ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
противоположность интересов работников умственного и физического труда, возникшая с появлением частной собственности и классов, характерная для всех классовых антагонистических обществ. Выражается в том, что эксплуатируемые массы обречены на тяжелый физический труд, на культурную отсталость; занятия же умственным трудом (наука, искусство, политическая деятельность и т. д.) являются привилегией эксплуататорских классов и обслуживающих их представителей интеллигенции. Противоположность между умственным и физическим трудом становится особенно острой в капиталистическом обществе. Рабочий во все большей мере превращается в придаток машины, его работа по обслуживанию машины сводится к выполнению немногих несложных операций, истощающих его физически и отупляющих интеллектуально. Ликвидация частной собственности на средства производства, превращение ее в общественную собственность, уничтожение эксплуататорских классов, победа социализма приводят к уничтожению противоположности между умственным и физическим трудом. В социалистическом обществе работники умственного труда кровно связаны с народом и отстаивают интересы народа, растет и крепнет морально- политическое единство рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Вырос культурно-технический уровень трудящихся масс, труд рабочих и крестьян носит творческий характер, существует тесное товарищеское сотрудничество работников умственного и физического труда. Однако в социалистическом обществе еще остается существенное различие между умственным и физическим трудом (см.), которое постепенно стирается к исчезнет окончательно только при коммунизме.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ
противоположность интересов людей физического и умственного труда, которая возникает с развитием общественного разделения труда, появлением частной собственности и антагонистических классов. Эта противоположность характерна для эксплуататорских обществ, где многие представители умственного труда, занимающиеся наукой, искусством, политической деятельностью, либо сами принадлежат к эксплуататорским классам, либо служат им и тем самым участвуют в эксплуатации людей физического труда. Эксплуатируемые массы вынуждены заниматься тяжелым физическим трудом, значительная их часть обречена на нищету и культурную отсталость. Наибольшего развития противоположность между физическим и умственным трудом достигает при капитализме. Хотя крупное машинное производство открывает широкое поле для использования науки в процессе производства, для придания труду творческого характера, однако капиталистическое применение машин приводит к тому, что рабочий превращается в придаток машины» калечится физически и духовно. Ликвидация частной собственности на средства производства, господство социалистической собственности, уничтожение эксплуататорских классов и победа социализма приводят к уничтожению противоположности между физическим и умственным трудом. В социалистическом обществе работники умственного труда кровно связаны с народом, растет и укрепляется социально-политическое единство рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. За годы Советской власти в СССР создан более чем 30-миллионный отряд работников умственного труда - подлинно народной интеллигенции. Почти 1/3 работников, занятых физическим трудом, имеет среднее или высшее образование. Это значит, что сделан крупный шаг в повышении культурно-технического уровня всех людей физического труда до уровня работников умственного труда. Однако в социалистическом обществе еще остаются существенные различия между умственным и физическим трудом (см.), которые постепенно стираются и исчезнут окончательно только на высшей фазе коммунизма.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
противоположность интересов людей, занятых физич. трудом и умств. трудом. П. м. у. и ф. т. возникла на той ступени развития обществ. разделения труда, когда утвердилось господство частной собственности и появились антагонистич. классы, т. е. в период становления рабовладельч. строя. Общей причиной появления и существования П. м. у. и ф. т. является относит. неразвитость производит. сил, охватывающая антагонистич. период истории человеческого общества и приводящая к тому, что неизбежным становится такое обществ. разделение труда, при к-ром большинство населения занято физич. трудом, а небольшая часть общества, принадлежащая к господств. классу, руководит работами, занимается гос. делами, наукой и искусством. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что «разделение труда становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда» (Соч., 2 изд., т. 3, с. 30). Это не означает, что существовала абс. монополия господств. классов на умств. труд. Так, при рабовладельч. строе эксплуататорские классы, считавшие всякий труд недостойным делом для свободного человека, передоверяли рабам мн. функции умств. труда: из среды рабов готовились учёные, врачи, учителя, артисты и др. В феод. обществе антагонистич. противоречия между умств. и физич. трудом углубились в связи с усилением противоположности между городом и деревней. Умств. труд стал монополией феодалов и духовенства. В условиях капитализма отделение интеллектуальных сил процесса произ-ва от ручного
труда и превращение их во власть капитала над трудом получает своё завершение. По мере развития производит. сил гл. обр. из среды господств. классов выделялась интеллигенция, профессионально занимающаяся умств. трудом. <
Развитие производит. сил общества (механизация, а затем автоматизация производств. процессов) порождает потребность в грамотных и культурных рабочих. С др. стороны, борьба рабочего класса за свои права приводит к сокращению рабочего дня и к созданию условий для получения образования. Поэтому повышается общеобразоват. и культурно-технич. уровень рабочего класса. В результате граница между классом эксплуатируемых и классом эксплуататоров в совр. условиях не совпадает с делением на людей, занятых умств. и физич. трудом. При капитализме эксплуатации подвергается определ. часть работников умств. труда, низший, а часто и ср. персонал инженерно-технич. и науч. работников и служащих. Совр. уровень развития производит. сил (комплексная механизация и автоматизация произ-ва) объективно вызывает необходимость в сочетании физич. труда с умственным й создаёт условия для ликвидации П. м. у. и ф. т. Однако капиталистич. производств. отношения мешают устранению этой противоположности.
Идеологи господствующих классов пытались теоретически обосновать неизбежность существующих разделения труда и классовой структуры общества. Так, для античности характерны взгляды Аристотеля (см. «Политика», СПБ, 1911, с. 12, 14). В феод. обществе физич. труд рассматривался как труд «чёрный» и «неблагородный», который должен выполняться специально предназначенными для этого людьми - крепостными. Как утверждал Фома Аквинский, разделение на сословия установлено навечно богом. Неизбежным отделение умств. труда от физического считали и крупнейшие представители классической буржуазной политической экономии (см. А. Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов, М., 1962, с. 556 - 57). Нек-рые социалисты-утописты считали вечным отделение умств. труда от физического. Они не могли решить вопроса о том, кто будет заниматься в будущем обществе «грязным» и др. неприятным трудом. По их представлениям, выполнение таких работ следовало бы поручать рабам или преступникам (Т. Мор, Д. Верас). Ш. Фурье предполагал, что «неприятные работы» надо возложить на детей, к-рые, по его мнению, склонны к ним.
Совр. бурж. социологи проповедуют вульгарную теорию «равных возможностей» при капитализме, согласно к-рой будто бы каждый талантливый человек, независимо от его социального происхождения и положения, может занять наивысшее положение в обществе. С др. стороны, все различия в обществ. разделении труда, в том числе и между умств. и физич. трудом, они объясняют биологич. особенностями людей, игнорируя антагонистич. классовые противоречия капиталистич. общества.
Классики марксизма-ленинизма показали, что противоположность и противоречия между умств. и физич. трудом носят исторически преходящий характер. В условиях социализма происшедшие изменения в характере труда, в культурно-технич. уровне рабочего класса и крестьянства приводят к ликвидации антагонистич. П. м. у. и ф. т., однако остаются существ. различия между рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией. На первой фазе коммунизма сохраняются существ. социально-экономич. различия и противоречия между умств. и физич. трудом. Они заключаются в том, что, во-первых, характер труда работников, занятых умств. деятельностью, как правило, значительно отличается от характера труда людей, занятых физич. трудом, хотя и существуют профессии и специальности, в к-рых умств. и физич. труд переплетаются друг с другом. Во-вторых, культурно-технич. уровень (общее и специальное образование) работников умств. труда в массе своей более высок, чем людей, занятых физич. трудом. Так, в 1975 в СССР среди занятых преим. физич. трудом в среднем на 1000 чел. имело высшее и среднее (полное и неполное) образование 664 чел., а среди занятых преим. умств. трудом - 965 чел. В-третьих, работники умств. труда получают за свой качественно более сложный труд соответственно более высокую плату, чем работники физического труда. Ввиду этого и культурно-бытовой уровень жизни этой части работников умств. труда отличается от уровня жизни работников физич. труда. В-четвёртых, при одинаковом доступе к образованию, ко всем благам культуры и науки всего народа фактически интеллигенция использует их в относительно большей мере. Развитие системы обучения, направленное на укрепление связи высшей школы с произ-вом, введение всеобщего обязат. 10-летнего ср. образования и особенно повышение заработной платы низко- и среднеоплачиваемым группам трудящихся играют важную роль в выравнивании условий для обучения всей молодёжи. В условиях социализма возможность перехода трудящихся из одной социальной группы в другую несравненно большая, чем в условиях капитализма. Повышение квалификации и общего культурно-технич. уровня широких масс трудящихся означает массовое передвижение работников в группы наиболее квалифициров. трудящихся с более высокими и разносторонними духовными интересами. В-пятых, нек-рые неантагонистич. противоречия между работниками умств. и физич. труда связаны с взаимоотношениями между руководящими и руководимыми работниками в процессе произ-ва. Преодолевается данное противоречие путём широкого вовлечения трудящихся масс в управление произ-вом, развития всех многообразных форм участия в нём коллективов трудящихся путём расширения прав профсоюзных орг-ций, повышения роли производств. совещаний, рабочих собраний и т. п. К. Маркс и В. И. Ленин, придавая исключит. значение проблеме ликвидации П. м. у. и ф. т., указывали на необходимые условия её разрешения. Маркс в «Критике Готской программы» предсказывал, что П. м. у. и ф. т. исчезнет лишь на высшей фазе развития коммунистич. общества. Такой же точки зрения придерживался Ленин. Он, в частности, писал, что интеллигенция остаётся особой социальной прослойкой «...впредь до достижения самой высокой ступени развития коммунистического общества...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 351).
Ничего общего с марксистско-ленинской теорией не имеют мелкобурж. утопич. концепции маоистов о ликвидации различий между умств. и физич. трудом. Насильств. меры, применявшиеся маоистским руководством (принуждение науч.-технич. и др. слоёв интеллигенции к постоянному пром. и с.-х. физич. труду, выселение образованной молодёжи и студентов в деревню, создание трудовых лагерей по перевоспитанию кадровых работников), являются воплощением «казарменного коммунизма». Такая практика препятствует росту производительности труда, повышению квалификации работников, развитию произ-ва, науки и культуры.
Преодоление различий и противоречий между умств. и физич. трудом - сложная социально-экономич. проблема. Её разрешение происходит по мере строительства коммунизма и связано с осуществлением комплекса социально-экономич. процессов: с изменением характера обществ. разделения труда, постепенным вытеснением, а затем и ликвидацией малоквалифицированного физич. труда, а также с преодолением однобокой социализации работников как физич., так и умств. труда; с соответственным повышением культурно-технич. уровня рабочих и крестьян; с повышением культурного уровня и уровня физич. развития всех работников как физич., так и умств. труда; с постепенным (на основе коренного изменения в характере и уровне развития производит. сил) слиянием функций умств. и физич. труда в едином коммунистическом труде: с уменьшением социальных различий в условиях труда и быта, а затем и с полным их устранением на основе роста производительности труда и подъёма нар. благосостояния. Эти процессы заметно ускоряются в связи с развитием научно-технической революции. "
На определ. этапе высшей фазы коммунизма будут ликвидированы социально-экономич. различия между умств. и физич. трудом, а уровень общих и спец. знаний, к-рые получат трудящиеся, будет столь высоким, что отпадёт нужда в сохранении групп людей, исключит. специальностью к-рых было бы руководство производств. и др. обществ. функциями. Функции управления обществом и произ-вом останутся и при развитом коммунизме. Но они будут выполняться всеми людьми поочерёдно. Ленин предсказывал, что в будущем обществе «...все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял» (там же, т. 33, с. 116, см. также т. 38, с. 320). В Программе КПСС отмечается, что следует «...вести дело к тому, чтобы государственный платный аппарат сокращался, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией» (1977, с. 105).
Решение историч. проблемы устранения различий и противоречий между умств. и физич. трудом возможно лишь на основе построения материально-технической базы коммунизма.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.