раздел науки управления, исследующий проблемы выбора научно обоснованных у прав ленч, решений. В у прав ленч, решении, представляющем собой социальный акт, осуществляемый руководителем единолично или коллегиально, содержатся постановка цели (задачи) и пути её достижения.
В плановой социалистич. экономике преобладающее большинство управленч. решений принимается в условиях достаточной определённости, представляющей собой результат согласованности плановых заданий по всем показателям. Однако в ряде сфер хоз. деятельности, где конечные результаты зависят от разных, не поддающихся в полной мере учёту, природных факторов (напр., в с. х-ве, добывающей пром-сти), принимаемые решения определяются соответствующей степенью вероятности (риска) или даже могут быть полностью неопределёнными. В условиях капиталистич. произ-ва практически все управленч. решения принимаются в состоянии риска и неопределённости. Кроме природных факторов, управляющему капиталистич. предприятием приходится принимать в расчёт предполагаемую стратегию конкурентов, возможные конъюнктурные колебания, вызываемые анархией обществ. произ-ва, и т. д.
В зависимости от уровня управления управленч. решения подразделяются на 4 группы: 1) решения по крупным хоз. вопросам, определяющим направление деятельности соответствующего управляемого объекта (перспективные решения); 2) по перспективным и оперативным технич., организационным и экономич. проблемам (хоз.-руководящие решения); 3) по уточнению и пересмотру постоянно действующих правил, норм, инструкций (нормативно-организационные решения); 4) решения по текущему регулированию деятельности управляемого объекта (оперативно-распорядительные решения).
Множество управленч. решений в сов. науке управления классифицируется: по объекту управления - всеобщие, особенные, единичные; по поставленной цели управления - решения, преследующие отдалённые и непосредственные, общие и частные, конечные и промежуточные цели; по степени обязательности - директивные (обязательные) и рекомендательные; по длительности действия - разовые, кратковременные и длительные; по субъекту управления - решения парт., сов. органов, обществ. орг-ций, в т. ч. совместные решения, распорядительные решения различных звеньев управления; по формам проявления - политические, экономические, административно-правовые, идеологические, оперативно-технические, в т. ч. смешанные (решения одновременно политические, экономические и пр.); по характеру выполняемых функций управления - плановые, организационные, стимулирующие, регулирующие, корректирующие, контрольные или смешанные (включающие одновременно неск. функций); по методике подготовки - формализованные, т. е. стандартные решения для систематически повторяющихся ситуаций, и неформализованные, требующие разработки спец. методики для каждого отд. случая; по характеру используемой информации - количественные, в основу расчёта к-рых положены цифровые данные, характеризующие состояние управляемого объекта и достигаемые результаты, и качественные, принимаемые на основе описательной информации.
Принятие управленч. решений предполагает учёт экономич., социальных, психология, и правовых аспектов. экономич. аспекты управления имеют определяющее значение, поскольку каждое управленч» решение должно быть направлено на повышение эффективности и рентабельности обществ. произ-ва, достижение действенности материального стимулирования и др. Социальные аспекты управления включают планирование социального развития коллективов, повышение заинтересованности трудящихся в результатах своего труда, стимулирование инициативы работников, создание возможностей для макс. проявления способностей каждого члена коллектива, творч. и проф. роста, совершенствование условий труда и быта и др. Психологические аспекты управления учитывают взаимоотношения между руководителями и подчинёнными, воспитание коммунистич. отношения к труду, психологич. вопросы подбора и подготовки руководящих кадров и др. Правовые аспекты управления основываются прежде всего на достижении соответствия принимаемых решений действующим нормативным актам социалистич. законодательства.
Необходимость в принятии управленч. решения в области оперативного регулирования возникает тогда, когда исполнение отклоняется от заданных параметров, что требует внесения соответств. корректив. Наряду с принятием решений по текущему регулированию важное значение имеют перспективные решения на длит. периоды. Ведущая роль в принятии таких решений в условиях расширяющегося использования «человеко-машинных» систем принадлежит руководителю, который из всех рассчитанных вариантов выбирает окончат. решение с учётом всего комплекса экономич., социальных, психологии, и правовых аспектов. В связи с этим возрастает роль науч. подготовки руководителей. «...Чтобы управлять, - отмечал В. И. Ленин, - нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40, с. 215).
Во мн. случаях ситуации повторяются, и управ ленч, решение может быть принято на основе предыдущего опыта. Это относится в основном к формализованным решениям. Если же ситуация является специфической, требуется выработка решения применительно к сложившимся условиям. Строится модель решения задачи, собирается необходимая информация и проводится расчёт вариантов решения. Важнейшая проблема П. у. р. т. - оптимизация управленч. решений, выбор критерия оптимальности. При этом широко применяются методы линейного и динамич. программирования, статистич. решений, теория игр, корреляционные модели. Математич. модели решений дают возможность получить необходимые и достоверные знания об исследуемом объекте, моделировать и изучать явления, к-рые не поддаются экспериментальной проверке (см. Математические методы в экономических исследованиях),
П. у. р. т. находится в тесной связи с проблемами автоматизации управления, в частности создания автоматизированных систем управления с использованием ЭВМ.
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ТЕОРИЯ
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ТЕОРИЯ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.