ПОШЛИНА

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОШЛИНА
DUTY
См. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА; ТАРИФ

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

ПОШЛИНА
налог на товары, имущество, ценности или услуги.

Источник: Большой финансовый словарь

Пошлина
денежный сбор, взимаемый государством за оказание определенной услуги

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

пошлина
Налог, взимаемый при импорте, экспорте или потреблении товаров. См. также tariff.

Источник: Финансово-инвестиционный толковый словарь

Пошлина
налог, взимаемый государственными учреждениями при осуществлении определенных действий.

Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.

ПОШЛИНА
денежный сбор, устанавливаемый государством и взимаемый соответствующими органами в установленном порядке.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Пошлина
плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Источник: Словарь экономических терминов

Пошлина
плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг или выдачу разрешения на осуществление определенной деятельности.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Пошлина
денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами при выполнении ими определённых функций в сумме, предусмотренной законодательством данной страны; разделяются на таможенные и внутригосударственные.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

ПОШЛИНЫ
денежные сборы, взимаемые государственными органами при выполнении определенных операций. Включают таможенные П. (импортные и экспортные), а также различные внутригосударственные П. (например, судебные, регистрационные).

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

ПОШЛИНА
вид налога на потребление, взимаемого с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договоров об аренде, передача ценных бумаг, соглашения об опеке).

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Пошлина

денежный сбор, вид налога, взимаемый государством с физических и юридических лиц, которые вступают с государственными органами в определенные отношения. В число П. входят, в том числе, таможенные, регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные.

Источник: Бизнес-словарь

ПОШЛИНА
(фр. de douane, нем. Zoll, англ. duty, tax - долг, налог, тариф) - денежные сборы, взимаемые государственными органами с граждан, предприятий, учреждений и организаций за определенные виды услуг. Наибольшее распространение получили П. таможенные и внутригосударственные ( государственные).

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

Пошлины
денежные сборы, взимаемые государственными органами с граждан, учреждений и организаций за определенные виды услуг. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины.

Источник: Экономическая теория в терминах и понятиях.

ПОШЛИНЫ
особый вид налогов и сборов, взимаемых с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и с государством в лице государственных органов. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, провозе товаров через границу и т.п.

Источник: Термины рыночной экономики

Пошлины
вид налогов и сборов, взимаемых с тех физических или юридических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой (напр., при передаче ценных бумаг, заключении договора об аренде, соглашения об опеке и т.д.). Принято выделять пошлины арбитражные, государственные, импортные, льготные, патентные, сезонные, судебные, экспортные и т.п.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Пошлина

Пошлина - денежный сбор, взимаемый государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов. Обычно пошлины существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Пошлины
вид налоговых платежей, денежный сбор, взимаемый за определенные услуги. Например, таможенные пошлины, дорожные, судебные, наследственные и др. Пошлина государственная — плата, взимаемая в доходы государственного бюджета рядом государственных учреждений (суд, арбитраж, нотариальные конторы, загсы и т. п.) за совершение действий и выдачу документов, имеющих юридическую силу.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

пошлины
вид налога; пошлинами чаще всего называются те налоги, взимание которых:
  а) соединено с оказанием государством какой-либо услуги гражданину, с которого пошлина взимается (напр. канцелярская, судебная и др. пошлины); в настоящее время эти пошлины чаще всего именуются сборами;
  б) приноравливается к определенному формальному моменту, напр., провозу товара через границу (таможенные пошлины).

Источник: Справочный коммерческий словарь

Пошлина
(customs duty, 关税)-взнос в пользу государства, уплачиваемый ответственным лицом при перевозке товара через государственную границу. Суммы взноса определяются специальными таможенными ставками, зависящими от таможенного тарифа. Тарифы, в свою очередь, зависят от вида продукции, страны-производителя и наличия специальных импортно-экспортных условий, предполагающих применение специальных ставок.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

Пошлина
вид налога, который взимается государством или судебными органами за совершение тех. или иных функций или оказание услуг. Таможенные пошлины — установленные государством налоги на ввозимые или вывозимые из страны товары. Нередко буржуазные государства устанавливают высокие ввозные пошлины, чтобы сделать невыгодным ввоз определенных товаров и таким путем оградить свою промышленность или сельское хозяйство от конкуренции иностранных товаров.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

ПОШЛИНА
Вид налога на потребление, взимаемого с физических и юридических лиц при осуществлении между ними или между ними и государством определенных действий. Пошлина взимается в пользу государства в случае возникновения специфических отношений (заключение договоров об аренде, передачи ценных бумаг, оформлении в государственных органах всех видов доверенностей и т.п.), либо при осуществлении коммерческих операций, в том числе связанных с пересечением товарами государственных границ.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

ПОШЛИНА
денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные П. С провозимых через границу государства товаров взыскиваются таможенные П. В средние века П. назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и осуществление других функций.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ПОШЛИНЫ

особый вид налогов и сборов, взимаемых не со всех физических и юридических лиц, а только с тех, которые вступают в специфические отношения между собой и с государством в лице государственных органов. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев. Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ПОШЛИНЫ
денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций в суммах и в порядке, предусмотренных соответствующим законодательством. Пошлины подразделяются на таможенные и внутригосударственные. Первые представляют собой государственный денежный сбор с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границы страны под контролем таможенного ведомства. Вторые - денежные сборы, взимаемые органами государственного управления за выполнение некоторых предусмотренных законодательством операций внутри страны. Наиболее распространены регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные пошлины.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ПОШЛИНА
вид налога, взимаемый государственными или судебными органами. Основное отличие пошлин от других видов налогов состоит в том, что они взимаются только с граждан, заинтересованных в выполнении для них соответствующими государственными органами определенных функций или услуг. Взимание пошлин, как правило, — монополия государственных органов. В капиталистических странах пошлины обычно исчисляются таким образом, что они являются наиболее обременительными для малоимущих классов и по существу являются дополнительной формой изъятия доходов у трудящихся.
Пошлины в социалистических странах носят принципиально иной характер, как и вся система налогов (см. Налоги). В СССР существует единая государственная пошлина, заключающаяся в оплате некоторых действий государственных и судебных органов по отношению к государственным и общественным организациям и учреждениям, а также отдельным лицам (например, пошлина, взимаемая нотариальными конторами при заверении копий документов). К пошлинам обычно относятся также таможенные налоги на ввоз товаров (пошлины ввозные) и вывоз товаров (пошлины вывозные).

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ПОШЛИНА
денежный сбор, взимаемый соответствующими органами (суд, арбитраж, таможня, нотариат и т.д.) при выполнении своих функций. В определенных законодательством случаях П. подлежит возврату. Существуют следующие основные виды пошлин: антидемпинговая П. дополнительная импортная пошлина на товары, ввозимые в страну по ценам ниже мировых или внутренних цен страны-импортера; государственная П. обязательные и действующие на территории всей страны денежные платежи, взимаемые государственными органами за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами; таможенная П. денежный сбор, взимаемый таможенными органами с импортируемых или экспортируемых через границу данной страны товаров. Существуют разнообразные таможенные пошлины: фискальные, вводимые с целью увеличения доходов государственного бюджета; протекционистские, вводимые с целью защиты товаров отечественной промышленности и направленные на уменьшение объема импорта иностранных товаров; преференциальные, вводимые с целью стимулирования (поощрения) импорта определенных товаров из определенных стран и устанавливаемые для них в пониженных размерах; дискриминационные, вводимые с целью ограничения импорта товаров из определенных стран и устанавливаемые для них в повышенных размерах; уравнительные, устанавливаемые дополнительно наряду с импортными пошлинами для ввозимых товаров с цепью выравнивания цен на импортируемые товары с ценами товаров отечественного производства; компенсационные, устанавливаемые в повышенных размерах для тех импортируемых товаров, при производстве которых применялись субсидии и дотации.

Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999

Пошлина

Пошлина – специальный сбор, взимаемый в установленном законом размере при осуществлении определенных действий с юридических или физических лиц.


В России основания для уплаты и размеры пошлин указаны в ст. 25.3 Налогового кодекса РФ.


Согласно этому документу, пошлины уплачиваются в следующих случаях:


при обращении в суд общей юрисдикции или к мировым судьям; при рассмотрении дела в арбитражном суде; за совершение нотариальных действий; при государственной регистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС; за получение гражданства РФ или выход из оного, а также при оформлении загранпаспорта; при официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за совершение действий при осуществлении госрегистрации лекарственных препаратов; при госрегистрации и совершении прочих юридически значимых действий, таких как регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя, политической партии, средства массовой информации и т. п.

Кроме того, существуют таможенные пошлины, которые уплачиваются при импорте и экспорте товаров и услуг.


Таким образом, пошлина в отличие от налогов – это единовременный сбор за то или иное действие или услугу государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченного лица.


При взаимодействии с банковской системой для клиентов актуальны прежде всего такие виды пошлин:


нотариальная пошлина, взимаемая с юридического лица за заверение копий учредительных документов, а также карточки с образцами подписей и оттиском печати (в настоящее время эти документы можно оформить во многих банках, заплатив соответствующую комиссию кредитной организации); пошлина при создании юридического лица или внесении изменений в учредительные документы, а также при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; пошлина за регистрацию обременения на имущество, например при ипотеке или залоге автотранспортного средства; пошлина в случае разногласий по договору, если клиент или кредитная организация подают друг на друга в суд.

Размер пошлины определяется в соответствующих разделах Налогового кодекса.

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru

ПОШЛИНА
др. русск. пошьлина – «старинный обычай»: чьто пошьло есть от пошьлъ – старинный, исконный; англ. fee) – 1) вид оплаты, ден. сбор, взимаемый некоторыми государственными и местными учреждениями (судом, арбитражем, таможней, нотариатом и т.д.) за оказание законно установленных услуг, т.е. выполнение их функций; 2) денежная повинность, взимаемая в индивидуальном порядке в связи с услугой публичноправового характера. П. бывает простая и пропорциональная. В определенных законодательством случаях П. подлежит возврату. Исторически в ср. века П. назывались взимаемые госвом, городами и отд. феодалами сборы за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т.д. С укреплением централизованной власти взимание П. стало монополией гос-ва. В совр. гос-вах П. представляет собой разновидность налогов на обращение. Такой П. напр., является гербовый налог. Наиб. распространение имеют регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные П. Часто понятия налога и П. (как и сбора) в экономич. лит-ре отождествляются, хотя они имеют нек-рые чисто теоретич. различия. П. не является ценой услуги или ее элементом, хотя уплачивается в связи с оказанием услуги. Так, уплата П. при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, но связана с общественно-полезной функцией суда – поддержанием режима законности. П. предназначены для покрытия затрат гос-ва по осуществлению тех или иных функций. П. не обусловливает существование гос. органа, т.к. он может финансироваться из др. источников. Напротив, взимание П. обусловлено реализацией к.-л. гос. органом своих функций. Уплата П. производится только теми лицами, к-рые вступают в отношения с соотв. органом, т.е. в результате свободного выбора плательщика, тогда как обязанность уплаты налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения. Характер П. (как сборов) предполагает использование др. принципов при определении размеров платежа, чем при налогообложении: учет платежеспособности лица не является отправным моментом. Размер П. (сбора) определяется из размера и характера услуги, но это не означает абс. свободы при назначении размера платежа. Размер П. (сбора) должен быть обоснован; в тех случаях, когда платеж с разумной т.з. несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или расходом, понесенным гос. органом, пошлинный принцип можно считать нарушенным. Кроме этого, размер П. (сбора) не должен ограничивать возможность граждан использовать их конституционные права, возможность получать от гос-ва те или иные услуги, т.к. эти права предоставляются вне зависимости от внесения к.-л. платежей. Напр., право граждан на образование гос-во должно финансировать за счет налогов, а не П. и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования. В конституциях ряда стран (напр., Германии) содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного вида услуги. В налоговых системах нек-рых гос-в П. не являются налоговыми платежами. Так, в Республике Беларусь все виды П. входят в систему неналоговых источников формирования бюджета. П. классифицируют по характеру услуг, в связи с к-рыми они возникают. Выделяют П., взимаемые в связи с предоставлением адм. услуг (напр., за рассмотрение ходатайства о приобретении или прекращении гражданства), пошлины, взимаемые за предоставление к.-л. права (напр., за выдачу разрешений на право охоты), и пошлины, взимаемые как компенсация за определ. расходы, понесенные об-вом в интересах конкретных лиц (напр., пошлины с владельцев крупнотоннажных трансп. средств, оказывающих повышенное разрушительное действие на дороги). Выделяют пошлины, взимаемые в определ. сферах гос. деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др. В российском законодательстве существует три вида пошлин: гос., регистрационная и таможенная. Гос. пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда документов и др.), за предоставление особого права (право на охоту). Регистрационные П. взимаются, напр., при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, пром. образец, полезную модель. Таможенные пошлины взимаются в связи с совершением экспортно-импортных операций.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ПОШЛИНЫ
денежные сборы, взимаемые соответствующими гос. органами при выполнении ими определ. функций в суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Подразделяются на таможенные и внутригосударственные.
Таможенные П. представляют собой гос. ден. сбор с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Термин «таможенные» происходит в России от монголо-татарского - тамга (знак, клеймо на товаре, обложенном пошлиной). Место его сбора стало называться таможней. Возникнув как плата за услуги, предоставляемые купцам (за пользование портовыми сооружениями, складами, помещениями, взвешивание товаров), таможенные П. претерпели существ. изменения в разных странах в различных обществ.-экономич. формациях. Вывозные П., к-рыми облагаются экспортируемые из страны товары, получили распространение в европ. странах в 15 - 17 вв. и служили источником доходов гос. казны, бюджета. В кон. 19 в. они в основном утратили своё значение во внеш.-торг. практике капиталистич. стран, т. к. тормозили становление и рост нац. пром-сти и торговли. Транзитные П., к-рыми облагаются товары, провозимые через территорию гос-ва, в целях сдерживания развития экономики третьих стран и понижения их конкурентоспособности, применялись в странах Европы в 16 - 18 вв., затем утратили своё значение. 34 капиталистич. гос-ва - участники Барселонской конференции (1921) - обязались не взимать транзитных П. В 20 в. наиболее широко используются ввозные П., к-рыми облагаются импортируемые товары.
При капитализме таможенные П. - финанс. экономич. инструмент ограждения внутр. торговли и отд. отраслей экономики от конкуренции иностр. товаров, поощрения прогресса отечеств, пром-сти и протекционистского воздействия на развитие нац. торговли (см. Протекционизм), оружие борьбы за рынки сбыта, сферы влияния, средство ограбления экономически слаборазвитых и зависимых стран, ведения торг. войн, демпинга. На совр. этапе общего кризиса капитализма в целях усиления своего экономич. и политич. воздействия на развивающиеся страны в условиях роста экономич. могущества мирового социалистич. содружества и его политич. авторитета применяются более эластичные таможенные П., провозглашается их «либерализация» (т. е. снижение уровня ставок). Последнее связано также с ростом многонац. корпораций, картелей, увеличением экспорта капитала, развитием интеграц. процессов, обострением кризиса капиталистич. валютной системы. Таможенные П. используются как один из экономич. регуляторов ценообразования на мировом капиталистич. рынке. Выступая в качестве дополнит. налога, увеличивающего цепы импортируемых товаров, таможенные П. снижают конкурентоспособность этих товаров и т. о. содействуют росту нормы прибыли отдельных отраслей нац. экономики (см. также Таможенная политика, Генеральное соглашение о тарифах и торговле).
Структура таможенного тарифа (систематизированного свода ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны) устанавливается гос-вом. В зависимости от экономич. политики капиталистич. гос-ва, выражающей, по словам В. И. Ленина, интересы господствующей фракции предпринимателей (см. Полн. собр. соч., т. 2, с. 191) ведущих групп монополистич. капитала, применяются разнообразные таможенные тарифы. Они определяются в зависимости от страны происхождения товара и могут быть отнесены к трём группам: первая - макс. ставки для всех стран; вторая - миним. ставки для тех гос-в, к-рые пользуются режимом наибольшего благоприятствования; третья - преференциальные ставки только для отд. стран или групп стран. Сами ставки по характеру происхождения могут классифицироваться на автономные и конвенционные. Автономные (максимальные или генеральные) ставки устанавливаются для товаров стран, с к-рыми у данного гос-ва нет договоров (в этом случае пошлины достигают обычно макс. размеров, что используется капиталистич. гос-вами при торг. переговорах для получения ответных уступок от партнёров). Конвенционные ставки обусловливаются договором или соглашением. Капиталистич. гос-ва широко применяют разнообразные формы таможенных П.: дифференциальные, покровительственные, преференциальные.
Дифференциальные П. - таможенные П., имеющие различные ставки на одни и те же товары. Так, напр., в Едином таможенном тарифе ЕЭС разница между макс. и миним. ставками достигает 50 - 100% . Империалистич. державы используют эти П. как инструмент гос.-монополистич. регулирования экономики, а также как орудие дискриминации др. гос-в в междунар. торговле. В этих целях применяется т. н. тарифная эскалация: ставки таможенных П. увеличиваются по мере повышения степени обработки сырья. Напр., ввоз сырья, в частности нефти, облагается П. по льготным или миним. ставкам, а в ряде случаев допускается беспошлинно. Это создаёт условия для снижения издержек нац. обрабат. пром-сти. Промежуточные ставки П. применяются к импортируемым полуфабрикатам. Однако в интересах монополий, к-рые их перерабатывают для изготовления и экспорта готовых изделий, могут использоваться низкие тарифы или даже беспошлинный ввоз, напр. при импорте пряжи, если страна вывозит ткани. Самые высокие ставки устанавливаются на ввозимые готовые изделия. Это создаёт препятствия для экспорта пром. товаров из развивающихся стран и сдерживает темпы их индустриализации. При установлении таможенных П. на изделия, ввозимые из социалистич. стран, империалистич. державы применяют обычно макс. ставки П. Такая дискриминация особенно усилилась после создания агрессивного блока НАТО (1949), К-та координации консультативной группы Североатлантич. союза (КОКОМ) и принятия конгрессом США (1951) Закона о контроле над помощью в целях взаимной обороны (т. н. закон Бэттла), а также нового таможенного закона США (1962). Были введены высокие П., ограничения и запреты на торговлю с СССР и др. социалистич. странами. С сер. 60-х гг. США и др. империалистич гос-ва стали более дифференцированно подходить к установлению таможенных П. в торговле с социалистич. странами. К кон. 70-х гг. режимом наибольшего благоприятствования пользовались в США Югославия, Польша, Румыния и Венгрия. Однако в отношении Сов. Союза и нек-рых др. социалистич. стран США продолжали политику торг. дискриминации по политич. мотивам.
Покровительственные П. - таможенные П., используемые с целью затруднить доступ определ, иностр. товаров на внутр. рынок или их транзит, а также вывоз отечеств, сырья и полуфабрикатов на мировой рынок, чтобы создать наилучшие условия для отечеств, пром-сти. В период становления капитализма эти П. применялись для защиты развивающейся нац. пром-сти от иностр. конкуренции. Так, в кон. 19 в. США ввели эти П., чтобы ограничить доступ англ. изделиям на свой внутр. рынок. В совр. условиях покровительств. П. используются гл. обр. для поддержания высокого уровня цен во внутр. торговле с целью получения монополиями макс. прибылей. Устанавливаются также междунар. гос.-монополистич. союзами (напр., ЕЭС) в борьбе за господство на мировом капиталистич. рынке и захват сфер экономич. и политич. влияния, как средство коллективного протекционизма. Так, в рамках ЕЭС создан таможенный союз 9 стран Зап. Европы, введены в действие единые таможенные П. со ставками, значительно превышающими их размер в каждой из стран ЕЭС до образования этого союза. Модификация покровительств. П. - высокие антидемпинговые и компенсационные П. Они применяются импортирующими странами в дополнение к обычным таможенным П. в том случае, если экспортёр продаёт на внеш. рынках товар по ценам более низким, чем на собств. внутр. рынке. Размер антидемпинговой П. определяется виде разницы между ценой товара в стране его происхождения и экспортной ценой.
Разновидностью покровительств. П., имеющих особо высокие ставки (30% и более к цене товара), иногда даже превышающие цену товара, являются запретительные П. Они применяются в ряде развитых капиталистич. стран. Так, напр., в 1971 США ограничили ввоз из Японии и стран «Общего рынка» текстиля, радио- и телевизионной аппаратуры, автомобилей, обуви и др. товаров; в свою очередь, страны ЕЭС установили запретит. П. на с.-х. машины и тракторы, в 3 - 5 раз превышающие таможенные П. США. Применение запретит. П., как и всей группы покровительств. П., дополняется обычно введением т. н. эффективной ставки. Это - скорректированная номинальная ставка П. на готовую продукцию с учётом номинальной ставки на сырьё для произ-ва данного товара, доли сырья и доли добавленной стоимости. Установление её обеспечивает монополиям сохранение определ. соотношения цен внутр. и мирового рынков и достижение протекционистского эффекта. Агрессивным видом запретит. П. являются наступательные П., к-рые используются империалистич. державами и их блоками в качестве орудия сверхпротекционизма для захвата рынков сбыта, источников сырья и топлива.
Применяя покровительств. П., монополии не только создают барьеры на пути продвижения товаров с мирового рынка на внутренний, но и получают возможность устанавливать высокие цены на аналогичные товары нац. произ-ва на внутр. рынке, повышать свою конкурентоспособность в мировой торговле и осуществлять демпинг. Как отмечал Ф. Энгельс, таможенные П. защищают «...как раз те продукты, которые способны к вывозу» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 134, прим.).
Наряду с применением дифференциальных и покровительств. П. в ряде капиталистич. стран используются преференциальные П. (от лат. praefero - предпочитаю). Этот вид особо льготных или предпочтит. ввозных П. устанавливается гос-вом в отношении всех или группы товаров отд. стран и не распространяется на товары др. гос-в. Империалистич. державы используют преференциальные П. гл. обр. для получения дешёвого сырья и продовольствия из зависимых и развивающихся стран. Преференциальные П. практиковались обычно в торговле между метрополией и колониями. Великобритания применяла преференции (взаимные торг. и таможенные льготы) в торговле со странами стерлинговой зоны (см. Валютные зоны). После 2-й мировой войны 1939 - 45 преференциальные П. используются США, Францией, Бельгией, Нидерландами. Напр., почти все Осн. товары, ввозимые из стран Лат. Америки и Филиппин в США, облагаются преференциальными П., а во мн. случаях ввозятся беспошлинно. Это даёт основание добиваться снижения цен на ввозимые из этих стран в США сырьё и продовольствие и диктовать цены, по к-рым эти страны экспортируют свои товары. В 1978 на долю преференциального режима в таможенном обложении приходилось более 25% мировой торговли (включая беспошлинный оборот между странами ЕЭС). Широко используются преференциальные П. во взаимоотношениях стран ЕЭС и ЕАСТ в торговле пром. товарами, стран ЕЭС с развивающимися странами (ок. 100 гос-в). Так, по Ломейской конвенции (1975) развивающимся странам разрешён беспошлинный ввоз в страны ЕЭС всех готовых пром. изделий и почти всей с.-х. продукции. Однако установление преференциального режима во взаимоотношениях между капиталистич. странами не снимает противоречий между ними. Преференциальные П. используются также в политич. целях. Так, до нар. революции на Кубе США в торговле с ней применяли преференции. Социалистич. преобразования в Республике Куба послужили причиной того, что в окт. 1962 эта страна была официально лишена таможенных преференций и включена в список государств, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования.
Разновидность преференциальных П. - картельные П., к-рые устанавливаются соглашениями и договорами ряда стран, имеющих предприятия или объединения, входящие в между нар. картель. Напр., картельные П. на алюминий применялись до 2-й мировой войны странами, участвовавшими в Между нар. алюминиевом картеле (Канада, Франция, Германия и др.). Ставки картельных П. устанавливаются в пониженных размерах по сравнению с генеральными (общими) в виде процентной скидки с общей ставки или путём закрепления на срок конвенции (междунар. соглашения, договора) пониженной нормы. Осн. цель картельных П. - способствовать разделению рынков сбыта для получения монопольной прибыли, осуществлению внеш.-торг. экспансии.
В интересах монополистич. капитала используется механизм взимания таможенных П. По способам таможенного обложения П. делятся на адвалорные (лат. ad valorem - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортируемого товара. Вторые - в твёрдых суммах со штуки, единицы массы импортируемого товара или его размера. Таможенные П., исчисляемые одновременно как адвалорные и специфические, называются кумулятивными (cumulation - лат. скопление) или смешанными. Использование того или иного способа взимания П. имеет определ. экономич. и политич. цели и отвечает данной конъюнктуре рынка. Так, при росте цен применяются адвалорные П., что увеличивает поступления доходов в бюджет при сохранении уровня обложения товаров; при падении цен - специфические П. В условиях хронической инфляции, постоянного роста цен в капиталистическом мировом хозяйстве расширяется использование адвалорных пошлин.
Развивающиеся страны стремятся использовать таможенные П. в интересах укрепления своей экономики, а также как один из источников валютных поступлений в доходы их бюджетов. Экономически слаборазвитые гос-ва в целях ускорения становления нац. пром-сти и с. х-ва применяют также запретит. П.
В СССР и др. странах социалистич. содружества таможенные П. используются как вспомогат. средство регулирования внеш. торговли, установления и расширения равноправных и взаимовыгодных отношений с капиталистич. странами, ограждения нар. х-ва и мирового социалистич. рынка от воздействия стихийной междунар. капиталистич. торговли. Они опосредствуют также связь внутр. и внеш. хоз. оборота. Во всех социалистич. странах таможенные П. имеют либеральный характер, т. е. низкий ср. уровень ставок. В СССР, напр., по Таможенному тарифу (1961) уровень ставок в-2 - 3 раза ниже, чем в таможенных тарифах США, Франции и ФРГ. Сохранены льготы для товаров, ввозимых из ряда соседних развивающихся гос-в. В одностороннем порядке СССР ввёл беспошлинную торговлю с развивающимися странами Азии, Африки и Лат. Америки. В социалистич. странах применяются дифференциальные, покровительственные и преференциальные П. Однако их социально-экономич. и политич. содержание, направленность, целевая функция коренным образом отличаются от П., применяемых в капиталистич. странах.
Дифференциальные П. в социалистич. странах - один из инструментов в борьбе против империалистич. дискриминации в междунар. торговле, средство содействия укреплению экономики и валютно-финанс. положения социалистич. стран, экономич. и социальному прогрессу развивающихся гос-в. В СССР дифференциальные П. были введены с 1932. На ввозимые товары установлены макс. и миним. ставки. Кроме того, предусмотрены отд. ставки П. на предметы, поступающие в СССР в междунар. почтовых отправлениях, а также в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР. Ставки П. дифференцированы также в зависимости от групп и видов товаров (машины и оборудование; химии. продукты, удобрения и каучук; сырьё растит, и животного происхождения; пром. товары нар. потребления; прод. товары и т. п.). Миним. ставки в соответствии с Постановлением Сов. Мин. СССР от 28 июля 1961 распространяются на товары (если не предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящие или ввозимые из стран, к-рые применяют к сов. товарам, экспортируемым в эти страны, режим наибольшего благоприятствования. макс. ставки устанавливают в тех случаях, когда страна, ввозящая товары, не применяет к советским товарам указанный режим, не заключила торговые соглашения или нарушила торговый договор.
Покровительств. П. используются социалистич. гос-вами для поддержания развития отд. отраслей отечеств. экономики. Так, в первом Таможенном тарифе СССР (1922) они применялись к товарам тех отраслей пром-сти, к-рые восстанавливались после воен. разрухи (кожевенная, хлопчатобумажная и др.). В целях быстрейшего развития сов. пром-сти в условиях капиталистич. окружения 12-й съезд ВКП (б) принял решение об усилении покровительств. характера таможенного обложения. В 1924 такой тариф был введён в действие. Таможенные П. на ряд товаров, прежде всего на оборудование и сырьё, в довоен. тарифах (1927, 1930, 1932) продолжали носить покровительств. характер. В действующем таможенном тарифе СССР подавляющее большинство П. потеряло покровительств. характер. Запретит. П. составляют незначит. долю в таможенном тарифе. Установлены списки товаров, не разрешённых к ввозу и вывозу. Напр., нельзя ввозить воен. оружие, наркотики и т. п. Запрещено вывозить предметы старины и искусства и т. п.
Преференциальные П. социалистич. страны используют прежде всего в торговле с соседними странами и развивающимися гос-вами Азии, Африки и Лат. Америки. СССР, напр., с 1924 в торговле с Турцией, Ираном, Афганистаном, МНР применяет особый низкий, т. н. восточный, преференциальный тариф. С 1 янв. 1965 отменены таможенные П. на товары, ввозимые и происходящие из развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки. Преференции устанавливаются социалистич. странами также в целях получения дефицитных и крайне необходимых для них товаров.
Внутригосударственные П. - ден, сборы, взимаемые органами гос. управления за выполнение внутри страны нек-рых операций. Наиболее распространены регистрац. и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные П. В ср. века внутригос. П. назывались сборы, взимавшиеся гос-вом, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение др. функций.
В совр. капиталистич. странах внутригос. П., подобно налогам, имеют обязательный, публично-правовой характер. Но, в отличие от них, взимаются не со всех граждан, а только с тех, кто вступает в определ. хоз.-правовые взаимоотношения между собой или с гос. органами. Примером могут служить гербовые П., применяемые при оформлении договора купли-продажи или документов по наследованию недвижимого имущества. Нек-рые виды внутригос. П. связаны с определ. услугами, оказываемыми гос. учреждениями, напр. регистрацией актов перехода собственности, охраной прав. Как правило, ставки П. превышают стоимость оказываемых услуг. Разница ложится налоговым бременем на граждан страны, гл. обр. менее обеспеченных. Так, при передаче крупных имуществ П. устанавливаются в небольшом проценте к их стоимости, а при таких же операциях с мелкими ценностями ставки значительно повышаются.
В социалистич. странах внутригос. П. представляютт собой плату за определ. действия или услуги, оказываемые органами гос. арбитража, судом, нотариатом, загсом, милицией, сел. и поселковыми Советами нар. депутатов по просьбе и в интересах предприятий, учреждений, орг-ций и отд. граждан. В СССР до налоговой реформы 1930 существовали различные П. (судебная, за выдачу заграничных паспортов, предоставление права на охоту, за услуги нотариальных органов, с наследства и др.). В 1930 все внутригос. П. вошли в единую гос. П., в 1942 последняя была заменена гос. П. Гос. П. взимается с исковых заявлений, подаваемых в судебные органы и гос. арбитраж; за совершение нотариальных действий, за регистрацию браков, разводов, изменение имён, отчеств, фамилий; за прописку паспортов и др. оплачиваемых П. документов и действий. Взимание П. имеет определ. нар.-хоз. значение. Напр., взимание П. по арбитражным делам направлено на укрепление договорной дисциплины и прежде всего на стимулирование выполнения предприятиями, орг-циями и учреждениями своих обязательств, строгое соблюдение ими порядка доарбитражного урегулирования, а также против предъявления необоснованных претензий. В СССР в соответствии с постановлениями Сов. Мин. СССР от 7 авг. 1970 и от 20 окт. 1971 для усиления материальной ответственности предприятий, орг-ций и учреждений за самостоят. разрешение хоз. споров увеличен размер П. по арбитражным делам и возложена уплата её на сторону, оказавшуюся неправой.
По способам взимания гос. П. в СССР делятся на простые и пропорциональные. Первые устанавливаются в твёрдых суммах (от 10 до 50 коп.), вторые - в процентах от суммы иска - от 1 % (по спорам колхозов) до 6% (при сумме иска от 500 руб. и выше). В СССР установлен ряд льгот по П. От её уплаты освобождаются рабочие и служащие по заявлениям, вытекающим из трудовых правоотношений; колхозники - по искам об оплате труда; граждане - по претензиям, вытекающим из авторского права, а также права на открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т. д. Дополнит. льготы по П. устанавливаются финанс. органами. Гос. П. поступают в доходы местных бюджетов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.35 мб

Государственная пошлина в гражданском процессе Республики Армения

Айрапетян Юрий Витальевич
Цель: Проанализировать законодательство Республики Армения, регулирующее порядок уплаты государственной пошлины в гражданском процессе, а также условия предоставления льгот по ее уплате.
Читать PDF
250.25 кб

Роль таможенных пошлин в формировании государственного бюджета Монголии

Отгонсайхан Нямдаагийн
Анализируется роль таможенных пошлин в формировании государственного бюджета Монголии на современном этапе. Рассматриваются функции таможенных пошлин и общие проблемы поступления высоких таможенных пошлин в доход бюджета.
Читать PDF
345.13 кб

Международно-правовые условия применения антидемпинговых пошлин по праву ВТО и праву ЕС

Пивоваров А. А.
В статье рассматриваются антидемпинговые пошлины по праву ВТО и ЕС, проводится сравнительный анализ международно-правовых условий их применения.
Читать PDF
183.35 кб

Минэкономразвития России предлагает изменить порядок утверждения ставок вывозных таможенных пошлин

Читать PDF
310.86 кб

Оценка экономического эффекта от регулирования экспортных пошлин на примере рынка калийных удобрений

Жуланов Е. Е.
Предложена методика регулирования таможенных пошлин страны на основе оценки эффекта, порождаемого данным регулированием в национальной экономике.
Читать PDF
178.70 кб

Лес в заградительных пошлинах

Илин Виктор
Читать PDF
135.83 кб

Таможня отменила пошлины на Wi-Fi и WiMAX

Читать PDF
131.57 кб

Мэр предлагает устанавливать экспортные пошлины по специальным формулам

Читать PDF
76.33 кб

Об уплате ввозной таможенной пошлины

Тисленко Юлия
Читать PDF
71.28 кб

Авансовые платежи в уплату ввозной таможенной пошлины

Шамаева Виктория
Читать PDF
69.71 кб

О временной ставке ввозной таможенной пошлины грузов

Читать PDF
977.00 кб

Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации

Филиппова Алина Юрьевна
В cтaтье предстaвлены cоциaльно-экономичеcкие acпекты.
Читать PDF
263.09 кб

Причины и влияние торговых пошлин на развитие производства: таможенная война России и Германии (1892

Алиев Эльчин Гамзаевич, Мамишев Вагиф Имамгулаевич
Статья посвящена малоисследованным страницам отечественной истории о торговом конфликте России и Германии, который в том числе послужил причиной военного противостояния двух стран, вовлеченных затем в более масштабную войну, получ
Читать PDF
3.51 мб

Анализ влияния вывозных таможенных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета россий

Алексеева Т.О.
Предмет. Содержание и роль экспортного потенциала России и влияние вывозных таможенных пошлин на структуру доходов федерального бюджета Российской Федерации. Цели.
Читать PDF
95.64 кб

2008. 04. 048. Ингл И. Пошлины на загрязнение окружающей среды в европейском Союзе. Engle E. ecotaxe

Коданева С. И.

Похожие термины: