Прудон Пьер Жозеф

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПРУДОН Пьер Жозеф
(1809— 1865) — французский мелкобуржуазный социалист. Главные экономические работы: «Что такое собственность» (1840), «Система экономических противоречий или философия нищеты» (1846). Прудон стоял на идеалистических позициях и не понимал природы экономических категорий. Он их считал порождением человеческих идей, а не выражением общественно-производственных отношений. Спасение от зол и противоречий капитализма Прудон видел не в классовой борьбе рабочих Против капиталистов, а в укреплении собственности мелких ремесленников и крестьян и в постепенном превращении рабочих в собственников путем различных мероприятий, проводимых в сфере обмена и кредита. Прудон объявил необходимым установление (конституирование) стоимости товаров в точном соответствии с количеством труда, затраченного на их производство. Специальный «Народный банк» должен был, по мысли Прудона, обеспечить мелким производителям получение «полного продукта труда» путем непосредственного обмена продуктами их труда и предоставлять даровой кредит рабочим. Таким образом, объективно идеи Прудона были направлены не против капитализма, а на упрочение его основы — частного товарного производства. Проекты его носили утопически-реакционный характер. Экономические взгляды Прудона отражали двойственность положения мелкого буржуа в условиях капитализма. Прудон не понимал подлинной сущности капитализма, его закономерностей и природы экономических категорий. Ошибочные воззрения Прудона были подвергнуты критике Марксом в его работе «Нищета философии» (1847) и в других произведениях.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865)

представитель французской мелкобуржуазной политэкономии. Основные экономические работы: «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846), «Теория налога» (1861). Прудон критиковал капитализм, стремясь реформировать его. Он считал, что, устраняя отрицательные стороны разделения труда, собственности, стоимости и т.д., можно улучшить капиталистическое товарное хозяйство путем возврата к мелкотоварному производству. Краеугольным камнем экономической концепции Прудона является теория «конституированной» стоимости. Стоимость он считал носителем двух противоположных идей: идеи потребительской стоимости и идеи меновой стоимости. Противоречие между потребительской и меновой стоимостью, по замыслу Прудона, устраняется путем «конституирования» стоимости, или превращения стоимости в «синтетическую». Таким образом, «конституированная» стоимость представляет собой синтез потребительной и меновой стоимости. Этот синтез происходит в обмене. Более того, стоимость конституируется, или синтезируется, путем установления эквивалентного обмена. Для этого, по Прудону, нужно, во-первых, производить товаров столько, сколько требуется, а во-вторых, создать условия реализации этих товаров. Прудон выдвинул проект реорганизации обмена и установления безденежного товарного хозяйства путем учреждения народного банка, выдающего товаропроизводителям «рабочие квитанции». Эту идею он заимствовал у английских социалистов-утопистов. Единственной формой присвоения прибавочной стоимости он считал процент, а экономическую основу эксплуатации видел в существовании процента. Отсюда вытекала его идея — наряду с организацией обменного (народного) банка, обмена без денег, установить «даровой кредит», который будет предоставляться мелким производителям и рабочим. Таким образом, Прудон предлагал сохранить товарно-денежное хозяйство без денег, капитала и процента. Мелкобуржуазный социализм Прудона был впоследствии воспринят бакунистами и анархо-синдикалистами.

Источник: Бизнес-словарь

ПРУДОН Пьер Жозеф
(1809-1865)—французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма, В книге «Что такое собственность?» (1840) он утверждал, что «собственность - это кража». Однако Прудон подверг резкой критике, по существу, только крупную капиталистическую собственность. Он отстаивал мелкую трудовую собственность, в укреплении которой видел спасение от противоречий капитализма. Капиталистическую эксплуатацию Прудон объяснял существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом. В результате нарушения закона трудовой стоимости монопольные обладатели средств обращения грабят все трудящиеся классы, в том числе и «трудящуюся» буржуазию. Исходя из этой теории, Прудон выдвинул планы мирного преобразования буржуазного общества на основе сотрудничества рабочих и буржуа при сохранении товарного производства, основанного на частной собственности. Классовую эксплуатацию, утверждал Прудон, можно якобы уничтожить путем организации непосредственного безденежного эквивалентного обмена товаров и беспроцентного кредита, в результате чего возникает справедливый строй, где все станут работниками. Прудон разработал проект ассоциации, объединяющей на принципах взаимопомощи и эквивалентного обмена ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий. Свою теорию он изложил в путаной и претенциозной книге «Система экономических противоречий, или философия нищеты» (1846), в которой дал идеалистическое истолкование экономических категорий. В последующие годы Прудон пропагандировал различные проекты создания «банка обмена», «народного банка трудового кредита» с целью установления экономического сотрудничества классов. Считая частную собственность оплотом «независимости и свободы личности», Прудон высказывался против ее ограничения. К-Маркс в 1847 г. в книге «Нищета философии», а также в других работах подверг уничтожающей критике теоретические и политические взгляды Прудона. Маркс и Энгельс показали реакционный характер утопии Прудона, отражавшей двойственное положение мелкого буржуа в условиях капитализма и относили его систему к «буржуазному социализму».

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

Прудон Пьер-Жозеф
Proudhon Pierre-Joseph (1809 — 1865)
img border="0" width="181" height="245" src="/upload/content/1579766831_5.files/image060.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/prudon.jpg">
Хотя Оуэн, Сен-Симон и Шарль Фурье были известными ранними социалистами, ни одному из них не удалось завоевать такой широкой читательской аудитории как Прудону, особенно во Франции до и после революции 1848 г. Кроме того, Прудон был первым социалистом, кто заставил ортодоксальных экономистов вступить в активный диалог. Маркс не ошибся, когда выбрал Прудона в качестве мишени для своих знаменитых полемических нападок в работе «Нищета философии» (The Poverty of Philosophy, 1847).
He сила идей, а саркастическое красноречие стиля его работ сделало Прудона столь влиятельным. Его главный труд «Что такое собственность?» (What is Property?, 1840) содержал бессмертный ответ: «собственность есть кража», но на самом деле во всех его трудах множество строк, заслуживающих цитирования. В этом отношении, также как и во многих других, он отличался от большинства социалистов своего времени. Он порицал феминизм, свободную любовь, гражданский брак, но превозносил крепкую семью; в основном его социальные взгляды были взглядами мелкого ремесленника или мелкобуржуазного владельца магазина. С другой стороны, он был атеистом и антисемитом, что типично для социалистов того времени. Но от остальных социалистов он наиболее радикально отличался своими взглядами на государство. Не испытывая никаких колебаний, он называл себя анархистом и выдвигал теорию ликвидации государства.
Вместо государства он пропагандировал «взаимное согласие» (mutalisme), а именно, систему добровольных соглашений между крупными сообществами, занимающимися сельскохозяйственным производством, и федеральную систему со строгим представительством, конституцию которой он разработал с особой тщательностью. Применяя грубую версию трудовой теории ценности, он предполагал, что в этих сообществах исчезнут все «нетрудовые» доходы и ренты, в то время как «народный банк» должен будет обращать в деньги продукты их труда и предоставлять кредиты для инвестиций. Маркс в своих работах с удовольствием высмеивал незрелые экономические идеи Прудона, и следует признать, что экономические воззрения Прудона действительно не является его сильной стороной.
Большинство социалистов того времени были выходцами из среднего класса или даже из высшего общества, в то время как Прудон был сыном местного пивовара, который обанкротился. Он провел свое детство в крайней нищете (о чем постоянно напоминал своим читателям позднее) и смог получить среднее образование только работая корректором и старшим рабочим в типографии. Ему было 29 лет, когда его приняли в высшее учебное заведение, которое он не смог закончить. После работы в небольшой судоходной компании в Лионе, переехал в Париж и был избран в Национальную ассамблею в 1848 г. К этому времени он уже был известен как сильный журналист и автор. В 1849 г. его приговорили к трем годам тюремного заключения за публикацию клеветнических статей в газете, которую он редактировал. Он продолжал писать даже в тюрьме и впоследствии был выслан в Бельгию. В 1862 г. он был помилован и вернулся во Францию. Прудон умер в 1865 г. в нищете.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.

ПРУДОН Пьер Жозеф
(15.1.1809 - 19.1.1865), французский мелкобурж. социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной крест. семье. Не имея возможности получить систематич. образования, занялся самостоят. изучением истории, политич. экономии и философии. В 1838 сдал экзамены на бакалавра.
П. приобрёл известность соч. «Что такое собственность?» (Р., 1840; рус. пер., СПБ, 1907), где доказывал, что «собственность - это кража». В 1844 - 45 П. познакомился в Париже с нем. эмигрантами-младогегельянцами, а также с К. Марксом. В беседах и спорах с Прудоном Маркс пытался разъяснить ему принципы материалистич. диалектики и науч. коммунизма, однако П. остался на позициях утопия, мелкобурж. реформаторства. В 1845 - 46 П. изложил свои идеи о мирном переустройстве общества посредством реформы кредита и обращения в соч. «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» («Système des contradictions économiques, ou Philosophie de la misère», t. 1 - 2, P., 1846), в к-ром он выступил также против коммунизма и рабочего движения.
Маркс дал критику идей П. в своей книге «Нищета философии» (1847). В период революции 1848 П. вёл активную политич. деятельность, был избран депутатом Учредит, собрания. В книгах «Исповедь революционера» («Les confessions dun révolutionnaire», P., 1849) и «Общая идея революции XIX века...» («Idée générale de la révolution aux XIX siècle...», P., 1851) выступил как анархист, выдвинувший план «социальной ликвидации» - замены гос-ва договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей, сотрудничающими в эквивалентном обмене. В 1849 П. сделал попытку основать для осуществления своих проектов «Народный банк». В 1849 - 52 находился в тюрьме за резкие статьи против Луи Наполеона. В бонапартистском перевороте 2 дек. 1851 П. усмотрел своеобразную «социальную революцию». В годы Второй империи П. отошёл от этих иллюзий, критиковал бонапартистскую диктатуру за её поддержку крупной буржуазии, финансистов и биржевиков, одновременно проповедовал аполитизм, тормозя рост политич. активности пролетариата. В 1858 П. за антиклерикальное соч. «О справедливости в революции и в церкви» («De la justice dans la révolution et dans léglise», t. 1 - 3, P., 1858) был приговорён к тюремному заключению, к-рого избежал, эмигрировав в Бельгию. В соч. «Война и мир» (t. 1 - 2, Р., 1861; рус. пер., М., 1864) выступил с апологией войны как «источника права». После амнистии в 1862 П. вернулся во Францию. В работе «О федеративном принципе» («Du principe fédératif et de la nécessité de reconstituer le parti de la révolution», P., 1863) лозунг «ликвидации государства» заменил планом раздробления совр. централизов. гос-ва на мелкие автономные области. В своём предсмертном соч. «О политических способностях рабочего класса» («De la capacité politique des classes ouvrières», P., 1865) П. разработал программу «мютюэлизма» - освобождения пролетариата с помощью производств., кредитных и потребит. ассоциаций, основанных на принципе «взаимопомощи».
Для П. характерны идеализм и эклектизм. Опираясь на концепцию Платона о первичности мира идей, П. пытался построить своё учение, в основе к-рого лежит мистическая идея абс. разума, управляющего миром и осуществляющего «вечные законы справедливости». Эта идеалистич. основа воззрений П. впитала в себя разнообразные влияния бурж. политэкономич. утопия, социализма и философии. По существу разделяя «догму Смита», определявшего стоимость доходам П. давал её мелкобурж. трактовку. Считал, что стоимость равна заработной плате, к к-рой относил и прибыль. Разделял ошибочный тезис С. Сисмонди о невозможности реализации прибавочной стоимости (последнюю он сводил к проценту) без «третьих лиц». На выработку анархия, идей П. повлияла критика Ш. Фурье по лития. борьбы и фальши бурж. цивилизации, критика свободной конкуренции и порождаемой ею монополии. В формировании взглядов П. играли роль «экономизм» и представления о важнейшем реформаторском значении банков и кредита, свойственные сен-симонизму. «Социальная наука», к-рую П. провозглашал в противовес социалистич. «утопизму», истолковывалась им как «борьба за справедливость». Свои идеалы «вечной справедливости» П. черпал, как показал Маркс, «...из юридических отношений соответствующих товарному производству...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 94, прим.).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.