюдж. расходов и такие сроки использования бюдж. средств, к-рые обеспечивали бы решение стоящих перед об-вом социальноэкономич. задач при миним. затратах и с максим. народно-хозяйств. эффектом. С др. стороны, расходы при надлежащем использовании бюдж. средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя экономич. росту, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала страны и т.д. Для развитых стран общей тенденцией ХХ в. стало абсолютное увеличение Р.б. и рост их объема относительно ВВП, что отражало как усиление гос. регулирования экономики, так и расширение соц. программ и увеличение соц. выплат населению; одновременно росли и расходы на содержание правоохранит. органов и поддержание общест. порядка, вызванные усложнением условий социально-экономич. жизни об-ва. Тенденция роста Р.б. привела к тому, что, напр., в США расходы федер. пр-ва и штатов увеличились с 12% ВВП в 1929 г. до 33–35% в 90-е годы; еще большее увеличение было в ФРГ и Японии. В России расходы бюджета консолидированного в 90-е годы составили 30,1% ВВП. Огромные по величине средства, проходящие через бюдж. систему страны, обусловливают необходимость создания рационально организов. и эффективно функционирующей системы Р.б. Решение этой задачи во многом зависит от четкого разграничения расходов между бюджетами разных уровней; основой такого разграничения является принцип адекватности бюдж. расходов полномочиям, закрепл. за соотв. уровнем управления. Руководствуясь данным принципом, законодатели устанавливают объем полномочий и пределы компетенции каждого уровня власти, определяя, что находится в ведении федер. органов, что – в компетенции регион. и муницип. органов, а что – в совместном ведении. Разграничение полномочий закрепляется в Конституции страны, в соответствии с к-рой в бюдж. законодательстве (в России – в Бюджетном кодексе) разграничиваются расходы между звеньями бюджетной системы. Кроме того, при отнесении расходов на тот или иной бюджет учитывается, в каком именно звене бюджетной системы страны расходование бюдж. средств будет сопровождаться наиболее рацион. и эффективной реализацией полномочий гос. и муницип. органов при условии экономии бюдж. средств. Многообразие видов Р.б., сложность решаемых с их помощью задач обусловили разнообразие форм финансирования расходов. В процессе осуществления расходов, в частн., в России бюдж. средства предоставляются в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридич. и физич. лицами по гос. и муницип. контрактам в соответствии с гос. и муницип. заказами; трансфертов населению и др. бюджетам; бюдж. ссуд, дотаций, субвенций и субсидий, предоставляемых др. бюджетам и гос. внебюдж. фондам; ассигнований на выполнение отд. полномочий, передаваемых на др. уровни власти; компенсаций дополнит. расходов, возникающих в результате принятых органами гос. власти решений, приводящих к увеличению Р.б. или уменьшению бюдж. доходов на нижестоящих уровнях; бюджетных кредитов юридич. лицам (в т.ч. налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей, а также др. обязательств); субвенций и субсидий физич. и юридич. лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридич. лиц; кредитов иностр. гос-вам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая гос. и муницип. гарантии.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.06 кб

О понятии «Расходы бюджета»

Землянская Наталья Ивановна
В статье критически анализируется понятие «расходы бюджета», исследуются мнения ученых о его содержании и определении.
Читать PDF
106.20 кб

Бюджетное планирование расходов

Сугарова И. В.
В статье исследуется проблематика бюджетного планировании расходов с позиций применяемых в современных условиях моделей, этапов совершенствования.
Читать PDF
924.70 кб

Расходы государственного бюджета

Зарецкая Л.П., Овчинников А.А.
В статье рассматриваются проблемы формирования и распределения федерального бюджета РФ. Авторами проведён общий анализ структуры государственного бюджета с 2014 по 2016 гг.
Читать PDF
153.74 кб

Расходные обязательства бюджетов

Колесникова Кира Владимировна
Статья посвящена исследованию понятий «бюджетные обязательства» и «расходные обязательства» в современном бюджетном законодательстве РФ.
Читать PDF
209.86 кб

Санкционирование расходов бюджета

Баятова И. М.
В статье на основе последних нормативно-правовых актов подробно рассмотрены порядок и учет санкционирования расходов бюджетных учреждений.
Читать PDF
273.59 кб

Проблемы формирования расходов бюджета

Панскова Р. Г.
Читать PDF
250.63 кб

Аудит эффективности бюджетных расходов

Романова Т. Ф., Карепина О. И.
Читать PDF
82.00 кб

Учет санкционирования расходов бюджета

Федченко Е. А.
В статье рассмотрен порядок учета санкционирования расходов бюджета органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежде
Читать PDF
484.24 кб

Сокращение расходов в семейном бюджете

Баранова С.А., Леонидова А.И.
Современная экономическая мысль все больше уделяет внимание вопросам, касающимся семьи.
Читать PDF
125.39 кб

Планирование бюджетных расходов для АПК

Зайцева Ольга Петровна
В современных условиях в связи с малым объёмом бюджетное финансирование может быть использовано в основном в качестве механизма запуска и корректировки тех рыночных процессов, которые способны усилить государственное воздействие в
Читать PDF
939.15 кб

Проблемы планирования бюджетных расходов

Чумичева Галина Александровна
В статье рассматривается бюджетная политика России в части бюджетных расходов, исследуются проблемы и перспективы эффективности их формирования и использовании, а также анализируются расходы бюджета Российской Федерации в современ
Читать PDF
145.31 кб

Оптимизация расходов бюджетов территорий

Замятина Н.В.
Статья посвящена проблемам формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ в условиях кризиса.
Читать PDF
589.15 кб

Нецелевое расходование бюджетных средств

Лисенкова Наталья Александровна
В статье анализируются вопросы применения уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.
Читать PDF
1.18 мб

Доходы и расходы государственного бюджета

Сюсюра К.С.
Проведена характеристика статьи о государственном бюджете. В данной статье рассматривается зависимость государственного бюджета от экономической структуры государства.
Читать PDF
185.90 кб

Содержание бюджетного планирования расходов

Сугарова И. В.
В статье исследуется проблематика содержания бюджетного планирования расходов с позиций различных подходов в современной практике.

Похожие термины:

  • РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

    денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается на:
  • Бюджетные расходы

    (Budget outlays) - расходы правительства на утвержденные цели.
  • РАСХОДЫ ПО БЮДЖЕТУ

    счет бухгалтерского учета, на котором отражаются расходы, осуществляемые бюджетными организациями и учреждениями по исполнению смет, и финансируемые из бюджетов. Бюджетные средства, предоставля
  • Текущие расходы бюджета

    предоставление бюджетных средств на содержание и покрытие текущих потребностей инфраструктуры, государственных учреждений и т.п.
  • БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ

    часть центрального бюджета или бюджета любого территориального уровня, в которую включаются расходы на текущее содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетн
  • НОРМА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

    установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они
  • Текущие расходы бюджетов

    часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки дру
  • Расходные статьи бюджета

    1) финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; 2) финансирование экономики; 3) дотации местным бюджетам; 4) расходы по ликвидации аварии на ЧАЭС; 5) пополнение государственных запас
  • НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

    метод анализа налоговой политики, заключающийся в подсчете сумм, недополученных бюджетом в результате предоставления налоговых льгот, предусматриваемых законом. Используется со второй половины
  • СЕКВЕСТР РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

    сокращение бюджетных расходов в связи с невыполнением утвержденного бюджета по поступлениям доходов, а также проблемами, возникающими при заимствовании средств, когда фактическое исполнение го
  • Блокировка расходов бюджета

    сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств при невыполнении определенных условий.
  • Капитальные расходы бюджета

    денежные затраты, направленные на увеличение (прирост) основных фондов, нематериальных активов, прирост запасов.
  • бюджет капитальных расходов

    Программа финансирования долгосрочных расходов, например на строительство нового завода, на исследования и развитие, рекламу. Среди методов, используемых для расчета бюджета капитальных расходо
  • БЮДЖЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ РАСХОДОВ

    суммы, предназначенные на покрытие будущих капиталовложений.