(behavioural theory of the firm) — направление, альтернативное традиционной ТЕОРИИ ФИРМЫ, основанной на мотиве максимизации прибыли, которое делает акцент на природе крупных компаний как сложных организаций с их проблемами конфликта целей и коммуникации. Поведенческая теория исследует врождённый конфликт между целями индивидов и подгрупп внутри организации и утверждает, что цели организации вырастают из взаимодействия этих индивидов и подгрупп.
Сайерт и Марч, внесшие вклад в развитие поведенческой теории, предложили пять основных задач, имеющих важное значение для сбытовой, производственной и ценовой стратегии компании: (а) производственная задача; (б) задача запасов; (в) задача сбыта; (г) задача рыночной доли; (д) задача прибыли. Каждая из этих задач является главной заботой для отдельных управляющих в рамках организации, и эти управляющие выдвигают на передний план свои конкретные задачи. Задачи становятся объектом «торга» между управляющими, в итоге которого как компромисс между частными возникают общие задачи, которые часто обозначают как цели уровня удовлетворения (см. ТЕОРИЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ). Однако такой межгрупповой конфликт редко угрожает существованию организации, ибо организационный «жирок» обеспечивает резерв «аварийных ресурсов», который позволяет управляющим выполнить свои задачи в условиях враждебной экономической среды.
Чтобы добиться рационального принятия решений, необходимо искоренить несоответствия между задачами и разрешить конфликты между целями. Традиционная экономическая теория, рисуя портрет «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА», способного точно определять свои цели и совершать действия, направленные на их достижение, утверждает, что рациональность может быть достигнута. Поведенческая теория, напротив, заявляет, что постановка задач носит несовершенный характер и оттого новые цели не всегда согласуются с осуществляемой политикой, что задачи ставятся скорее в форме целей, к которым нужно стремиться, чем в виде максимизационных задач, причём в свете опыта цели эти то усложняются, то упрощаются.
Поведенческая теория обращается также к проблемам коммуникации в крупных организациях, утверждая, что процесс принятия решений скорее распределён по всей фирме, чем сконцентрирован на вершине организационной пирамиды. Это происходит потому, что управляющие нижнего уровня не только выполняют приказы, но и проявляют инициативу, (а) детализируя общие планы, намечаемые высшим управленческим звеном, и (б) обобщая информацию, которая должна поступить наверх, чтобы стать базой для принятия решений их начальниками. Эти проблемы коммуникации осложняют попытки высших управленцев навязать свои цели организации.
Хотя поведенческая теория фирмы носит описательный характер и ей недостаёт детерминизма, необходимого для разработки прогнозов, поддающихся проверке, она предложила немало полезных идей о целях крупных компаний.
См. также УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ, МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.