ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА

Найдено 1 определение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА
произведение Ф. Энгельса, в к-ром дан диалектико-материалистич. анализ истории человеческого общества на ранних этапах его развития; раскрыт процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения классовых отношений, основанных на частной собственности; исследована эволюция семьи в различных обществ.-экономич. формациях; объяснено происхождение и вскрыта сущность гос-ва как орудия классового господства; обоснована неизбежность постепенного отмирания гос-ва с переходом к бесклассовому коммунистич. обществу. Произведение написано в марте - мае, опубликовано в окт. 1884. Вошло в 21-й т. сочинений Маркса и Энгельса, 2-е изд. По характеристике В. И. Ленина, представляет собой «...одно из основных сочинений современного социализма...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 67).
В этой работе Энгельса обобщены складывавшиеся в течение мн. лет взгляды основоположников марксизма на докапиталистич. формации. В частности, Энгельс опирался на составленный К. Марксом подробный конспект книги амер. этнографа и историка Л. Г. Моргана «Древнее общество» (1877). Маркс собирался изложить результаты исследований Моргана в спец. работе, но не успел этого сделать, Энгельс осуществил замысел Маркса. Он писал, что его работа «...представляет собой в известной мере выполнение завещания» Маркса (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 25).
В своей книге Энгельс широко использовал собранный Морганом огромный фактич. материал для обоснования и дальнейшего развития материалистич. концепции истории и экономич. теории Маркса. Энгельс привлёк и ряд др. источников, значительно расширив круг вопросов, рассмотренных Морганом. Он использовал также результаты собств. исследований по истории Др. Греции, Др. Рима, Др. Ирландии, др. германцев и т. д. В 1886 и 1889 были опубл. 2-е и 3-е издания. При подготовке 4-го изд. книги, опубликованного в 1891, Энгельс внёс в него значит. изменения и дополнения (особенно в главу о семье) с учётом новых данных науки, позволивших провести более совершенную периодизацию истории первобытнообщинного строя, «базировавшуюся не на ступенях эволюции материальной культуры, как это имело место в исследованиях Моргана, а на смене типов производств. отношений. Внесённые изменения и уточнения касались конкретной картины развития первобытного общества и совершенно не затрагивали осп. выводов книги.
Развивая в свете новых достижений пауки концепцию о видах произ-ва, разработанную вместе с Марксом ещё в «Немецкой идеологии», Энгельс в предисловии к своей работе сформулировал важное положение о соотношении двух видов произ-ва, необходимых для воспроиз-ва непосредств. жизни: произ-ва средств к жизни (предметов питания, одежды, жилища и т. п.) и произ-ва самого человека, продолжение рода. В ходе истории. развития человеческого общества соотношение этих двух видов произ-ва изменяется, и это приводит к качеств. изменениям структуры общества. С развитием производит. сил общество, структура к-рого основана на родовых отношениях, сменяется обществом, в к-ром полностью господствуют отношения собственности и «... развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени» (там же, с. 26). Защищая в полемике с Н. К. Михайловским эту концепцию, Ленин показал, что Энгельс целиком и полностью остаётся здесь на позициях материализма (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 146 - 150).
Высоко оценивая открытие Морганом родовой организации как универсальной формы существования первобытного общества, Энгельс отмечал, что основанный на материнском праве род стал тем стержнем, вокруг к-рого вращается вся первобытная историч. Данный Энгельсом анализ первобытно-коммунистич. общества, в к-ром не существовало ни частной собственности, ни классов, ни гос-ва, - блестящее подтверждение диалектико-материалистич. понимания историч. характера форм обществ. жизни.
Проследив разложение родового строя, Энгельс исследовал те экономич. условия, к-рые подрывали родовую организацию общества на высшей стадии её развития, а затем - с переходом к цивилизации - совершенно устранили её. Он подробно показывает, как с развитием производит. сил и повышением производительности труда появляется возможность присвоения продуктов чужого труда, а следовательно, эксплуатации человека человеком, и общество раскалывается на антагонистич. классы. Непосредств. результат этого раскола - появление гос-ва. Рассматривая развитие экономич. базиса первобытного общества, Энгельс выделяет первое крупное обществ. разделение труда (появление скотоводства и выделение пастушеских племён), из к-рого «...возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 161). Отделением ремесла от земледелия, упрочением рабства, возникновением товарного производства знаменовалось второе крупное разделение труда (см. там же, с. 163). Его непосредств. результатом было новое разделение общества на классы - наряду с различием между свободными и рабами развилось различие между богатыми и бедными. Наконец, третье разделение труда, создание класса купцов, который, «...не принимая никакого участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей...» (там же, с. 166), означало дальнейший шаг в классовой дифференциации общества. С переходом к частной собственности хоз. единицей общества становится отд. семья, причём «...семейный строй полностью подчинен отношениям собственности...» (там же, с. 26), происходят кардинальные перемены в органах управления родового строя; их заменяет гос-во.
Всестороннее исследование Энгельсом появления и развития гос-ва стало важном этапом разработки марксистского учения о гос-ве, начатой Марксом в работах «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851 - 52), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» и самим Энгельсом в «АнтиДюринге».
Книга Энгельса направлена против бурж. концепций гос-ва как надклассовой силы, призванной якобы в равной степени защищать интересы всех граждан. Проследив три варианта возникновения гос-ва в Др. Греции, Др. Риме и у др. германцев, Энгельс формулирует общий вывод: «Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом... И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» (там же, с. 169 - 170). Анализируя впоследствии марксистское учение о гос-ве, Ленин в работе «Государство и революция» резюмировал вывод Энгельса: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 7).
Энгельс выделяет две Отличит. черты гос-ва: «...разделение подданных государства по территориальным делениям...» и «...учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением... Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода... Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан - налоги... Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 170, 171). Как правило, гос-во выступает как организация наиболее могущественного, экономически господствующего класса.
В своей работе Энгельс рассматривает различные конкретные формы гос-ва, в т. ч. бурж.-демократич. республику, раскрывает их классовую природу. Он исследует намечавшиеся тенденции дальнейшей эволюции бурж. гос-ва, получившие своё полное развитие на стадии монополистич. капитализма. Энгельс подчёркивал, что в высшей форме бурж. гос-ва - демократич. республике «...богатство пользуется своей властью косвенно...: с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников..., с другой стороны, в форме союза между правительством и биржей, который осуществляется тем легче, чем больше возрастают государственные долги и чем больше акционерные общества сосредоточивают в своих руках не только транспорт, но и самое производство и делают своим средоточием ту же биржу» (там же, с. 172). Отмечая тот факт, что пока сохраняется капитализм, никакие демократич. свободы не могут привести к освобождению трудящихся, Энгельс в то же время говорил об объективной заинтересованности пролетариата в макс. расширении демократич. свобод, создающих благоприятные условия для его борьбы за революц. преобразование общества. Энгельс вскрыл исторически преходящий характер гос-ва; он показал, что оно не существовало вечно, а возникло только с появлением частной собственности и связанным с ним расколом общества на враждебные классы, причём оно возникло как орудие класса эксплуататоров для подавления класса угнетённых. С исчезновением классов неизбежно исчезнет и гос-во.
Работа Энгельса является крупнейшим вкладом в теоретич. сокровищницу марксизма-ленинизма и могучим идейным оружием в борьбе за коммунизм.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.