ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
форма проф. образования, имеющая целью подготовку квалифициров. рабочих для отраслей нар. х-ва в проф.-технич. уч. заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определ. рабочей профессии, специальности.
В СССР начало развитию проф.-технич. образования было положено в 1919 декретом СНК РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». В 1921 утверждено положение о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В ФЗУ за 1929 - 1940 подготовлено св. 2,3 млн. квалифициров. рабочих. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). За 1941 - 60 училища и школы Гос. трудовых резервов подготовили более 11 млн. квалифициров. рабочих, в т. ч. 5,8 млн. для пром-сти, 2,2 млн. для с. х-ва, 1,5 млн. для стр-ва, 1,2 млн. для транспорта. Уч. заведения Гос. трудовых "резервов подготавливали рабочих для ведущих отраслей пром-сти, стр-ва, транспорта и с. х-ва. В остальных отраслях сохранялись школы ФЗУ и профшколы, к-рые перестроили свою учебно-воспитат. работу по примеру училищ и школ Гос. трудовых резервов.
Дальнейшее развитие производит. сил потребовало улучшения и расширения П.-т. о. Осн. формы П.-т. о. были установлены законом Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958, 24 дек.). «Перспективы технико-экономического развития Советского Союза, - говорится в ст. 12 закона, - предъявляют все более высокие требования к производственной квалификации рабочих кадров всех отраслей народного хозяйства. В этих условиях широкое развитие профессионально-технического образования молодежи приобретает особо важное значение. Основной задачей профессионально-технического образования молодежи является планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду». В 1959 Гл. управление трудовых резервов преобразовано в Гос. к-т Сов. Мин. СССР по проф.-технич. образованию, в систему к-рого входят след. осн. типы проф.-технич. уч. заведений: 1 - 2-годичные гор. и сел. профтехучилища (ПТУ); ср. профтехучилища (3 - 4 года обучения), работающие на базе 8-летней общеобразоват школы; технич. училища (1 - 1,5 года) для молодёжи, окончившей полную ср. школу.
Профессионально-технич. уч. заведения готовят для нар. х-ва культурных, технически образованных, квалифициров. рабочих, владеющих проф. мастерством, отвечающим требованиям совр. произ-ва и научно-технич. прогресса.
В учебные планы производств.-технич. училищ, наряду с производств. практикой и спец. предметами, включающими знания о совр. машинах, механизмах и приборах, технология, процессах и передовых способах труда по специальности, входят необходимые общетехнич. и общеобразоват. предметы, курс обществоведения, занятия по физич. и эстетич. воспитанию.
В Программе КПСС подчёркивается, что в связи с бурным развитием науки и техники нужно непрестанно совершенствовать систему П.-т. о. и производств. обучения с тем, чтобы мастерство работающих на произ-ве сочеталось с повышением их общеобразоват. подготовки и получением инженерно-технич. и др. спец. знаний. Пути улучшения системы П.-т. о. определены постановлениями ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР: «О повышении роли Госкомитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства» (1966), «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» (1969), «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», «О мерах по улучшению повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионально-технического образования» (1977), «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977). Роль и место П.-т. о. определены в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973), в постановлении Верховного Совета СССР «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР»
. Одна из принципиально новых мер - постепенное преобразование проф.-технич. уч. заведений в проф.технич. училища с 3 - 4-летним сроком обучения по подготовке квалифициров. рабочих со ср. образованием из числа молодёжи, окончившей 8-летние общеобразоват. школы, по наиболее сложным профессиям, в первую очередь квалифициров. рабочих по наладке, ремонту и монтажу автоматич. линий и станков с программным управлением, машинистов, радио- и электромехаников, аппаратчиков химич. произ-в, механизаторов для угольной и горнорудной пром-сти, для стр-ва и с. х-ва, отделочников, полиграфистов, мастеров пищевой, лёгкой пром-сти, художеств, промыслов и предприятий бытового обслуживания. Наряду с этим решены вопросы комплектования училищ, создания необходимой учебно-материальной базы, оснащения уч. заведений совр. оборудованием, расширения действующих и стр-во новых училищ, повышения квалификации инженерно-педагогич. кадров и др.
25-й съезд КПСС наметил программу по подготовке квалифициров. рабочих из числа молодёжи: «Обеспечить подготовку рабочих высокой квалификации из числа молодежи для всех отраслей народного хозяйства прежде всего в профессионально-технических учебных заведениях, позволяющих получить одновременно специальность и общее среднее образование, а также в технических училищах» (Материалы XXV съезда КПСС, 1977, с. 221). Если за 1961 - 65 в уч. заведениях гос. системы П.-т. о. было подготовлено 4803,9 тыс. квалифициров. рабочих, в 1966 - 70 - 7074,2 тыс., то в 1971 - 1975 - 9488,6 тыс., а в 1976 - 80 число их составит ок. И млн. чел. Подготовка новых рабочих ведётся по 1200 профессиям и специальностям.
Преподавателей и мастеров производств. обучения готовят (1975) 13 инженерно-педагогич. ф-тов политехнич. ин-тов, 69 индустриально-педагогич. техникумов. В 1966 создан Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (Ленинград). Число молодёжи, подлежащей проф. обучению в уч. заведениях системы П.-т. о., определяется в нар.-хоз. планах на основе балансовых расчётов молодёжи, оканчивающей общеобразоват. школы. Утверждаются задания по приёму учащихся в уч. заведения и выпуску квалифициров. рабочих по союзным республикам, мин-вам и ведомствам СССР. В нар.-хоз. плане также предусматривается ежегодное стр-во новых училищ по отраслям нар. х-ва.
В Программе КПСС отмечается необходимость система тич. повышения квалификации работнике:: пром-сти и др. отраслей нар. х-ва в связи с технич. прогрессом, планомерной подготовки, обучения и рационального использования трудящихся, высвобождающихся на тех или иных участках произ-ва. Для этой цели в стране организованы вечерние (сменные) проф.-технич. училища. П.-т. о. дают не только стационарные уч. заведения, но и система подготовки и повышения квалификации рабочих непосредственно на произ-ве, путём индивидуально-бригадного и курсового обучения. Методич. помощь предприятиям в проведении этой работы оказывают органы профтехобразования союзных республик. Система производств.-технич. обучения рабочих регламентируется спец. Положением о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на произ-ве, утверждённым Гос. к-том по труду и социальным вопросам Сов. Мин. СССР, Гос. к-том по проф.-технич. образованию СССР, ВЦСПС.
Удельный вес рабочих, подготовленных на предприятиях и в орг-циях, составляет в целом по стране 72 - 76%, в с. х-ве - 55%, стр-ве - ок. 75%, жилищно-коммунальном х-ве и бытовом обслуживании - 76%, пром-сти, на транспорте и в связи - 87%, торговле и обществ. питании - 90%.
За 1966 - 70 предприятиями было подготовлено более 20,5 млн. новых рабочих, в 1971 - 75 число их превысило 26 млн.
В др. социалистич. странах также расширяется и совершенствуется подготовка квалифициров. рабочих в системе П.-т. о. Повышается уровень общего и проф. образования учащихся проф.-технич. уч. заведений, растёт число ср. проф. училищ разного профиля. Как правило, П.-т. о. осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия) или 10-летней (ГДР, Чехословакия) школы. Срок обучения обычно 2 - 4 года. Существуют 1 - 2-годичные профшколы для молодёжи, имеющей общее ср. образование. Подготовка и повышение квалификации рабочих организуется и непосредственно на предприятиях.
Ежегодно проводятся науч.-методич. совещания работников П.-т. о. социалистич. стран.
В нек-рых капиталистич. странах (США, Япония и др.) П.-т. о. осуществляется в проф. классах ср. общеобразоват. школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет); в Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии - в стационарных профшколах со сроком обучения 2 - 3 года; в ФРГ - в уч. мастерских предприятий и в профшколах со сроком обучения 2 - 3 года. Во мн. странах имеются проф. училища с 3 - 4-годичным сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное. В США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. странах получила развитие профподготовка квалифициров. рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть гос., обществ. и частных школ, курсов для проф. обучения взрослых без отрыва от работы. Методич. руководство профшколами осуществляют мин-ва просвещения, хозяйственно-финансовое иг административное - пром. и с.-х. мин-ва. Все вопросы, связанные с организацией проф. подготовки в системе ученичества, решаются мин-вами труда.
Коммунистич. и рабочие партии, прогрессивные профсоюзные, молодёжные и др. обществ. орг-ции в капиталистич. странах выступают за расширение и совершенствование П.-т. о., исключающего эксплуатацию молодёжи в процессе получения рабочих профессий.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
164.04 кб

Новые ориентиры развития профессионально-технического образования

Алиев Магомед Абдуллаевич, Алиева Зарият Шахбутдиновна
В работе на основе анализа состояния сети учреждений профтехобразования в Северо-Кавказском федеральном округе определяются новые направления и принципы их деятельности, ориентированные на активизацию развития системы профтехобраз
Читать PDF
220.10 кб

Организационные аспекты развития профессионально-технического образования в регионе

Алиева З.Ш.
Основной задачей государственной политики в сфере образования является развитие профессионально-технического ее направления, решение которой осложняется проблемой отсутствия организационного механизма развития профессионально-техн
Читать PDF
83.50 кб

Развитие системы профессионально-технического образования в первой половине 1970-х гг. И на современ

Плехов Артем Евгеньевич
В статье проводится сопоставление ключевых направлений развития современной системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге и системы профессионально-технического образования в Ленинграде в первой половине 1970

Похожие термины:

  • Профессионально-техническое образование в СССР

    система планомерной и организованной подготовки рабочих и тружеников сельского хозяйства, отвечающая высоким требованиям современного производства. В процессе профессионально-технического об