Процессуальные теории мотивации

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Процессуальные теории мотивации
теории мотивации, изучающие влияние на поведение людей факторов среды. П.т.м. исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные результаты, которые можно измерить. К П.т.м. относятся: теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера и др.

Источник: Управление персоналом Толковый словарь. — М. Издательско-торговая корпорация Дашков и К° 2014. — 120 с.

Процессуальные теории мотивации
базируются на концепции поведения личности под влиянием не только ее потребностей, но и восприятия и ожидания возможностей их удовлетворения в каждой конкретной ситуации. Авторы этих теорий считают, что один и тот же человек с одной и той же потребностью в одной ситуации ведет себя так, а в другой иначе. Или два человека с одинаковой потребностью в одной и той же ситуации будут вести себя по-разному. Основными мотивационными теориями здесь являются теории ожиданий, справедливости и мотивационная модель Портера-Лоулера.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
учения, основанные на поведении людей с учетом их восприятия и познания действительности. П.т.м. концентрируют внимание на «выборе поведения, способного привести к желаемым результатам». Они исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные трудовые результаты, которые можно измерить. К П.т.м. относятся теории ожидания, справедливости, подкрепления (оперантного обусловливания), человеческих отношений, модель выбора риска. Истоком теории ожидания являются исследования Курта Левина и его школы. Эта теория включает три главные переменные: ожидание, инструментальность и валентность. Мотивация выступает как актуальный процесс, который направляет и побуждает целенаправленное поведение. Из различных «средств» для достижения цели всегда выбирается то, которое обладает большей привлекательностью. Привлекательность и определяет валентность. Развивая теорию ожидания, Виктор X. Врумм представил мотивацию как произведение трех переменных: ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты; ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение и ожидаемой ценности вознаграждения. Если значение любого из трех переменных, важных для мотивации факторов мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. При реализации теории ожидания на практике важно в целях повышения эффективности мотивации до начала работы объяснить работнику жесткую зависимость между достигнутыми результатами и вознаграждением, а также формировать высокий уровень ожидаемых результатов. Д. Аткинсон (модель выбора риска) вводит еще одну переменную достижения успеха. Модель Д. Аткинсона введена для предсказания выбора альтернативного действия. Модель рискового выбора Д. Аткинсона больше направлена на описание и предсказание мотивационного процесса. Но исследователей интересует только произведение указанных переменных в конкретной ситуации и им все равно какая валентность больше: валентность заработной платы или валентность продвижения по службе. Синтетическую модель мотивации, предусматривающую элементы ранее рассмотренных теорий мотивации, разработали Лайман Портер и Эдвард Лоулер. Согласно их теории мотивация есть функция потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения. Результативность труда зависит от оценки ценности вознаграждения; оценки вероятности связи «усилие-вознаграждение»; приложенных усилий, от характерных особенностей и потенциальных возможностей работника и самооценки своей роли. Самый важный вывод этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника. Ожидание в соответствии с П.т.м. повтор отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Ожидание оказывает сильное влияние на поведение человека в организации, т.к., базируясь на нем, он определяет для себя то, насколько он должен стараться, сколько усилий он должен затратить для исполнения работы. Валентность отражает то, в какой степени для человека важен каждый конкретный результат, т.е. валентность как бы отражает приоритеты для человека тех или иных результатов. П.т.м. посвящены процессу мотивации, предсказанию результатов мотивационного процесса.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
832.74 кб

Краткий обзор процессуальных теорий мотивации труда и применение их на практике

Малхасьян Самвел Сергеевич, Савченко Таисия Вячеславовна
В данной статье были рассмотрены процессуальные теории мотивации, а именно: теория ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера.
Читать PDF
245.22 кб

Процессуальная теория Портера-Лаулера и ее возможности при разработке мотивационных технологий в стр

Минцзин Ду
В статье рассматриваются основные положения популярной теории мотивации процессуальной теории Портера-Лаулера. Показывается ее взаимосвязь с другими процессуальными теориями.