ПОШЛИНА
См. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА; ТАРИФ
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Словарь экономических терминов
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Источник: Большой бухгалтерский словарь
денежный сбор, вид налога, взимаемый государством с физических и юридических лиц, которые вступают с государственными органами в определенные отношения. В число П. входят, в том числе, таможенные, регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Пошлина - денежный сбор, взимаемый государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов. Обычно пошлины существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
а) соединено с оказанием государством какой-либо услуги гражданину, с которого пошлина взимается (напр. канцелярская, судебная и др. пошлины); в настоящее время эти пошлины чаще всего именуются сборами;
б) приноравливается к определенному формальному моменту, напр., провозу товара через границу (таможенные пошлины).
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
особый вид налогов и сборов, взимаемых не со всех физических и юридических лиц, а только с тех, которые вступают в специфические отношения между собой и с государством в лице государственных органов. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев. Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Пошлины в социалистических странах носят принципиально иной характер, как и вся система налогов (см. Налоги). В СССР существует единая государственная пошлина, заключающаяся в оплате некоторых действий государственных и судебных органов по отношению к государственным и общественным организациям и учреждениям, а также отдельным лицам (например, пошлина, взимаемая нотариальными конторами при заверении копий документов). К пошлинам обычно относятся также таможенные налоги на ввоз товаров (пошлины ввозные) и вывоз товаров (пошлины вывозные).
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Пошлина – специальный сбор, взимаемый в установленном законом размере при осуществлении определенных действий с юридических или физических лиц.
В России основания для уплаты и размеры пошлин указаны в ст. 25.3 Налогового кодекса РФ.
Согласно этому документу, пошлины уплачиваются в следующих случаях:
при обращении в суд общей юрисдикции или к мировым судьям; при рассмотрении дела в арбитражном суде; за совершение нотариальных действий; при государственной регистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС; за получение гражданства РФ или выход из оного, а также при оформлении загранпаспорта; при официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за совершение действий при осуществлении госрегистрации лекарственных препаратов; при госрегистрации и совершении прочих юридически значимых действий, таких как регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя, политической партии, средства массовой информации и т. п.
Кроме того, существуют таможенные пошлины, которые уплачиваются при импорте и экспорте товаров и услуг.
Таким образом, пошлина в отличие от налогов – это единовременный сбор за то или иное действие или услугу государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченного лица.
При взаимодействии с банковской системой для клиентов актуальны прежде всего такие виды пошлин:
нотариальная пошлина, взимаемая с юридического лица за заверение копий учредительных документов, а также карточки с образцами подписей и оттиском печати (в настоящее время эти документы можно оформить во многих банках, заплатив соответствующую комиссию кредитной организации); пошлина при создании юридического лица или внесении изменений в учредительные документы, а также при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; пошлина за регистрацию обременения на имущество, например при ипотеке или залоге автотранспортного средства; пошлина в случае разногласий по договору, если клиент или кредитная организация подают друг на друга в суд.
Размер пошлины определяется в соответствующих разделах Налогового кодекса.
Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru
Таможенные П. представляют собой гос. ден. сбор с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Термин «таможенные» происходит в России от монголо-татарского - тамга (знак, клеймо на товаре, обложенном пошлиной). Место его сбора стало называться таможней. Возникнув как плата за услуги, предоставляемые купцам (за пользование портовыми сооружениями, складами, помещениями, взвешивание товаров), таможенные П. претерпели существ. изменения в разных странах в различных обществ.-экономич. формациях. Вывозные П., к-рыми облагаются экспортируемые из страны товары, получили распространение в европ. странах в 15 - 17 вв. и служили источником доходов гос. казны, бюджета. В кон. 19 в. они в основном утратили своё значение во внеш.-торг. практике капиталистич. стран, т. к. тормозили становление и рост нац. пром-сти и торговли. Транзитные П., к-рыми облагаются товары, провозимые через территорию гос-ва, в целях сдерживания развития экономики третьих стран и понижения их конкурентоспособности, применялись в странах Европы в 16 - 18 вв., затем утратили своё значение. 34 капиталистич. гос-ва - участники Барселонской конференции (1921) - обязались не взимать транзитных П. В 20 в. наиболее широко используются ввозные П., к-рыми облагаются импортируемые товары.
При капитализме таможенные П. - финанс. экономич. инструмент ограждения внутр. торговли и отд. отраслей экономики от конкуренции иностр. товаров, поощрения прогресса отечеств, пром-сти и протекционистского воздействия на развитие нац. торговли (см. Протекционизм), оружие борьбы за рынки сбыта, сферы влияния, средство ограбления экономически слаборазвитых и зависимых стран, ведения торг. войн, демпинга. На совр. этапе общего кризиса капитализма в целях усиления своего экономич. и политич. воздействия на развивающиеся страны в условиях роста экономич. могущества мирового социалистич. содружества и его политич. авторитета применяются более эластичные таможенные П., провозглашается их «либерализация» (т. е. снижение уровня ставок). Последнее связано также с ростом многонац. корпораций, картелей, увеличением экспорта капитала, развитием интеграц. процессов, обострением кризиса капиталистич. валютной системы. Таможенные П. используются как один из экономич. регуляторов ценообразования на мировом капиталистич. рынке. Выступая в качестве дополнит. налога, увеличивающего цепы импортируемых товаров, таможенные П. снижают конкурентоспособность этих товаров и т. о. содействуют росту нормы прибыли отдельных отраслей нац. экономики (см. также Таможенная политика, Генеральное соглашение о тарифах и торговле).
Структура таможенного тарифа (систематизированного свода ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны) устанавливается гос-вом. В зависимости от экономич. политики капиталистич. гос-ва, выражающей, по словам В. И. Ленина, интересы господствующей фракции предпринимателей (см. Полн. собр. соч., т. 2, с. 191) ведущих групп монополистич. капитала, применяются разнообразные таможенные тарифы. Они определяются в зависимости от страны происхождения товара и могут быть отнесены к трём группам: первая - макс. ставки для всех стран; вторая - миним. ставки для тех гос-в, к-рые пользуются режимом наибольшего благоприятствования; третья - преференциальные ставки только для отд. стран или групп стран. Сами ставки по характеру происхождения могут классифицироваться на автономные и конвенционные. Автономные (максимальные или генеральные) ставки устанавливаются для товаров стран, с к-рыми у данного гос-ва нет договоров (в этом случае пошлины достигают обычно макс. размеров, что используется капиталистич. гос-вами при торг. переговорах для получения ответных уступок от партнёров). Конвенционные ставки обусловливаются договором или соглашением. Капиталистич. гос-ва широко применяют разнообразные формы таможенных П.: дифференциальные, покровительственные, преференциальные.
Дифференциальные П. - таможенные П., имеющие различные ставки на одни и те же товары. Так, напр., в Едином таможенном тарифе ЕЭС разница между макс. и миним. ставками достигает 50 - 100% . Империалистич. державы используют эти П. как инструмент гос.-монополистич. регулирования экономики, а также как орудие дискриминации др. гос-в в междунар. торговле. В этих целях применяется т. н. тарифная эскалация: ставки таможенных П. увеличиваются по мере повышения степени обработки сырья. Напр., ввоз сырья, в частности нефти, облагается П. по льготным или миним. ставкам, а в ряде случаев допускается беспошлинно. Это создаёт условия для снижения издержек нац. обрабат. пром-сти. Промежуточные ставки П. применяются к импортируемым полуфабрикатам. Однако в интересах монополий, к-рые их перерабатывают для изготовления и экспорта готовых изделий, могут использоваться низкие тарифы или даже беспошлинный ввоз, напр. при импорте пряжи, если страна вывозит ткани. Самые высокие ставки устанавливаются на ввозимые готовые изделия. Это создаёт препятствия для экспорта пром. товаров из развивающихся стран и сдерживает темпы их индустриализации. При установлении таможенных П. на изделия, ввозимые из социалистич. стран, империалистич. державы применяют обычно макс. ставки П. Такая дискриминация особенно усилилась после создания агрессивного блока НАТО (1949), К-та координации консультативной группы Североатлантич. союза (КОКОМ) и принятия конгрессом США (1951) Закона о контроле над помощью в целях взаимной обороны (т. н. закон Бэттла), а также нового таможенного закона США (1962). Были введены высокие П., ограничения и запреты на торговлю с СССР и др. социалистич. странами. С сер. 60-х гг. США и др. империалистич гос-ва стали более дифференцированно подходить к установлению таможенных П. в торговле с социалистич. странами. К кон. 70-х гг. режимом наибольшего благоприятствования пользовались в США Югославия, Польша, Румыния и Венгрия. Однако в отношении Сов. Союза и нек-рых др. социалистич. стран США продолжали политику торг. дискриминации по политич. мотивам.
Покровительственные П. - таможенные П., используемые с целью затруднить доступ определ, иностр. товаров на внутр. рынок или их транзит, а также вывоз отечеств, сырья и полуфабрикатов на мировой рынок, чтобы создать наилучшие условия для отечеств, пром-сти. В период становления капитализма эти П. применялись для защиты развивающейся нац. пром-сти от иностр. конкуренции. Так, в кон. 19 в. США ввели эти П., чтобы ограничить доступ англ. изделиям на свой внутр. рынок. В совр. условиях покровительств. П. используются гл. обр. для поддержания высокого уровня цен во внутр. торговле с целью получения монополиями макс. прибылей. Устанавливаются также междунар. гос.-монополистич. союзами (напр., ЕЭС) в борьбе за господство на мировом капиталистич. рынке и захват сфер экономич. и политич. влияния, как средство коллективного протекционизма. Так, в рамках ЕЭС создан таможенный союз 9 стран Зап. Европы, введены в действие единые таможенные П. со ставками, значительно превышающими их размер в каждой из стран ЕЭС до образования этого союза. Модификация покровительств. П. - высокие антидемпинговые и компенсационные П. Они применяются импортирующими странами в дополнение к обычным таможенным П. в том случае, если экспортёр продаёт на внеш. рынках товар по ценам более низким, чем на собств. внутр. рынке. Размер антидемпинговой П. определяется виде разницы между ценой товара в стране его происхождения и экспортной ценой.
Разновидностью покровительств. П., имеющих особо высокие ставки (30% и более к цене товара), иногда даже превышающие цену товара, являются запретительные П. Они применяются в ряде развитых капиталистич. стран. Так, напр., в 1971 США ограничили ввоз из Японии и стран «Общего рынка» текстиля, радио- и телевизионной аппаратуры, автомобилей, обуви и др. товаров; в свою очередь, страны ЕЭС установили запретит. П. на с.-х. машины и тракторы, в 3 - 5 раз превышающие таможенные П. США. Применение запретит. П., как и всей группы покровительств. П., дополняется обычно введением т. н. эффективной ставки. Это - скорректированная номинальная ставка П. на готовую продукцию с учётом номинальной ставки на сырьё для произ-ва данного товара, доли сырья и доли добавленной стоимости. Установление её обеспечивает монополиям сохранение определ. соотношения цен внутр. и мирового рынков и достижение протекционистского эффекта. Агрессивным видом запретит. П. являются наступательные П., к-рые используются империалистич. державами и их блоками в качестве орудия сверхпротекционизма для захвата рынков сбыта, источников сырья и топлива.
Применяя покровительств. П., монополии не только создают барьеры на пути продвижения товаров с мирового рынка на внутренний, но и получают возможность устанавливать высокие цены на аналогичные товары нац. произ-ва на внутр. рынке, повышать свою конкурентоспособность в мировой торговле и осуществлять демпинг. Как отмечал Ф. Энгельс, таможенные П. защищают «...как раз те продукты, которые способны к вывозу» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 134, прим.).
Наряду с применением дифференциальных и покровительств. П. в ряде капиталистич. стран используются преференциальные П. (от лат. praefero - предпочитаю). Этот вид особо льготных или предпочтит. ввозных П. устанавливается гос-вом в отношении всех или группы товаров отд. стран и не распространяется на товары др. гос-в. Империалистич. державы используют преференциальные П. гл. обр. для получения дешёвого сырья и продовольствия из зависимых и развивающихся стран. Преференциальные П. практиковались обычно в торговле между метрополией и колониями. Великобритания применяла преференции (взаимные торг. и таможенные льготы) в торговле со странами стерлинговой зоны (см. Валютные зоны). После 2-й мировой войны 1939 - 45 преференциальные П. используются США, Францией, Бельгией, Нидерландами. Напр., почти все Осн. товары, ввозимые из стран Лат. Америки и Филиппин в США, облагаются преференциальными П., а во мн. случаях ввозятся беспошлинно. Это даёт основание добиваться снижения цен на ввозимые из этих стран в США сырьё и продовольствие и диктовать цены, по к-рым эти страны экспортируют свои товары. В 1978 на долю преференциального режима в таможенном обложении приходилось более 25% мировой торговли (включая беспошлинный оборот между странами ЕЭС). Широко используются преференциальные П. во взаимоотношениях стран ЕЭС и ЕАСТ в торговле пром. товарами, стран ЕЭС с развивающимися странами (ок. 100 гос-в). Так, по Ломейской конвенции (1975) развивающимся странам разрешён беспошлинный ввоз в страны ЕЭС всех готовых пром. изделий и почти всей с.-х. продукции. Однако установление преференциального режима во взаимоотношениях между капиталистич. странами не снимает противоречий между ними. Преференциальные П. используются также в политич. целях. Так, до нар. революции на Кубе США в торговле с ней применяли преференции. Социалистич. преобразования в Республике Куба послужили причиной того, что в окт. 1962 эта страна была официально лишена таможенных преференций и включена в список государств, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования.
Разновидность преференциальных П. - картельные П., к-рые устанавливаются соглашениями и договорами ряда стран, имеющих предприятия или объединения, входящие в между нар. картель. Напр., картельные П. на алюминий применялись до 2-й мировой войны странами, участвовавшими в Между нар. алюминиевом картеле (Канада, Франция, Германия и др.). Ставки картельных П. устанавливаются в пониженных размерах по сравнению с генеральными (общими) в виде процентной скидки с общей ставки или путём закрепления на срок конвенции (междунар. соглашения, договора) пониженной нормы. Осн. цель картельных П. - способствовать разделению рынков сбыта для получения монопольной прибыли, осуществлению внеш.-торг. экспансии.
В интересах монополистич. капитала используется механизм взимания таможенных П. По способам таможенного обложения П. делятся на адвалорные (лат. ad valorem - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортируемого товара. Вторые - в твёрдых суммах со штуки, единицы массы импортируемого товара или его размера. Таможенные П., исчисляемые одновременно как адвалорные и специфические, называются кумулятивными (cumulation - лат. скопление) или смешанными. Использование того или иного способа взимания П. имеет определ. экономич. и политич. цели и отвечает данной конъюнктуре рынка. Так, при росте цен применяются адвалорные П., что увеличивает поступления доходов в бюджет при сохранении уровня обложения товаров; при падении цен - специфические П. В условиях хронической инфляции, постоянного роста цен в капиталистическом мировом хозяйстве расширяется использование адвалорных пошлин.
Развивающиеся страны стремятся использовать таможенные П. в интересах укрепления своей экономики, а также как один из источников валютных поступлений в доходы их бюджетов. Экономически слаборазвитые гос-ва в целях ускорения становления нац. пром-сти и с. х-ва применяют также запретит. П.
В СССР и др. странах социалистич. содружества таможенные П. используются как вспомогат. средство регулирования внеш. торговли, установления и расширения равноправных и взаимовыгодных отношений с капиталистич. странами, ограждения нар. х-ва и мирового социалистич. рынка от воздействия стихийной междунар. капиталистич. торговли. Они опосредствуют также связь внутр. и внеш. хоз. оборота. Во всех социалистич. странах таможенные П. имеют либеральный характер, т. е. низкий ср. уровень ставок. В СССР, напр., по Таможенному тарифу (1961) уровень ставок в-2 - 3 раза ниже, чем в таможенных тарифах США, Франции и ФРГ. Сохранены льготы для товаров, ввозимых из ряда соседних развивающихся гос-в. В одностороннем порядке СССР ввёл беспошлинную торговлю с развивающимися странами Азии, Африки и Лат. Америки. В социалистич. странах применяются дифференциальные, покровительственные и преференциальные П. Однако их социально-экономич. и политич. содержание, направленность, целевая функция коренным образом отличаются от П., применяемых в капиталистич. странах.
Дифференциальные П. в социалистич. странах - один из инструментов в борьбе против империалистич. дискриминации в междунар. торговле, средство содействия укреплению экономики и валютно-финанс. положения социалистич. стран, экономич. и социальному прогрессу развивающихся гос-в. В СССР дифференциальные П. были введены с 1932. На ввозимые товары установлены макс. и миним. ставки. Кроме того, предусмотрены отд. ставки П. на предметы, поступающие в СССР в междунар. почтовых отправлениях, а также в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР. Ставки П. дифференцированы также в зависимости от групп и видов товаров (машины и оборудование; химии. продукты, удобрения и каучук; сырьё растит, и животного происхождения; пром. товары нар. потребления; прод. товары и т. п.). Миним. ставки в соответствии с Постановлением Сов. Мин. СССР от 28 июля 1961 распространяются на товары (если не предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящие или ввозимые из стран, к-рые применяют к сов. товарам, экспортируемым в эти страны, режим наибольшего благоприятствования. макс. ставки устанавливают в тех случаях, когда страна, ввозящая товары, не применяет к советским товарам указанный режим, не заключила торговые соглашения или нарушила торговый договор.
Покровительств. П. используются социалистич. гос-вами для поддержания развития отд. отраслей отечеств. экономики. Так, в первом Таможенном тарифе СССР (1922) они применялись к товарам тех отраслей пром-сти, к-рые восстанавливались после воен. разрухи (кожевенная, хлопчатобумажная и др.). В целях быстрейшего развития сов. пром-сти в условиях капиталистич. окружения 12-й съезд ВКП (б) принял решение об усилении покровительств. характера таможенного обложения. В 1924 такой тариф был введён в действие. Таможенные П. на ряд товаров, прежде всего на оборудование и сырьё, в довоен. тарифах (1927, 1930, 1932) продолжали носить покровительств. характер. В действующем таможенном тарифе СССР подавляющее большинство П. потеряло покровительств. характер. Запретит. П. составляют незначит. долю в таможенном тарифе. Установлены списки товаров, не разрешённых к ввозу и вывозу. Напр., нельзя ввозить воен. оружие, наркотики и т. п. Запрещено вывозить предметы старины и искусства и т. п.
Преференциальные П. социалистич. страны используют прежде всего в торговле с соседними странами и развивающимися гос-вами Азии, Африки и Лат. Америки. СССР, напр., с 1924 в торговле с Турцией, Ираном, Афганистаном, МНР применяет особый низкий, т. н. восточный, преференциальный тариф. С 1 янв. 1965 отменены таможенные П. на товары, ввозимые и происходящие из развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки. Преференции устанавливаются социалистич. странами также в целях получения дефицитных и крайне необходимых для них товаров.
Внутригосударственные П. - ден, сборы, взимаемые органами гос. управления за выполнение внутри страны нек-рых операций. Наиболее распространены регистрац. и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные П. В ср. века внутригос. П. назывались сборы, взимавшиеся гос-вом, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение др. функций.
В совр. капиталистич. странах внутригос. П., подобно налогам, имеют обязательный, публично-правовой характер. Но, в отличие от них, взимаются не со всех граждан, а только с тех, кто вступает в определ. хоз.-правовые взаимоотношения между собой или с гос. органами. Примером могут служить гербовые П., применяемые при оформлении договора купли-продажи или документов по наследованию недвижимого имущества. Нек-рые виды внутригос. П. связаны с определ. услугами, оказываемыми гос. учреждениями, напр. регистрацией актов перехода собственности, охраной прав. Как правило, ставки П. превышают стоимость оказываемых услуг. Разница ложится налоговым бременем на граждан страны, гл. обр. менее обеспеченных. Так, при передаче крупных имуществ П. устанавливаются в небольшом проценте к их стоимости, а при таких же операциях с мелкими ценностями ставки значительно повышаются.
В социалистич. странах внутригос. П. представляютт собой плату за определ. действия или услуги, оказываемые органами гос. арбитража, судом, нотариатом, загсом, милицией, сел. и поселковыми Советами нар. депутатов по просьбе и в интересах предприятий, учреждений, орг-ций и отд. граждан. В СССР до налоговой реформы 1930 существовали различные П. (судебная, за выдачу заграничных паспортов, предоставление права на охоту, за услуги нотариальных органов, с наследства и др.). В 1930 все внутригос. П. вошли в единую гос. П., в 1942 последняя была заменена гос. П. Гос. П. взимается с исковых заявлений, подаваемых в судебные органы и гос. арбитраж; за совершение нотариальных действий, за регистрацию браков, разводов, изменение имён, отчеств, фамилий; за прописку паспортов и др. оплачиваемых П. документов и действий. Взимание П. имеет определ. нар.-хоз. значение. Напр., взимание П. по арбитражным делам направлено на укрепление договорной дисциплины и прежде всего на стимулирование выполнения предприятиями, орг-циями и учреждениями своих обязательств, строгое соблюдение ими порядка доарбитражного урегулирования, а также против предъявления необоснованных претензий. В СССР в соответствии с постановлениями Сов. Мин. СССР от 7 авг. 1970 и от 20 окт. 1971 для усиления материальной ответственности предприятий, орг-ций и учреждений за самостоят. разрешение хоз. споров увеличен размер П. по арбитражным делам и возложена уплата её на сторону, оказавшуюся неправой.
По способам взимания гос. П. в СССР делятся на простые и пропорциональные. Первые устанавливаются в твёрдых суммах (от 10 до 50 коп.), вторые - в процентах от суммы иска - от 1 % (по спорам колхозов) до 6% (при сумме иска от 500 руб. и выше). В СССР установлен ряд льгот по П. От её уплаты освобождаются рабочие и служащие по заявлениям, вытекающим из трудовых правоотношений; колхозники - по искам об оплате труда; граждане - по претензиям, вытекающим из авторского права, а также права на открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т. д. Дополнит. льготы по П. устанавливаются финанс. органами. Гос. П. поступают в доходы местных бюджетов.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.