(от греч. práxis, род. падеж práxeos — дело, деятельность и logos — слово, учение), общая теория рациональной человеческой деятельности. Стала складываться в бурж. социологии и политэкономии в кон. 19 — нач. 20 вв. Наряду со стремлением использовать её выводы в интересах повышения эффективности технико-экономич. и организационной структуры капиталистич. х-ва, бурж. теоретики возлагали на П. и идеология, задачи. Исходя из того, что с позиций праксеологич. подхода экономич. деятельность выступает как разновидность общей рациональной деятельности людей, ряд бурж. экономистов абсолютизировал это положение и ограничил им рамки экономич. теории, сводимой лишь к разделу Г1. Нек-рые из этих экономистов, напр. Л. Мизес (США), рассматривали экономич. теорию как наиболее разработанную область П. При таком подходе исчезал предмет политич. экономии — производств. отношения; политэкономия утрачивала не только характер общественно-историч. науки, но и какую бы то ни было качественную специфику. Утверждая, что экономич. деятельность всецело определяется теми же универсальными закономерностями, к-рые действуют также в области техники, военной стратегии, медицины, в шахматах, кулинарии и др., М. Панталеони (Италия) подчёркивал роль П. в создании т. н. «чистой экономической теории», свободной от «осложнений», вытекающих из рассмотрения обществ. отношений между людьми (Pantaleoni М., Principii di economía pura, Mil., 1931).
Активно пропагандировал праксеологич. взгляд на экономику Мизес, категорически отвергавший применение история, метода в экономич. теории, декларировавший её субъективно-идеалистич. характер. У Мизеса праксеологич. категории «... однозначно определены в соответствии со структурой человеческого мышления», при этом в его экономич. концепции «изменения в социальной структуре, в развитии экономики и культуры — все это отправлено в мусорный ящик теории» (С е л и г м е и Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968, с. 203, 204). Мизес считал априорным происхождение праксеологич. принципов и сводил методологию экономич. анализа к чистой дедукции.
Сведение политич. экономии к разделу П. связано у бурж. экономистов с гедонистской интерпретацией мотивов человеческой деятельности или с логикой рационального выбора. Последний подход, в частности, нашёл своё отражение во взглядах Л. Роббинса (Великобритания), определявшего экономич. теорию в качестве «науки, исследующей человеческие поступки как соотношение между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь альтернативное использование» (Robbins L., An essay on the nature and significance of economic science, L., 1946, p. 16).
Важнейшим показателем рациональности человеческого действия, его эффективности П. считает принцип экономичности, т. е. достижение определ. эффекта при минимальных затратах или же достижение максимального эффекта при данных затратах. Характерно, что при этом бурж. теоретики преувеличивают роль принципа экономичности в практике капиталистич. хозяйствования. В концепциях бурж. экономистов, стоящих на позициях П., экономич. законы по существу подменяются праксеологич. принципами поведения. Они рассматриваются лишь в качестве основ правильного умозаключения в процессе максимизации той или иной величины, составляющей цель действия, и по своему характеру приравниваются к законам логики.
Разработка проблем П. получила развитие и в социалистич. странах, где результаты этих исследований используются для совершенствования управления произ-вом, науч. организации труда и т. д. Особенно активно работают в этой области польские учёные. Основатель польской школы праксеологии Т. Котарбиньский дал наиболее систематизированную разработку её науч. основ, категорий, связанных с целями, условиями и средствами рациональной деятельности людей. Среди проблем, анализируемых Котарбиньским,— составные элементы человеческого действия. его причины, импульсы, мотивация, продукт и орудия труда и связь последних с целями произ-ва, взаимодействие внутренних и внешних факторов выбора, понятия простого и сложного действия, организация как элемент характеристики сложного действия, категории «подготовки», «плана», «инструментализации» и др.
В отличие от большинства бурж. теоретиков, учёные-марксисты проводят методология, различие между общими закономерностями рациональной человеческой деятельности и её наиболее общими правилами, выведенными на их основе, не сводят первые из них к законам мышления, логики и стремятся вскрыть их корни в объективных условиях реальной действительности. Исследователи-марксисты считают отправным пунктом праксеологич. анализа идеи К. Маркса об общих моментах абстрактного процесса труда, сформулированные им в «Капитале». Подлинно научной П. чужда фетишизация праксеологич. правил и рассмотрение их в качестве универсального средства для решения осн. экономич. проблем. Марксисты подчёркивают, что поскольку П. не затрагивает социально-экономич. аспекты трудовой деятельности и концентрирует внимание лишь на её организационно-технич. стороне, то, опираясь лишь на её выводы, нельзя решать конкретные экономич. задачи. Закономерности рациональной человеческой деятельности, отмечаемые П., не подменяют собой специфич. экономич. законов той или иной общественно-экономич. формации, определяющих её развитие.
Совр. П. развивается в тесном взаимодействии с такими дисциплинами, как кибернетика, теория систем, исследование операций, экономико-математич. моделирование и др.
0.00 байт
Генеалогическая социология: праксеология национально-культурного взаимодействия
В статье рассматриваются актуальные тенденции социальной жизни России в контексте праксиологии национально-культурного взаимодействия.