принцип исключения
принцип исключения
Критерий, с помощью которого можно определить, какое благо является общественным (public goods). Если производитель или продавец может исключить некоторых индивидов из числа потребителей блага (как правило, тех индивидов, которые за товар не заплатили), то он может предложить этот товар на рынке. Там, где этот принцип не выполняется, предложение товара одному индивиду автоматически делает его доступным для других. Индивиды в такой ситуации не имеют стимула к оплате товара, но могут быть «безбилетниками» (free riders). Предоставление таких «благ», как национальная безопасность или защита окружающей среды, при которых принцип исключения не работает, обычно требует какой-то формы государственной деятельности. Хотя осуществляемое продавцом исключение используется в качестве критерия для определения общественных благ, его недостаточно для установления случая чистого общественного блага. В этом случае необходимо также рассмотреть, (1) может ли исключение осуществляться самим потребителем, т,е. нет ли «принуждения» к потреблению товара, и (2) является ли потребление товара конкурентным (rival), т.е. снижается ли при потреблении товара одним индивидом доступное его количество для других потребителей.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003