Прогноз развития аграрного сектора Европы на период до 2010 г
Прогноз развития аграрного сектора Европы на период до 2010 г.
имеет следующие тенденции. Аграрная политика будет в большей степени ориентирована на рынок и явится составной частью политики развития сельской местности. Это означает, что одна из основных задач аграрной политики, которую предстоит решить, — социально-экономическое развитие деревни. В аграрной политике приоритет отводится удовлетворению общественных интересов, включая развитие сельской территории, создание новых рабочих мест вне сельского хозяйства, охрану окружающей среды и природных ландшафтов, а также производство экологически чистых продуктов и т. д. Новые задачи совместной аграрной политики обусловлены, с одной стороны, возрастанием социальных и экологических общественных потребностей, налагаемых на сельское хозяйство, а с другой — стремлением к повышению конкурентоспособности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на мировом продовольственном рынке. Регламентация торговли сельскохозяйственной продукцией будет утрачивать свою роль, но в то же время возрастет значение охраны окружающей среды, производства экологически чистых продуктов в регионах. Структурная аграрная политика трансформируется в политику развития сельской местности. Аграрный рынок в большей мере будет дифференцирован на международный и региональный, усилится его качественная ориентация. Такая поляризация явится следствием действия двух сил: дальнейшей либерализации торговли и интеграции европейского аграрного производства в мировое хозяйство, с одной стороны, а с другой — роста спроса европейских потребителей на высококачественные продовольственные товары. Повышение качества продуктов не ограничится объективными потребительскими свойствами, оно будет зависеть от субъективных факторов, связанных с технологией производства продовольственных товаров, дизайном упаковки, национальными традициями, региональным аспектом. Европейское сельское хозяйство дифференцируется регионально. Продуценты в регионах с высокой продуктивностью сельскохозяйственного производства стремятся к тому, чтобы закрепиться на глобальном и региональных рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вместо нынешних ограничений на использование пашни, продуктовых квот по производству основных видов продуктов, ограничений по величине поголовья скота планируется использовать экономические инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности фермеров, стабилизацию доходов, получаемых от сельскохозяйственной деятельности. В перспективе предполагается сохранить разработку единых правил по природопользованию, согласованных между всеми членами Европейского союза. В регионах с неблагоприятными для ведения сельского хозяйства природными и экономическими условиями в большей степени внимание будет обращено на производство экологически чистых продуктов, создание предприятий по их переработке, что потребует дотаций из бюджета. Задачи сельского хозяйства сместятся от производства продукции к природоохранной деятельности, сохранению природных ландшафтов, развитию агротуризма, совершенствованию социальной инфраструктуры сельской местности. В будущем природоохранная деятельность, сохранение и качественное совершенствование среды обитания приобретут значительно большее общественное признание. Субвенции и трансферы на данные цели обществом уже не будут рассматриваться как дотации фермерам, а приобретут характер поощрения сельчан за добросовестное исполнение общественных задач общенационального характера. Сельское хозяйство Европы станет еще в большей мере рыночно ориентированным и мультифункциональным. Производство высокоценных качественных продуктов (экологически чистых) будет сочетаться с другими возможностями увеличения фермерских доходов для получения синергетического эффекта, с комбинацией производства региональных традиционных продуктов, развитием сферы несельскохозяйственного труда (занятость в торговле, общественном питании, организация сервиса, агротуризма, домашней гастрономии, спортивное коневодство, уход за пенсионерами и т. д.). Фермеры смогут заниматься утилизацией отходов, уходом за муниципальными зелеными насаждениями и т. п. Такая деятельность, как дополнительный источник доходов фермерской семьи, будет поддерживаться Европейским фондом ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ЕАООР). Концепция «конкурентоспособности» модифицируется в связи с необходимостью учета не только эффективности аграрного производства, но и всей совокупности факторов развития сельской местности, среды обитания. Необходимо также учитывать особенности функционирования продовольственного рынка Европы, включая их технологические, экономические, социальные и иные аспекты. Во-первых, значительная часть товаров, являясь скоропортящимися, не подлежит длительному хранению, что не позволяет формировать резервы продовольствия в широком ассортименте. Во-вторых, между видами продуктов существует высокая степень взаимозаменяемости, определяемая потребительскими предпочтениями, зачастую непредсказуемыми, что существенно усложняет прогнозирование рынка и усугубляет его стабильность. В-третьих, низкая эластичность спроса на основные виды продуктов по отношению к доходам населения существенно ограничивает их влияние на развитие приоритетных направлений производства в продовольственной сфере. В-четвертых, определяя уровень реализации товаров первой жизненной потребности, продовольственный рынок охватывает сферу не только экономических, социальных, но и политических интересов, обуславливая в значительной степени стабильность функционирования государственной системы. При высоком уровне импортной зависимости изменение конъюнктуры рынка, ограничивая возможность закупки продовольствия в необходимом количестве, чревато продовольственным кризисом для всех государств, включая и те, которые закупают продовольствие за счет вывоза сырья и энергоносителей.
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник