Получающая развитие современная система премирования, направленная на мотивацию персонала не к улучшению финансовых показателей в краткосрочном периоде, а к достижению стратегических целей компании, исходя из её миссии, то есть смысла существования компании. Для реализации этого разрабатывается сбалансированная система показателей (ССП), позволяющая установить причинно-следственные связи между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов.
ССП разработана в 1990 г. профессором Гарвардской школы бизнеса Робертом С. Капланом и президентом компании Balanced Scorecard Collaborative Дэйвидом П. Нортоном. Система состоит из трех компонентов: Первый — так называемая стратегическая карта, на которой отмечаются ключевые цели, определяется конечный пункт, основные задачи и приоритеты, которых необходимо придерживаться на пути к цели.
Стратегические цели рассматриваются с четырех различных, но связанных между собой позиций: · финансы (коммерческие цели); · клиенты (цели, связанные с потребителями и рынком); · внутренние процессы (внутренние бизнес-цели); · обучение и рост (цели, связанные с сотрудниками, культурой и информационной системой компании). Устанавливая связь между позициями, можно значительно улучшить стратегическую карту, которая покажет, как каждая из них влияет на конечный результат. Второй — ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator (KPI)), позволяющие измерять и отслеживать прогресс достижения ключевых целей, описанных в стратегической карте. Ключевые показатели эффективности будут служить своего рода навигационными приборами. Каждый показатель должен служить определенной цели. Третий — план действий, который обеспечивает рациональный выбор проектов, программ и иных начинаний, позволяющих достичь стратегических целей46. Система премирования, основанная на использовании ССП, стимулирует персонал на достижение стратегических целей организации.
Премирование на основе сбалансированной системы показателей
Премирование на основе сбалансированной системы показателей
Источник: Словарь-справочник по экономике труда М. Берлин. Директ-Медиа 2017