доктрина мелкобурж. социализма, основу к-рой составляют экономич., философские и социологич. взгляды П. Ж. Прудона. Прудон и его последователи считали крупную капиталистич. собственность «кражей», но отвергали коммунизм и отстаивали «владение» - мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких товаропроизводителей и не понимая действит. источников классовой эксплуатации, они объясняли её существующим в бурж. обществе неэквивалентным обменом. В результате, по их мнению, крупные ден. капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. «трудящуюся буржуазию», взимая со всех дань - ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда делался вывод о возможности уничтожения классовой эксплуатации посредством экономич. реформы в сфере обращения, организации безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита при сохранении частной собственности на средства произ-ва и наёмного труда. Прудонисты доказывали, что такая реформа приведёт к преобразованию капиталистич. общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоят. производителем. Ввиду этого «социальная революция», полагал Прудон, может и должна осуществляться мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политич. борьбы, являющейся, по его мнению, важнейшим источником обострения классовых антагонизмов, и при уничтожении гос-ва, к-рое Прудон считал гл. орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. «Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, „конституировать“ ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, „справедливой“, лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 131). Прудонисты делали вывод о том, что противоречия и антагонизмы бурж. общества могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. Они отказались от всякого ограничения частной собственности, в вопросе о социальном преобразовании переносили центр тяжести на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности. В проекте «прогрессивной ассоциации» (1845 - 47), объединяющей на принципах «мютюэлизма» (взаимопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для «эквивалентного обмена», Прудон признавал необходимость перехода предприятий крупной пром-сти и ж.-д. транспорта в собственность и управление коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства произ-ва в мелкой пром-сти и в с. х-ве.
П. получил в 19 в. распространение во Франции и нек-рых др. странах с мелкобурж. составом населения и значит. мелкобурж. прослойкой в рабочем классе. Распространению П. способствовало то, что его реакционная сущность маскировалась псевдореволюционной фразеологией (в критике пороков капитализма, бурж. гос-ва и крупной собственности). П. отражал двойств, положение мелкой буржуазии во Франции, в условиях пром. переворота: с одной стороны, её протест против разорения и гнёта крупного капитала и бурж. гос-ва, с другой - её стремление сохранить мелкую собственность и пойти назад, к мелкобурж. «маленькому капитализму» (см. Ленинский сб. XXII, 1933, с. 141). Это обусловливало его принципиальную общность с бурж. социализмом, сущность к-рого «...как раз и заключается в желании сохранить основу всех бедствий современного (капиталистического. - Я. 3.) общества, устранив в то же время эти бедствия» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 230). Закономерно поэтому в «Манифесте Коммунистической партии» отнесение Прудона к создателям систем буржуазного социализма (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 4, с. 454).
Под руководством прудонистов оказались на первых порах франц. секции 1-го Интернационала. Решит, борьба против них Маркса, Энгельса и их сторонников закончилась полной победой марксизма над П. Эту победу закрепил опыт Парижской Коммуны, который до конца раскрыл порочность и вред П., давший себя знать во мн. ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать «...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы» (Энгельс Ф., см. там же, т. 22, с. 198). В дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха бакунизма использовались различными течениями «мирного» анархизма, а также анархо-синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у П. бурж. анархистские идеи, отрицательное отношение к государству, политической борьбе и др.
Ряд идей Прудона вошёл в арсенал буржуазных теорий «солидаризма», «радикал-социализма» и тому подобных проповедей сотрудничества классов.
Распространение прудонистских идей в России объяснялось тем, что в стране социальной базой обществ. движения было крестьянство, отражавшее мелкобурж. тенденции экономич. развития. Произведения Прудона изучались в кружке М. В. Петрашевского. Последний, прочитав «Философию нищеты», подверг критике прудоновскую трактовку капитала и его значения в социальном преобразовании. Участник кружка И. Ястржембский не соглашался с анархистскими взглядами Прудона. Петрашевцы с интересом восприняли прудонистские идеи о производительных ассоциациях (см. «Дело петрашевцев», т. 1, 1937, с. 514; т. ?, 1941, с. 212; т. 3, 1951, с. 71, 114). В кон. 40-х гг. 19 в. мальтузианские идеи Прудона были развенчаны В. А. Милютиным («Мальтус и его противники», см. Избр. произв., М., 1946). Оценка П. нашла место в «Колоколе». В 1866 Л. И. Мечников поместил ряд статей о новой теории собственности Прудона (см. «Колокол», 1866, №№218, 219, 221, 225, 226). А. И. Герцен, хотя и критиковал отд. положения П., всё же долгое время находился под его влиянием. В 1867 П. Н. Ткачёв в рецензии на работу Прудона «Французская демократия» оценил автора книги, несмотря на его революц. фразеологию, как представителя бурж. экономич. науки, защитника бурж. строя. Н. К. Михайловский, критикуя Прудона за признание необходимости частной собственности, соглашался с ним в вопросе об «идее личности». Следуя за Прудоном, он допускал, как и В. В. Берви-Флеровский (см. Флеровский Н.), возможность мирного сотрудничества классов. В 1860 - 1870 в России делались попытки организовать производительные ассоциации (Ишутинская организация, ассоциация Христофорова в Саратове и др.), распространялись идеи о введении беспроцентного кредита, о равномерном распределении собственности. В нелегальной книге «Историческое развитие Интернационала» (1873) провозглашалась мысль Прудона о целесообразности непосредств. обмена продуктов между производителем и потребителем, отрицалась возможность введения среди крестьянства коллективной собственности на землю.
Нек-рые прудонистские идеи распространялись среди участников революционно-демократич. движения 1870-х гг. («чайковцы», черниговские народники), особенно антигос. теория Прудона (см. «Революционное народничество 70-х гг. XIX века», т. 1, 1964, с. 140). Созвучны воззрениям участников «хождения в народ» были рассуждения сторонников П. о всеобщем равенстве, о важности связи с нар. средой, о необходимости обращения к нар. разуму. Мирная антигос. анархия, проповедь Прудона подготовила почву для восприятия в России идей М. А. Бакунина, превратившего реформистские взгляды своего учителя в бунтарскую теорию революции. Бакунисты заявляли в 1874, что, в противоположность Прудону, они хотят «...революции посредством масс, без и против государства» («Анархия по Прудону», К., 1907, с. 79). Следы П. содержались в документах «Народной воли», где провозглашались местная автономия и федерация, утверждалось, что при устранении гос-ва откроется свободная деятельность для народа (см. «Литература партии „Народная воля“», М., 1930, с. 25 - 26), говорилось, что «продукты общего труда должны делиться... между всеми работниками», для поддержки общин «учреждается русский государственный банк с отделениями в разных местах России».
Ревизионисты, начиная с Э. Бернштейна, пытались воскресить в европ. с.-д. движении прудонистский реформизм, облекая его в псевдомарксистские одежды. Утончённую форму этих попыток представляли центристские идеи К. Каутского, противопоставившего империалистич. агрессивному капитализму мелкобурж. утопию «мирного», «здорового» капитализма, что В. И. Ленин охарактеризовал как «новый прудонизм» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 28, с. 91, 172). В то же время прудонистская критика демократии, партийной системы и классовой борьбы использовалась идеологами империалистич. реакции, фашизма и необонапартизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Лат. Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к П. со стороны представителей совр. реакц. бурж. политич. экономич. философии и социологии, католич. и протестантских теологов, стремящихся «примирить» его с религией и церковью, теоретиков монополистич. «Общего рынка». Совр. бурж. реформизм правый и «левый» ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя нек-рые из них для проповеди «организованного капитализма», патернализма, «человеческих отношений» (см. Организованного капитализма теория, Патернализм, «Человеческих отношений» теория). По словам Ленина европ. реформист и оппортунист «...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма» (там же, т. 7, с. 214).