ПРОФАНАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ/КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Найдено 1 определение
ПРОФАНАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ/КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ
Слово «профанация» происходит от латинского «profanatio» — осквернение святыни — и в современном языке означает искажение, опошление идеи, учения, произведения и т.п. На сегодняшний день барьер входа на рынок тренинга и консалтинга в России относительно невысок, и это привело к ряду негативных явлений. ПРИМЕР. «Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. В результате все проблемы предполагается решать с помощью 2-3 тестов - «на все случаи жизни». К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык - заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример - повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. В этом случае высокий балл по восьмой шкале «Шизофрения» интерпретируется как «оригинальность мышления», по четвертой шкале «Психопатия» - как «импульсивность» и т. п. Мысль о том, что нормальный здоровый испытуемый настораживается при виде многих вопросов MMPI, в которых откровенно называются психиатрические симптомы («Я часто слышу голоса») и выдают чисто «защитный» профиль, профанов не тревожит. [Примечание. Модификация MMPI, разработанная американцами для здоровых людей, Калифорнийский перечень CPI, у нас до сих пор не прошел полной психометрической адаптации и вообще используется редко]. Еще раз подчеркнем, что недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку». Шмелев А.Г. и др., Основы психодиагностики, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 г., с. 137. ПРИМЕР. «После известных политических событий в страну хлынул поток информации, в том числе и на психологические и психотерапевтические темы. Стало издаваться множество книг, появились первые западные преподаватели, возникли коммерческие институты, некоторым коллегам посчастливилось учиться на Западе. Начался информационный бум, который продолжается и по сей день, хотя интенсивность его заметно уменьшилась, рынок постепенно насыщается. [...] В стране тотального обмана процветают экстрасенсы, колдуны и маги. Массовое сознание постсоветского общества скорее мистическое или магическое, чем научное. Иначе «Диагностика кармы» Лазарева и ей подобные писания, спекулирующие на популярных в народе темах, не стали бы бестселлерами. В основной массе экстрасенсы и «народные целители», с которыми меня сводила жизнь, используют механизмы прямого и косвенного внушения в измененных состояниях сознания. Чаще всего это просто бессовестный обман доверчивых граждан, которым психотерапевтический «ширпотреб» выдают за «штучную ручную работу». Красивая и яркая внешняя форма, крутая «психотехнология» подменяет внутреннее содержание, суть психотерапевтической работы. Простых людей можно понять, «утопающий хватается за соломинку». Сегодня миссия специалистов по психическому здоровью состоит в том, чтобы развенчивать абсурдные мифы, нести в массы психологическую культуру, дать людям понимание реальных возможностей психотерапии, показать разницу между психотерапевтами и экстрасенсами, сформировать профессиональное сообщество. [...] Но эта «попсовость» не должна наносить ущерб ее эффективности. Не должно быть безответственных «попсовых» психотерапевтов с пятиминутным образованием и титулом типа «Мастер - практик НЛП» или «Инструктор по свободному дыханию». Основы психологических знаний должны иметь все, но психотерапией должны заниматься профессионалы, прошедшие основательную теоретическую и практическую подготовку. Здесь «массовой продукции» быть не должно. Хороший психотерапевт - это Мастер, а не ремесленник. Поточного производства мастеров не может быть в принципе. Массовая штамповка - это ширпотреб. Но как достичь гармоничного баланса между «попсой» с одной стороны и рафинированным профессиональным подходом с другой?» Коледа СВ., За пределами НЛП. Психотехнологии на постсоветском пространстве, М., ВИНИТИ, 2000 г., с. 62-64. Эффект сверхрекламы

Источник: Живой словарь бизнес-тренера