Повышение квалификации работников

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
форма профессионального обучения, направленная на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Повышение квалификации работников
Любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного вида деятельности. Потребность в п. к. р. определяется постоянным ростом и расширением стоящих перед ними задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
в СССР углубление знаний и навыков работников в области, связанной со спецификой выполняемой ими работы. П. к. р. предусматривает изучение новейших достижений науки и техники, овладение экономич. знаниями, прогрессивными формами и методами организации труда, знакомство с передовым отечеств, и зарубежным опытом и т. п. Важное место в системе П. к. р. отведено преподаванию марксистско-ленинской теории, изучению законов обществ. развития. П. к. р. может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью спец. уч. мероприятий. Систематич. П. к. р. - непременное условие роста эффективности труда. В совр. условиях П. к. р. приобретает всё более важное значение, при этом особая роль отводится уч. занятиям.
В СССР создана разветвлённая сеть уч. заведений, осуществляющих повышение квалификации практически всех категорий работников нар. х-ва. Рабочие, колхозники, работники совхозов повышают свою квалификацию в основном в школах по изучению передовых методов труда, на курсах целевого назначения, на производств.-технич. курсах, в постоянно действующих школах и на курсах, организуемых предприятиями, колхозами и совхозами, учреждениями, мин-вами и ведомствами, или уч. заведениями системы проф.-технич. образования. ИТР, руководящие и др. категории работников, имеющих высшее и ср. спец. образование, повышают квалификацию в ин-тах усовершенствования, отраслевых и межотраслевых ин-тах, на ф-тах повышения квалификации, на курсах, организуемых высшими уч. заведениями, науч.-исследоват. и проектными орг-циями, учреждениями, мин-вами и ведомствами, на ф-тах организаторов пром. произ-ва и стр-ва (с. х-ва), в Ин-те управления нар. х-вом и т. д. Большая работа по повышению квалификации ведётся мн. обществ. орг-циями (обществом «Знание», науч.-технич. об-вами и т. п.). С каждым годом расширяются программы спец. передач радиовещания и телевидения.
В 1977 в системе П. к. р. было обучено 27,2 млн. чел., в т. ч. 19,9 млн. рабочих, повышению квалификации к-рых уделяется особое внимание. В стране действуют две осн. формы обучения рабочих: производств.-технич. курсы и школы по изучению передовых методов труда.
Производственно-технич. курсы обеспечивают: а) рост квалификации, получение новых проф. навыков, общеобразоват., технич. и спец. знаний, необходимых для овладения передовой техникой и высокопроизводит. способами труда; б) изучение нового оборудования, изделий, материалов и технология. процессов, внедряемых в произ-во, средств механизации и автоматизации производств. процессов и контроля; в) обучение вторым и совмещённым профессиям, расширение производств. профиля в соответствии с требованиями совр. произ-ва. Теоретич. занятия проводятся уч. группами, члены к-рых имеют, как правило, одинаковые или родств. профессии и необходимую общеобразоват. подготовку. Производств. обучение осуществляется в индивидуальном, бригадном или групповом порядке на спец. выделенных для этой цели рабочих местах под руководством инструкторов. Лица, успешно окончившие обучение на курсах, пользуются льготами при повышении производств. разряда. Обучение на курсах чаще всего производится без отрыва от произ-ва.
Школы по изучению передовых методов труда создаются в целях массового распространения и внедрения прогрессивных приёмов и методов работы новаторов произ-ва. Такие школы комплектуются, как правило, из рабочих одной профессии и в зависимости от поставленных задач могут быть цеховыми (для рабочих данного цеха, участка, отделения) или межцеховыми (для рабочих неск. цехов).
В школах новаторы произ-ва обучают рабочих передовым методам, труда, теоретич. обучение осуществляют ИТР, а также др. специалисты данного произ-ва. Обучение в межзаводских школах в нек-рых случаях проводится с отрывом от произ-ва, но не более чем на месяц.
Повышение квалификации рабочих осуществляется по уч. планам и программам, составленным мин-вами, ведомствами, предприятиями и орг-циями на основе типовых программ и рекомендаций Гос. к-та СССР по проф.-технич. образованию.
П. к. р. происходит и непосредственно в процессе текущей работы, в ходе социалистич. соревнования, в бригадах коммунистич. труда, с помощью производств. инструктажа и наставничества.
В уч. заведениях системы П. к. р. можно выделить три осн. группы программ обучения. Первая группа объединяет программы эпизодич. обучения. Задачи таких программ состоят в том, чтобы помочь обучающимся овладеть прогрессивными методами работы или обогатить их знания и навыки в области, связанной с их специальностью. Вторая группа включает программы периодич. обучения. Их задача сводится к тому, чтобы ознакомить обучающихся с важнейшими достижениями науки и практики за определ. период времени (непосредственно предшествующий обучению). Осн. содержание такого обучения - изучение передового опыта, овладение методологией решения типичных задач, с к-рыми приходится сталкиваться работникам данной специальности или категории. Как первая, так и вторая группы программ характеризуются небольшими сроками обучения (от 1 - 2 дней до 1 - 2 месяцев). Третья группа охватывает программы комплексного обучения. Их можно рассматривать не только как программы повышения квалификации, но и как программы спец. подготовки к выполнению новой, более сложной работы. Примером могут служить программы ф-тов организаторов пром. произ-ва и стр-ва, цель к-рых - подготовка начальников крупных цехов, гл. инженеров и др. возможных кандидатов к исполнению обязанностей руководителя пром. предприятия. Такие программы обеспечивают широкую и разностороннюю подготовку (срок обучения до 6 месяцев).
Распространённой формой П. к. р. является стажировка на соответств. предприятиях и в учреждениях (в т. ч. и зарубежных). Цель стажировки - изучение передового опыта и приобретение навыков практич. работы под руководством опытных специалистов.
П. к. р. осуществляется с отрывом и без отрыва от произ-ва, очным и заочным обучением. В процессе обучения (с отрывом от произ-ва) за слушателями сохраняется заработная плата по месту их работы, обучающимся вечером или заочно предоставляются льготы. Слушатели, успешно закончившие обучение, получают соответств. документ (удостоверение, диплом). Общее руководство работой по повышению квалификации возлагается на руководителя (министра, директора предприятия и т. п.).
Улучшение системы П. к. р. идёт по пути совершенствования, планирования работы уч. заведений, типизации уч. планов и программ, использования наиболее рациональных форм и методов обучения, укрепления их материально-технич. базы, подготовки высококвалифицированных преподавательских кадров, обеспечения уч. пособиями и т. д. В совр. условиях в связи с расширением масштабов обучения всё более актуальной задачей становится обеспечение тесной связи между системой подготовки квалифицированных кадров и системой повышения квалификации. См. также Подготовка квалифицированных кадров в СССР.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
16.89 мб

Проблемы применения законодательства о повышении квалификации работников

Филющенко Людмила Ивановна
Целью исследования является анализ законодательства о дополнительной профессиональной подготовке, повышении квалификации работников. Проанализированы научные точки зрения по данной проблеме, законодательство, судебная практика.
Читать PDF
6.91 мб

Повышение квалификации работников, занятых организацией строительного производства

Барбарская Марина Николаевна
В статье обоснована необходимость повышения квалификации работников, занятых организацией строительного производства, с двух точек зрения: с точки зрения законодательства, регулирующего строительную деятельность, и с точки зрения
Читать PDF
386.51 кб

Мотивы повышений профессиональной квалификации работников городских учреждений в Польше

Фрейман С.-Д.
Поданы результаты исследований, целью которых было изучение взглядов на повышение профессиональной квалификации работников городских учреждений в Великопольском воеводстве.
Читать PDF
72.85 кб

Расходы на повышение квалификации работников сельскохозяйственных организаций, их отражение в бухгал

Миннехаметова И. М.
В статье рассматриваются вопросы отражения расходов по статье повышения квалификации работников сельскохозяйственных организаций, где они раскрываются в организации бухгалтерского и налогового учета, и экономическое обоснование по
Читать PDF
74.16 кб

Расходы на повышение квалификации работников организаций агропромышленного комплекса: признание и на

Ветрова Л. Н.
Рассмотрена практика повышения конкурентоспособности продукции организаций агропромышленного комплекса (АПК), что обусловлено на современном этапе развития экономики разработкой и внедрением инноваций, которые в свою очередь влияю
Читать PDF
116.75 кб

Изменения в системе переподготовки и повышения квалификации работников в условиях «Новой индустриали

Сомко М. Л.
В статье определены новые подходы и задачи системы подготовки и переподготовки кадров на основе компетентностного подхода, обеспечивающего развитие человеческого капитала, рост возможностей производства, обработки, передачи и прим
Читать PDF
625.18 кб

Эмпирический анализ взаимосвязи расходов на повышение квалификации работников и финансовой эффективн

Анкудинов Андрей Борисович, Бадыкова Иделя Рашитовна, Марханова Елена Сергеевна
Основной целью исследования выступил эмпирический анализ взаимосвязи финансовой эффективности отечественных компаний и уровня социальной ответственности, в качестве прокси-переменной которой были использованы расходы на повышение
Читать PDF
244.92 кб

Повышение квалификации работников судебной системы как одно из направлений обеспечения судебно-право

Даневская Марина Ивановна, Саломатин Алексей Юрьевич
Читать PDF
1.34 мб

Институциональные основы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников банк

Холиков Х.Х.
Предмет. В работе рассматриваются проблемы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников банковской сферы.
Читать PDF
286.09 кб

Специфические функции организаций дополнительного образования в повышении квалификации работников «Д

Хитрин К.Л.
В статье рассматриваются результаты проведенного автором социологического исследования с использованием качественных методов с целью анализа специфики феномена «двойственной профессии» применительно к таким социально-профессиональ

Похожие термины: