В нашем обществе интересы администрации предприятий и рабочих едины. Администрация и рабочие в равной степени заинтересованы в улучшении показателей работы предприятий, в систематическом росте производительности труда, повышении эффективности производства, улучшении условий труда и культурно- бытовых условий жизни работников коллектива. Разумеется, никаких классовых предпосылок для трудовых споров в стране, строящей коммунизм, быть не может.
Почему же все-таки трудовые споры имеют место на наших предприятиях? Причин здесь несколько. Трудовые споры возникают, в частности, из-за слабой осведомленности рабочего или руководителя о положениях действующего законодательства, из-за отсутствия в коллективных и трудовых договорах точных указаний по тем или иным вопросам. Нельзя также забывать, что некоторая часть людей еще не достигла высокой социалистической сознательности.
Вопросы рассмотрения трудовых споров регулируются специальным положением, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г.
Трудовые споры рассматриваются: а) комиссиями по трудовым спорам; б) фабричными, заводскими, местными комитетами профессиональных союзов; в) народными судами.
Комиссии по трудовым спорам создаются на предприятиях и в учреждениях как совместный паритетный орган (с равным числом представителей) профсоюзной организации и администрации предприятия. В цехах и других производственных частях предприятий, где имеются цеховые комитеты профсоюза, могут быть организованы цеховые комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривают все трудовые споры, связанные с применением законодательства о труде, коллективных и трудовых договоров, правил внутреннего распорядка (например, увольнение или перевод на другую работу, оплата сверхурочных работ, оплата при невыполнении норм выработки, удержание за материальный ущерб, причиненный предприятию, и т. д.).
Комиссии по трудовым спорам не могут рассматривать споры по таким, например, вопросам, как установление должностных окладов и тарифных ставок, изменение штатов, исчисление трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и пенсий и т. д.
Фабричные, заводские и местные комитеты рассматривают те споры, по которым не было достигнуто соглашение в комиссии по трудовым спорам или если принятое решение обжаловано работником. Профсоюзные комитеты обязаны рассматривать на своих заседаниях жалобы и заявления по трудовым спорам в семидневный срок. Фабричный, заводской, местный комитеты имеют право оставить в силе решение комиссии по трудовым спорам или отменить его и вынести постановление по существу трудового спора.
Если постановление ФЗМК по трудовому спору не удовлетворяет заинтересованного работника, он может обратиться с заявлением в народный суд. Если администрация считает, что постановление ФЗМК по трудовому спору противоречит действующему законодательству, она может передать спор на рассмотрение суда.
Подробнее см.: Сборник законодательных актов о труде. М., Юридическая литература, 1977, с. 715—726.