ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ
Источник: Экономическая социология: Курс лекций. – 3-е стер. изд.
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Производительные силы - совокупность субъективных и объективных факторов производства, направленных на преобразование природы в целях удовлетворения человеческих потребностей.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксистской экономической теории производительные силы определяют облик экономической системы.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
англ. productive forces совокупность
средств производства и людей, приводящих их в движение. Определяющим фактором в этом единстве выступают трудящиеся. С.п. являются ведущей стороной способа производства, второй его стороной выступают производственные отношения. Данное понятие обосновано К.Марксом и используется марксистской экономической теорией.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
При всей значимости средств производства, и особенно их наиболее активной части, какой являются орудия производства — машины, инструменты, приборы, все же решающая роль в развитии производства принадлежит людям. В. И. Ленин указывал, что «Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся». Это и понятно. Ведь сами средства производства создаются человеком и приводятся им в движение. Рост и совершенствование П.с. расширяют господство человека над силами природы, являются основой и мерилом развития экономики и общественных отношений. Определенной ступени развития П.с. соответствуют и определенные производственные отношения. Последние, в свою очередь, оказывают определяющее воздействие на характер и темпы развития П.с. За годы социалистического строительства в нашем обществе созданы могучие П.с., соответствующие этапу развитого социализма.
Люди, обладающие способностью к труду, производственным опытом, знаниями и трудовыми навыками, составляют главный элемент производительных сил. «Первая производительная сила всего человечества,-говорил В. И. Ленин,-есть рабочий, трудящийся». Средства производства создаются человеком и приводятся им в действие.
Способности человека по мере развития общества непрерывно совершенствуются, поэтому он оказывается подготовленным к решению новых, все более усложняющихся производственных задач. На нынешнем этапе развития советской экономики наряду с другими элементами производительных сил непосредственной производительной силой все более и более становится наука.
Современная научно-техническая революция (см.) способствует осуществлению процесса коренного качественного сдвига в развитии средств и предметов труда, характера трудовой деятельности людей.
Производительные силы вместе с производственными отношениями (см.) И1рают решающую роль в развитии человеческого общества, ибо чем совершеннее средства производства, чем эффективнее используют их люди, тем больше материальных благ может произвести общество.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
На современном этапе коммунистического строительства важнейшее значение в развитии производительных сил имеет использование достижений развертывающейся научно-технической революции. Строительство материально-технической базы коммунизма (см.) и повышение культурного и технического уровня трудящихся - важнейшая задача создания коммунистических производительных сил.
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Производительные силы исторически прошли три основные ступени развития, принимая соответствующие формы: естественные, общественные, всеобщие производительные силы. Первая форма характеризует низшую ступень развития, которой соответствовало присваивающее хозяйство. Смена его на производящее хозяйство (в ходе неолитической революции) подготовила становление следующей формы - общественных производительных сил. Становление общественных производительных сил, связанное с развитием орудий труда, ростом разделения труда (отделением ремесла от земледелия, города от деревни), завершилось промышленным переворотом середины XVIII - XIX в. В рамках каждой ступени производительные силы проходят ряд технологических стадий производства. Так, кооперация, фабрика, мануфактура являются технологическими ступенями развития общественных производительных сил. В результате неолитической революции развилась постприсваи - вающая экономика, в основе которой было сельское хозяйство. Результатом промышленного переворота явилась постаграрная индустриальная экономика, основу которой составляла промышленность (сначала легкая, затем тяжелая). Становление всеобщих производительных сил в середине XX в. как качественно новой формы связано с развитием науки «всеобщего знания», использованием ее достижений в общественном производстве и совершается в ходе научно - технической революции. В ходе НТР на современном этапе возникает постиндустриальная экономика, центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Производство и использование информации все в большей степени определяет уровень развития производительных сил. Качественные изменения происходят в размещении производительных сил. Если в доиндустриальную эпоху города возникали на пересечении торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии, то на современном этапе технополисы возникают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий.
Источник: Экономический словарь
П. с. образуют ведущую сторону способа производства. Каждой ступени развития П. с. соответствуют определ. производственные отношения, выступающие в качестве социально-экономич. формы их движения (см. Общественно-экономическая формация). В процессе своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производств. отношениями. Тогда в условиях антагонистич. формаций наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в экономич. структуре общества, в юридич. и политич. надстройке. «Все прежние формы общества... погибали с развитием богатства, или, что одно и то же, - с развитием общественных производительных сил» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 33) (см. Соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил закон, Базис и надстройка, Революция).
Основные элементы системы производит. сил. Основа методологии познания П. с. - мысль Маркса, что всякая производит. сила сводится к нек-рому отношению человека к природе и выступает в одной из двух форм: 1) в форме духовного освоения мира - развития знаний, производит. духовных богатств, науки - идеального богатства, являющегося как продуктом, так и производителем богатства (см. там же, с. 33); 2) в форме «...непосредственных органов общественной практики, реального жизненного процесса» (там же, с. 215). Развитие именно этой формы П. с. - первично, служит базой, на к-рой далее возникает развитие духовных П. с. общества - науки (см. там же, ч. 1, с. 493). Вместе с тем труд человека всегда отличается тем, что материально-веществ. преобразованию природы предшествует мысль, её духовное освоение и преобразование (см. ст. Труд), На совр. ступени развития материального произ-ва происходит его превращение в господство человека над силами природы при помощи науки, что и создаёт «...материальные условия нового мира...» - коммунизма (см. там же, т. 9, с. 230) (см. Научно-техническая революция, Наука как производительная сила общества).
Главная производит. сила общества - люди, участники обществ. произ-ва - рабочие, трудящиеся массы (см. там же, т. 46, ч. 1, с. 403; В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 359). Производств. опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень личностного возвышения и задачи, к-рые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции и могущество обществ. произ-ва. Действит. богатством общества Маркс называл развитую П. с. всех индивидов (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 217). Процесс становления и развития П. с. - это в конечном счёте формирование всё более массового совокупного обществ. труда и выработка действительно человеческих потребностей трудящихся и борющихся масс (см. там же, т. 23, с. 83, т. 46, ч. 1, с. 372, 460 и ч. 2, с. 18 - 21). Однако это развитие с трудом пробивает себе дорогу в антагонистич. формациях. Положение трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной историч. эпохи от другой.
Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, человек «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире (см. Труд). Порождением его опыта, разума и труда являются материально-веществ. факторы П. с. - средства производства (см. Богатство общественное), состоящие из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на к-рые направлен труд. Механич. средства труда Маркс называл «костно-мускульной системой производства», а трубопроводы, различные ёмкости - «сосудистой системой производства». Орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.) - важнейшая составная часть средств труда, гл. мерило развития рабочей силы, показатель степени овладения обществом силами природы. Они оказывают опосредствованное трудом обратное воздействие на рабочую силу. Совокупность средств произ-ва, функционирующих в обществ. произ-ве при определ. технология, и экономич. отношениях, образует материально-техническую базу, производств. богатство общества, создаваемое I подразделением, - произ-вом средств произ-ва (см. Материально-техническая база коммунизма). В ходе развития обществ. произ-ва средства потребления усложняются (Маркс применял к ним термины «средства существования», «жизненные средства», «средства жизни», «предметы потребления» и «средства потребления»). В их состав входят не только питание, одежда и т. п., но и такие предметы длит. пользования, как личные трансп. средства, возрастающая масса бытовых машин, приборов и механизмов, а также здания культурно-бытового и жилого фонда, лечебные и учебные корпуса и т. д., необходимые для функционирования культурно-бытовой базы общества. Мн. совр. предметы, сооружения и т. д. (напр., легковая машина) могут использоваться в одних случаях как предметы и средства производств. потребления, в других - непосредственно для воспроиз-ва населения. В росте населения «...резюмируется развитие всех производительных сил...» (там же, т. 46, ч. 2, с. 102).
Особое место в П. с. занимает земля: в одних отраслях она используется преим. как средство труда (с. х-во), в других - как предмет труда (добывающая пром-сть). Но везде она служит производств. площадью и материальным условием произ-ва. Естеств. силы природы являются всеобщим предметом труда. Покорение их человеком (напр., познание и использование электричества, энергии атома, света, ветра, воды и т. д.) умножает могущество П. с. общества.
Рост вооружённости работника средствами произ-ва и его собств. развитие, перевороты в технологии - гл. факторы историч. процесса повышения производительности труда - одной из общих тенденций развития П. с. Маркс следующим образом систематизировал факторы, определяющие уровень производительной силы труда: 1) ср. степень искусства рабочего; 2) уровень развития науки и степень её технология, применения; 3) обществ. комбинация производств. процесса; 4) размер и эффективность средств произ-ва; 5) характер природных условий. В 5-й гл. 3-го т. «Капитала» Маркс исследовал след. осн. пути повышения производительности труда при капитализме: рост обществ. характера труда и его интеллектуализация (т. е. развитие «совместного труда» и «всеобщего труда»), концентрация произ-ва, экономия на условиях труда за счёт рабочего, экономия на сооружениях и при получении и передаче двигат. энергии, утилизация отходов произ-ва, экономия благодаря изобретениям и т. д.
Рост производительности труда создаёт условия для увеличения свободного времени, для развития умств. способностей, образования и формирования трудящегося человека как гл. производит. силы общества, времени произ-ва своеобразного «...основного капитал а, причем этим основным капиталом является сам человек» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Однако при капитализме рост производит. силы труда служит не увеличению свободного времени рабочего, а расширению произ-ва прибавочной стоимости и средств произ-ва. Именно это вначале создаёт могущество капитала и вместе с тем тормозит развитие гл. П. с., углубляя несоответствие производств. отношений характеру П. с. (см. там же, с. 217).
Целесообразно затрачивая свою рабочую силу и свободное время, человек и общество в ходе трудовой и потребительной деятельности за пределами непосредств. произ-ва осваивают, «распредмечивают», потребляют окружающий материальный мир, овладевают его материальными и духовными ценностями. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-технич. база, орудия труда и трудовая деятельность, произ-во, создающие условия развития культурно-бытовой базы и процессов потребления. Но это не умаляет самостоят. значения воспроизводств. деятельности в сфере потребления (особенно в условиях науч.-технич. революции), где совокупные затраты труда в семьях превосходят часы работы членов семьи на произ-ве. С помощью этой деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы всего духовного и физич. развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека как субъективного фактора П. с. Историч. тенденцию развития этой стороны П. с. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста обществ. потребления (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 101 - 02; т. 4, с. 48 - 49), стихийно пробивающий себе дорогу и в условиях антагонистич. формаций (см. Возвышения потребностей закон).
Посредством обществ. объединения и разделения труда и потребления образуется массовая производит. сила общества, значительно превышающая простую сумму индивидуальных производит. сил, - совокупный работник и совокупный потребитель (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 33; т. 46, ч. 1, с. 99 - 101, 386 и ч. 2, с. 19). Гл. ячейками этого субъективного фактора П. с. являются производств. и семейные коллективы. Однако в эксплуататорских формациях совокупный работник и совокупный потребитель выступают в антагонистич. социальных формах и состоят из противоборствующих классов, а производств. коллективы принимают противоречивую социальную форму псевдоколлективов, объединяемых силой, противостоящей работающему человеку. П. с. индивидов и их объединений при капитализме выступает как сила капитала, а производит. труд и производит. потребление - лишь как процесс произ-ва и накопления капитала и наёмного труда. экономич. форма П. с. в определ. условиях коренным образом искажает их действит. сущность.
Для марксистов, изучающих эту форму П. с., главное не в том, что в конечном счёте богатством является не только и не столько мир вещей, окружающий человека, сколько многообразие способностей и потребностей самих индивидов, уровень развития их личностей и всех человеческих сил как таковых, достигнутая ступень выявления и развития творч. дарований трудящегося человека (см. там же, т. 46, ч. 1, с. 476; ч. 2, с. 13, 33 - 34, 217, 221 - 22). Вместе с тем уровень развития средств произ-ва имеет огромное самостоят. значение. Поэтому П; с. представляются не в качестве сил самого обществ. человека, социального индивида, а лишь как предметные элементы произ-ва - техника и технология, приобретающие в глазах их собственников и апологетов некую ложную абс. важность в противовес субъективному фактору П. с. (см. там же, т. 26, ч. 3, с. 267, 276, 285; т. 49, с. 113). В эпоху капиталистич. индустриализации гл. преобразующей силой произ-ва и общества действительно явилась машинная техника в форме капитала и характеристика роли капитала в учении Д. Рикардо была для той эпохи и научной, и верной. Сегодня же именно вещный фетишизм мешает бурж. идеологам увидеть, что города и целые страны, материальная культура к-рых до самых основ была разрушена войной и вторжением иностр. армий, встают из пепла и руин обновлёнными именно потому, что они сохранили гл. производит. силу - трудящиеся массы, рабочий класс. После периода разрухи восстанавливается совокупный работник и совокупное обществ. потребление, а нарастающая трудовая деятельность людей воспроизводит ещё более сложный предметный мир человека, образующий инобытие сущности П. с. Как показала история СССР, это происходит в ещё более грандиозных масштабах при новых производств. отношениях, когда социалистич. культурная революция резко поднимает уровень развития трудящихся масс. В условиях совр. капитализма периоды быстрого развития образования и культуры масс (напр., Япония в 1950 - 70) также оказываются временем высоких темпов роста произ-ва, рынков и веществ, богатства. Замедление роста культуры и образования масс замедляет и темпы роста произ-ва..
Развитие форм производительных сил и их восходящие ступени. Развитие форм П. с. было охарактеризовано Марксом как переход от естеств. П. с. к обществ. П. с. и затем к всеобщим П. с. Общий закон развития П. с. состоит в том, что материальные потенции и основы могущества каждой последующей формы П. с. зарождаются и развиваются уже в недрах произ-ва, где господствует предшествующая. Маркс выделил три основные восходящие ступени П. с.: первичные, или архаические; вторичные, антагонистич. формаций; третичные, коммунистич. формации (см. там же, т. 19, с. 400 - 21).
Естественные П. с., господство к-рых типично для самой низшей, архаич. ступени П. с. (см. Первобытнообщинный строй), могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. д.) и к силам окружающей его природы: естеств. богатству средствами жизни и труда (см. там же, т. 23, с. 521). На базе естеств. П. с. уже происходит процесс превращения присваивающей экономики в производящую. Этот вопрос обсуждался в ходе дискуссии об азиатском способе производства.
Общественные П. с. возникли в результате историч. процессов объединения и разделения труда, т. е. в результате роста обществ. характера произ-ва. Глубокий антагонизм этой формы П. с. (см. там же, т. 23, с. 81; т. 20, с. 185; т. 12, с. 724; т. 3, с. 30 - 31) проявился в закреплении умств. труда, духовного произ-ва и развивающих человека форм потребления материальных и духовных благ за немногими людьми ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры, а также в хищническом отношении к богатствам и силам природы.
В недрах вторичных П. с. общественные П. с. становятся господствующими, оттесняя на второй план роль естеств. П. с., а сами вторичные П. с. также проходят восходящие ступени, на к-рых образуются три различные обществ.-экономич. формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь развития. В рамках обществ.-экономич. формации П. с., в свою очередь, проходят ряд технологических способов производства, претерпевая революционные перестройки, проявляющиеся как технологические революции (см. там же, т. 47, с. 461). Для капиталистич. П. с. это простая кооперация, мануфактура, машинное произ-во, поточно-конвейерное и автоматизиров. произ-во. Наиболее адекватной капитализму технологии. формой П. с. стало крупное машинное произ-во. Его распространение (см. Индустриализация) привело к утверждению наёмного труда и рабочего класса в качестве гл. П. с. общества. Ускорились процессы развития пром. городов и интернационализации
П. с. в форме создания мирового рынка и мирового х-ва, а затем всё более тесной экономич. капиталистич. интеграции (см. Интеграция).
Всеобщие П. с. - господство развивающегося обществ. индивида над силами природы при помощи науки, воплощающей в себе «...всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект», «всеобщий научный труд» (см. там же, т. 46, ч. 2, с. 214, 215, 208). Быстрое развитие всеобщих П. с. с сер. 20 в. совершается в ходе науч.-технич. революции, протекающей в принципиально различных социально-экономич. формах - в капиталистич. и социалистич. системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредств. производит. силой. Первая форма массового соединения науки с произ-вом (в виде сложных средств произ-ва, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществлённого труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «...в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом...» (там же, с. 213). Высшей ступенью этого процесса во 2-й пол. 20 в. выступает комплексная механизация и автоматизация произ-ва и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается в том, что «...человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 78) (см. Наука как производительная сила). Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с произ-вом путём инженерной организации поточно-массового производства стали важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей поточно-массового произ-ва в обрабат. пром-сти в 50 - 60-х гг. 20 в. дала мощный толчок технология, перестройке произ-ва. Соединение науки с произ-вом, получающее бурное развитие в условиях науч.-технич. революции, находит выражение в многостороннем качественном развитии всех предметных элементов П. с. Возникают науч.-производств. комплексы, объединяющие работу исследоват. центров, ун-тов и предприятий. Получает импульс развития и гл. форма воздействия науки на произ-во: воплощение обществ. знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного произ-ва (сферы образования, культуры и активного отдыха). Однако развитие гл. П. с. при капитализме происходит в форме становления системы эксплуатации сложной рабочей силы. Это подводит развитие индивидов лишь к тому уровню, который возможен в условиях антагонистич. общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производств. отношений.
Вместе с элементами всеобщих П. с. при капитализме продолжают существовать самые отсталые формы и ступени П. с. Осн. масса населения земного шара ещё занята простым физич. трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили гл. орудием труда даже в нач. 70-х гг., ок. 60% самодеят. населения развивающихся стран было не7 грамотно, большинство женщин трудилось в условиях фактич. домашнего рабства. Освободит. движение разрушает экономич. и по лития, структуры, мешающие развитию П. с. «третьего мира».
В конечном счёте гл. движущие силы развития П. с. в антагонистич. обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию и массовому применению достижений производств. культуры, науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 314). Борьба масс заставляет хозяев применять новую технику и технологию, улучшать условия труда, обусловливает рост свободного времени и развитие образования масс. Только революция кардинально меняет место масс в системе П. с., поднимая её на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значит. степени измеряется и оценивается обществ. прогресс (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402 - 03).
П. с. коммунистич. формации характеризуются полным торжеством всеобщих П. с. - активным, творч. контролем масс, вооружённых наукой и культурой, над всеми сторонами обществ. произ-ва, комплексным преобразованием его в соответствии с науч. требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает также в виде переплетения обществ. и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистич. революция во многом подчиняет развитие произ-ва требованиям науки об обществе, создаёт новую формацию сначала на базе существующих техно логич. условий произ-ва и производительности труда (см. Планирование народного хозяйства, Индустриализация сельского хозяйства, Индустриализация социалистическая). Главное в том, что социальная революция, перестраивая производств. отношения, создаёт и новое качеств. состояние, новую внутр. структуру П. с., с иным положением в ней трудящихся масс, для к-рых открывается доступ к образованию, культуре, активной производств. и обществ. деятельности. В этом залог огромных потенций развития новых П. с., создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового обществ. строя (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с.21). Социалистич. производств. отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистич. индустриализации, развитие науки и культуры социалистич. стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-технич. базу социализма до уровня, необходимого для решения осн. задач науч.-технич. революции. Дальнейший мощный подъём энергетики, в т. ч. и. атомной, комплексное насыщение всех отраслей нар. х-ва машинами, химизация, автоматизация и кибернетизация материально-технич. базы получают новые формы и масштабы в результате всеобщего внедрения научной организации труда и обязат. высокой общеобразоват. подготовки работающего человека. Машина получает собств. управляющий элемент, и человек ставит между собой и предметом труда автоматизированный, механич., химич., электронный, биологич. или иной процесс, осуществляя функции контроля, наладки и т. п. (см. ст. Вычислительная техника). В СССР формируются всё более мощные производств.-территориальные и аграрно-промышленные комплексы, реализуется комплексное развитие экономических районов. Возникают сложные нар.-хоз. конкретно-экономич. проблемы развития П. с. и оптимизации произ-ва, совершенствуется система управления (см. ст. Автоматизированная система управления). Быстрый рост культурно-бытовой базы общества, сферы услуг и духовного произ-ва отражают гл. линию Коммунистич. партии на формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоёв трудящихся, на ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека. Рост свободного времени и обогащение масс знанием всех тех богатств, к-рые выработало человечество, служат важнейшим условием перехода к коммунистич. труду, создания П. в., адекватных коммунистической формации (К. Маркс, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 216 - 17, 221). Планомерная интернационализация и интеграция П. с. социалистич. стран ускоряет процесс создания П. с. будущего коммунистич. общества (см. Координация народнохозяйственных планов, Мировая социалистическая система хозяйства, Совет экономической взаимопомощи).
Значение теории производит. сил для развития политэкономич. В период становления капитализма бурж. политэкономия относительно верно оценила экономич. роль субъективного элемента П. с. Уже в 15в. была обоснована мысль, что богатство страны - это её трудолюбивое население, а рост числа работников, разделение труда и рост городов - путь накопления богатства. В 17 в. в Европе на основе этого подхода был преодолён меркантилизм и создана трудовая теория стоимости. У. Петти (в 1664) охарактеризовал «живые действующие силы» как осн. элемент богатства страны. «Истинным богатством является... человек», - стало осн. тезисом Ф. Галиани (в 1750), развитым затем социалистами (см. К. Маркс, там же, т. 26, ч. 3, с. 276). А. Смит (в 1776) отнёс «приобретенные и полезные способности всех жителей» к «основному капиталу» общества, понимая под ними как творч. способности, так и самих людей, и усматривал мощь П. с. в максимально возможном количестве мануфактурных рабочих.
Наступление на эти взгляды начал Т. Мальтус, выдвинув (в 1798 - 1802) теорию возрастающего бессилия человека перед лицом ограниченности природных богатств. Именно рост трудящегося населения стал рассматриваться как источник нищеты. С. Сисмонди (в 1803) подчёркивает, что лишь капитал выигрывает от любого роста П. с., порождаемого разделением труда, что развитие П. с. человечества происходит за счёт деградации, обеднения этими силами каждого индивида. Поэтому сам рост П. с. получает негативную оценку.
Для Д. Рикардо нет сомнений, что труд людей - единств, источник стоимости и капиталистич. богатства. Но сам обнищавший производитель уже не рассматривается им в качестве богатства общества. Усилившийся «даровой» поток пауперизированной и деградирующей рабочей силы из деревень, с одной стороны, и растущая мощь и дороговизна техники - с другой, ускоряют коренное изменение оценок в ходе индустриализации: лишь капитал, воплотившийся в веществ, элементах, в машинах и технике представляет якобы собой действительно великую производит. силу, тогда как рабочие лишь жалкий и ничтожный придаток к нему. Для вульгарной политэкономии «работающая» техника стала гл. источником богатства, а затем и «стоимости». Новое наступление на теорию трудовой стоимости начал Ф. Лист своей идеалистич. трактовкой П. с., рассматривая изобретения и знания, «умственный капитал», специалистов гл. богатством общества. Пролетарские экономисты (начиная с П. Рейвнстона и Т. Годскина - 1824, 1825, а затем и другие) противопоставляли этим символам вульгарной политэкономии понимание того, что даже в тех условиях трудящиеся, пролетарские массы, их опыт и знания были гл. производит. силой общества. У. Томпсон (в 1824) чётко отделял П. с. от производств. отношений и последовательно показывал ведущую роль труда и образования масс в П. с.
Лишь в самом кон. 19 - нач. 20 вв. отд. бурж. экономисты начали отказываться от оценок живого труда как «дарового природного ресурса», признав трудящееся население «капиталом». Ш. Николсон (Великобритания) в 1896, Л. Даблин (США) в 1922 и др. подсчитали, что издержки произ-ва населения в 5 раз выше чем издержки всего материального богатства этих стран.
В совр. бурж. теориях человеческого капитала (неокейсианцев) и потребительской деятельности (неолибералов) в известной мере признаётся то значение, к-рое развитие трудящегося человека имеет для прогресса П. с. Однако метод бухгалтерского расчёта «цены» людей в пенсах и сантимах лишь уводит от мысли, что рабочий класс - гл. производит. сила общества. Господствующее влияние в бурж. политэкономии приобрели вульгарно-материалистич. технологические теории, рассматривающие в качестве гл. производит. силы технику и технологию поточно-массового произ-ва. Обычно те же авторы отстаивают идеалистич. технократические теории, абсолютизирующие реальные процессы возрастающего значения науки и специалистов для функционирования совр. произ-ва и провозглашающие «элиту» - учёных, управляющих и бюрократов, гл. производит. силой общества. В обоих случаях принижается производств. роль трудящихся масс.
Мелкобурж. подход к проблеме П. с. особенно проявился в недооценке значения новейшей техники и науки в развитии произ-ва, в смешении антагонистич. формы развития П. с. с самим его содержанием. Отрицание капитализма приняло форму критики прогрессивных процессов и плодов развития П. с. Представление о возможности постоянного развития капиталистич. П. с. за счёт деградации всей массы работающих людей обусловило и др. крайность - пренебрежит. отношение к процессу возвышения потребления масс непонимание его роли в развитии П. с.
Маркс и Энгельс создали пролетарскую политич. экономию на основе разработки в 1845-46 науч. теории П. с., определения их сущности, превращённой и «отчуждённой» формы и роли в развитии общества (см. там же, т. 3, с. 33 - 35, 67 - 70). Поставив в центр теории П. с. самого человека, трудящиеся массы, революц. класс, Маркс и Энгельс вместе с тем полностью выявили огромную роль орудий труда и материальных средств произ-ва, собственность на к-рые закрепляет определ. характер производств. отношений и структуру самих П. с. Открытие закономерностей развития П. с. стало основой науки о революц. преобразовании общества путём национализации средств произ-ва гос-вом рабочего класса. Именно с этих позиций уже в нач. 20 в. Ленин резко противопоставил вульгарно-материалистич. технологич. теории П. с. К. Каутского марксистскую теорию рабочего класса, трудящихся масс как гл. П. с. (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 359) и критиковал Н. И. Бухарина за недооценку значения революц. социально-политич. развития гл. П. с. - рабочего класса (Ленинский сборник XI, 1929, с. 374). (См. статьи Рабочий класс, Соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил закон.) Ленинская программа развития П. с. легла в основу построения социализма. Науч. теория П. с. помогла сов. экономистам сформулировать основной экономический закон социализма, выявляющий объективную задачу полного удовлетворения наиболее возвышающих человека материальных и культурных потребностей, быстрого и всестороннего развития трудящихся как субъекта и гл. производит. силы общества, как активных творцов новой жизни.
Большое значение для марксистского понимания развития П. с. и производств. отношений различных формаций имела конкретизация Энгельсом тезиса Маркса о двух видах произ-ва: «с одной стороны - производство средств к жизни...», - писал Энгельс, - «с другой - производство самого человека...», развитие «... с одной стороны - труда, с другой - семьи» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 26). Энгельс показал семью как ячейку воспроиз-ва и функционирования субъективного элемента П. с. общества, развитие к-рой ведёт к сдвигам в отношениях собственности. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов защищали это положение Энгельса в споре с народниками (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 149 - 50; Г. В. Плеханов, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, см. Соч., т. 7, 1925, с. 169). В 40-х гг. в сов. лит-ре появился ряд работ, в к-рых положение Энгельса о семье как не менее важной основе развития производств. отношений вновь критиковалось с народнич. позиций как «отход» от историч. материализма (см. В. Светлов, О книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», М., 1945 и 1947, «Большевик», 1940, № 24, с. 58). Сов. обществ. наука дала отпор этим взглядам (см. М. А. Суслов, XXII съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук, «Коммунист», 1962, «N2 3, с. 21; А. И. Пашков, Экономические работы В. И. Ленина 90-х годов, М., 1960, с. 192 - 94; А. М. Р у м я н ц е в, Вступительное слово, в кн.: «Роль женщин в современном мире», Прага, 1963, с. 13 - 14; С. Крапивинский, По поводу так называемой ошибки Энгельса, «Философские науки», 1963, № 2, и др.). Однако в экономич. лит-ре эта по существу народнич. критика марксовой теории второго вида произ-ва, сводящая П. с. лишь к их элементам, непосредственно функционирующим в процессе труда, оказалась весьма живучей, поскольку в её основе лежит вульгарно-экономич. представление о воспроизводив. деятельности трудящихся масс в сфере потребления как о «природном процессе», находящемся якобы за пределами и П. с. и производств. отношений, т. е. вне х-ва. Это обусловливало и отрицание значения предметов и средств потребления для функционирования П. с. В 70-х гг. сов. учёные, подчёркивая величие труда, отнюдь не уменьшают роль потребления.
В условиях науч.-технич. революции проблемы развития П. с. и их воздействия на капиталистич. и коммунистич. формации стали центром идейно-теоретич. борьбы марксистской и бурж. политэкономич. Огромную роль в ней играют решения 24-го и 25-го съездов КПСС, подчеркнувших значение всестороннего развития трудящихся для реализации главной экономической задачи - создания материально-технической базы коммунизма.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.