меры по восстановлению платежеспособности должника в целях предупреждения Б. Учредители, собственники, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по П. б. организаций. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности. Данные меры носят название «досудебная санация».
Санация — это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие Б. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и пр. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника для продолжения его деятельности.
Предупреждение банкротства
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА
учредители (участники) должника – юридического лица, собственник имущества должника – унитарного предприятия, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника – юридического лица, собственник имущества должника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Меры, направленные на финансовое оздоровление должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную федеральным законом. Собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника – юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Предупреждение банкротства
меры, направленные на экономическое оздоровление предприятия. Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации. Санация как досудебная, так и судебная представляет собой меры по восстановлению платежеспособности предприятия. Все это в определенной мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономике принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов. Цели антикризисной стратегии предприятий: обеспечение их ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств; получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо: разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики; создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у них собственные оборотные средства; принять экономические меры, расширяющие возможности предприятий по использованию заемных средств (снижать учетную ставку Центрального банка до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий и т. д.). Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии. Она определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния. Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятия, в решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотных средств на основе выработанной стратегии, а с другой — размещение этих средств между материальными активами, а также в сфере производства и сфере обращения. Большую роль здесь играет правильно выбранная кредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансового рычага. В то же время при существующей учетной ставке это практически невозможно. Частью управления оборотными средствами является управление дебиторской и кредиторской задолженности. Важнейшим механизмом такого управления является активное использование товарных векселей, что не всегда возможно в современных условиях. Одной из целей финансовой стратегии предприятий является получение прибыли и обеспечение рентабельности. В основе этого лежит анализ и управление взаимо-связью «затраты — выручка — прибыль», что предполагает широкое внедрение на предприятии управленческого учета. Значительное внимание в деятельности финансовой службы предприятия должно уделяться управлению денежными потоками. Необходимо достаточно точно определить все притоки и оттоки денежных средств в основной, инвестиционной и финансовой деятельности и анализировать причины их увеличения и уменьшения. Одним из важнейших факторов в этой области является фактор времени, оказывающий непосредственное влияние на финансовый результат. Основные мероприятия по санации неплатежных предприятий при определенной финансовой поддержке следующие: внедрение новых форм и методов управления; конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества; повышение эффективности маркетинга; снижение производственных затрат и т. д.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник