ПОМОЩЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
беспроцентный или льготный долгосрочный кредит, предоставляемый развивающимся странам для решения социально-экономических задач.

Источник: Словарь эффективной экономики.

ПОМОЩЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

предоставление богатыми странами материальной, денежной, технической помощи более бедным странам обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Экономическая помощь

Помощь развитию - техническая и финансовая помощь, предоставляемая на льготных условиях развивающимся странам.
Техническая помощь включает передачу стране-получателю помощи научно-технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях.
Финансовая помощь включает займы, кредиты, субсидии, дары, а также все виды перемещения капиталов из развитых стран в развивающиеся страны.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
(economic aid) — оказание финансового и материального содействия главным образом развивающимся странам с целью укрепления их экономики. Экономическая помощь предоставляется как на двусторонней основе правительствами отдельных стран или частными институтами (например, коммерческими банками), так и на многосторонней основе мировым банком и другими международными организациями, например Фондом общего развития Европейского Сообщества. Благодаря такому содействию увеличиваются поступления иностранной валюты и внутренние сбережения стран-получателей, а также у них появляется доступ к технологиям, управленческим ресурсам и знаниям, которыми они сами не обладают.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
средства, выделяемые промышленно развитыми странами развивающимся странам в денежном или натуральном выражении в интересах содействия экономическому развитию последних или для оказания продовольственной помощи населению районов, страдающих от голода. Последний вид помощи часто оказывается на основе решений ООН. Средства, выделяемые в виде помощи развивающимся странам, предоставляются, как правило, на более выгодных условиях, чем обычные коммерческие кредиты. Явление Э.п. развивающимся странам возникло после второй мировой войны в условиях краха колониализма, сосуществования и соревнования двух социально-экономических систем за влияние на пути развития третьего мира. СССР и другие социалистические страны помогали развивающимся странам создавать промышленность (оказывали техническое содействие в сооружении металлургических, машиностроительных, химических и других предприятий тяжелой, а также легкой промышленности), возводили крупные ирригационные сооружения (Асуанская плотина в Египте, плотина на Евфрате в Сирии и др.). Кредитные средства, выделяемые на эти проекты, выдавались под низкий процент и с льготным периодом погашения. Будучи формой помощи развивающимся странам, кредитование поставок советского оборудования в эти страны служило вместе с тем формой стимулирования отечественного экспорта. В условиях краха колониализма и растущего влияния идей социализма на развивающиеся страны промышленно развитые страны пошли на значительное увеличение сумм помощи своим бывшим колониям. На первом этапе довольно значительные средства выделялись в качестве безвозмездной помощи (субсидии), направлявшейся на формирование национальной государственности, в том числе армии, объектов инфраструктуры и др. В дальнейшем стали преобладать кредиты, предоставлявшиеся на льготных условиях. Иногда в статистических публикациях к общей сумме Э.п. добавляются и обычные коммерческие экспортные кредиты, которые предоставляются развивающимся странам. За счет различных форм помощи финансируется значительная часть экспорта промышленно развитых стран развивающимся государствам. Развивающиеся страны в рамках борьбы за новый международный экономический порядок добивались, чтобы "официальная помощь развитию", т.е. помощь развивающимся странам за счет государственных средств, составляла до 0,7% ВНП промышленно развитых стран. Однако в таком объеме помощь оказывалась лишь небольшой частью промышленно развитых стран. Э.п. предоставляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Крупные суммы по линии двусторонней помощи предоставляются США, бывшими метрополиями (Великобританией, Францией) своим бывшим колониям, а также Германией и другими западноевропейскими странами. Значительные объемы Э.п. направляются на сооружение объектов инфраструктуры, в последние годы в большей степени на производственные объекты, а также содержание технических специалистов. Главной формой многосторонней помощи развивающимся странам является деятельность МБРР (Мирового банка) и связанных с ним Международной ассоциации развития (MAP) и Международной финансовой корпорации (МФК). Их деятельность также главным образом направлена на формирование современной инфраструктуры в развивающихся странах и создание условий для притока туда частного иностранного капитала. Деятельность МФК прямо направлена на привлечение частного капитала. Часть Э.п. идет по линии специализированных организаций ООН - ЮНИДО, ПРООН и др. Одной из форм помощи является техническая помощь развивающимся странам, направленная на подготовку проектов развития, подготовку кадров и т.д. Наиболее сложной проблемой для мирового сообщества является помощь наименее развитым странам, не обладающим природными ресурсами и с крайне низким жизненным уровнем населения. По оказанию содействия этой группе стран принимались специальные решения ООН. Деятельность промышленно развитых стран в области оказания помощи развивающимся странам координируется Комитетом содействия развитию при Организации экономического развития и сотрудничества. В целом в том или ином виде Э.п., особенно в условиях сосуществования двух мировых систем, сыграла заметную роль в ускорении развития стран третьего мира.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Экономическая помощь
трансграничный трансферт, главным образом на межгосударственном и наднациональном уровне, ресурсов и средств: материальных (средства производства и предметы потребления), финансовых (субсидии, кредиты) и интеллектуальных (результаты НИОКР, ноу-хау, услуги в сфере образования) – на льготных условиях по сравнению с нормальными рыночными кондициями с целью содействия экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран (поэтому э.п. также именуется помощью развитию), особенно беднейших из них, и улучшению условий жизни населения государств-реципиентов. Соответственно, как формы э.п. принято выделять помощь капиталом, техническую и продовольственную помощь и т. д. К ней нередко причисляется и военная помощь на льготных или безвозмездных условиях, что представляется весьма спорным.
Общепринятым количественным критерием причисления соответствующих трансфертов целиком к э.п. является дотационный элемент в них минимум в 25 % по сравнению с нормальными рыночными кондициями. К э.п. не относятся трансакции на обычных для соответствующих рынков коммерческих условиях: прямые инвестиции, заимствования на международном кредитном рынке, государственные экспортные кредиты и т. д.
Э.п. возникла и получила широкое развитие после Второй мировой войны в результате раскола мира на две системы и последующего распада мировой системы колониализма. До краха «мировой системы социализма» в начале последнего десятилетия XX в. донорами э.п. по отношению к отдельным или нескольким странам выступали главным образом развитые капиталистические и социалистические (большей частью СССР) государства, а также международные организации (главная роль среди них принадлежала и принадлежит группе Всемирного банка). В дальнейшем круг государств-доноров сузился. Россия и другие постсоциалистические государства, причисляемые ныне к странам с переходной экономикой и (или) развивающимся странам, в условиях глубочайшего трансформационного кризиса 1990-х годов сами стали нуждаться в помощи со стороны Запада и были вынуждены свернуть свои усилия в области э.п. После преодоления кризиса они не спешат вернуться к своей прежней роли доноров в сфере э.п., стремясь строить свои отношения с развивающимися странами почти исключительно на нормальных коммерческих условиях. Побудительные факторы, лежащие на стороне государств-доноров, для предоставления э.п. многообразны. К ним относятся прежде всего следующие мотивы.
- Политико-идеологические, безусловно доминировавшие в эпоху «холодной войны» двух мировых систем, но и в настоящее время играющие ведущую роль: влияние в свою пользу на международную деятельность государства-реципиента вплоть до формирования союзнических отношений или даже привязки к государству-донору внешней политики последнего; распространение или вытеснение тех или иных идеологий.
- Экономические, играющие после преодоления раскола мира на две системы возрастающую роль: обеспечение прочного доступа к природно-сырьевым, особенно минеральным, ресурсам; расширение внешних рынков сбыта своей экспортной продукции, вследствие чего в э.п. акцент делается на содействии индустриализации развивающихся стран, которая в случае эффективного использования ими средств в рамках полученной э.п. ведет к наиболее интенсивному увеличению совокупного платежеспособного спроса на товары и услуги, как отечественные, так и импортные.
- Гуманитарные: широко распространенное в общественном мнении и политических кругах стран «золотого миллиарда» чувство ответственности – на фоне собственного богатства – за голод, нищету и отсталость большой или даже численно преобладающей части человечества.
- Соприкасающиеся с предыдущими моральные мотивы: сложившееся в бывших метрополиях чувство их вины за эксплуатацию и угнетение (Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Португалия) бывших колоний. В таких случаях э.п. выступает как своего рода «репарации за колониализм».
В 1969 г. экспертная комиссия группы Всемирного банка представила мировой общественности «Доклад Пирсона» (по имени руководителя этой комиссии, бывшего премьер-министра Канады), в котором странам-донорам рекомендовалось не позднее 1975 г. увеличить э.п. из государственных ресурсов до 0,7 % их ВНП (вместе с частными «вливаниями» до 1 %). ООН рекомендовала этот показатель как ориентир для государств-доноров, его провозгласили своей целью большинство последних, но лишь немногие ее реализовали. В 1980-х годах страны ОЭСР затратили на э.п. в среднем 0,37 % своего ВНП, в 1991 г. – 0,3 %, а в 2007 г. – 0,28 %. Лидерами среди указанных стран по этому показателю в 2007 г. были Норвегия (0,95 %), Швеция (0,93 %) и Люксембург (0,91 %), а аутсайдерами – США и Греция (по 0,16 %), а также Япония (0,17 %). Вместе с тем по абсолютному стоимостному объему э.п. лидерами были как раз США (21,8 млрд долл.), а Япония с 6,2 млрд долл. была четвертой – после Германии, Франции и Великобритании. Все страны-реципиенты получили от государств-доноров и международных организаций в 2007 г. э.п. в размере 105,3 млрд долл., что соответствовало 0,86 % их ВНД (ВНП).
Э.п., безусловно, сыграла позитивную роль в социально-экономическом развитии стран-реципиентов, особенно по линии содействия их индустриализации путем строительства крупных промышленных и инфраструктурных объектов, создавшего много новых рабочих мест. Однако э.п. недостаточна для решения глобальной проблемы бедности и отсталости развивающихся стран, поэтому в ООН обсуждается вопрос об увеличении э.п. минимум на 100 млрд долл. в год. Вместе с тем, недостаточная эффективность э.п. обусловлена не только ограниченностью ее объема, но в не меньшей, если не в большей мере и неблагоприятными условиями ее реализации в странах-реципиентах (расхищением ее значительной части местной коррумпированной бюрократией, нецелевым использованием и др.).

Источник: Что есть что в мировой экономике?

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
191.08 кб

Экономическая оценка лесосеки с помощью ГИС

Мохирев А.П., Дрягин В.В.
A method is proposed for determining the economic evaluation of AAC using geographic information systems.
Читать PDF
60.55 кб

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - ЗА СЧЕТ ИЛИ ПРИ ПОМОЩИ?

Крюков В.А.
Читать PDF
361.76 кб

Скорая налоговая помощь или налоговые меры экономической политики

Борзунова О. А.
Читать PDF
266.59 кб

Моделирование экономических систем с помощью аппарата сетей Петри

Скородумов Павел Валерьевич
Моделирование является сегодня одним из важнейших инструментов исследования сложных систем. В поведении современных экономических систем одновременно присутствуют компоненты непрерывной и дискретной природы.
Читать PDF
102.33 кб

Бесплатная юридическая помощь: организационно-экономический аспект

Масюк Наталья Николаевна
Рассматриваются организационные и экономические проблемы деятельности юридических клиник, создаваемых в высших учебных заведениях с целью оказания бесплатной юридической помощи, а также пути их решения.
Читать PDF
374.86 кб

Помощь Советского Союза в экономическом развитии Монголии в 1930-е гг

Манжиков Эрдня Басангович
В статье охарактеризованы меры помощи, которые Советский Союз оказывал в становлении монгольской промышленности, средств связи, транспорта в 1930-е гг.
Читать PDF
10.47 мб

Мировые тенденции реализации экономического роста с помощью инвестиций

Царук Василий Юрьевич
В статье рассмотрены мировые тенденции реализации экономического роста на примере Японии, Китая, Индии и других стран. Рассмотрены факторы, сыгравшие важную роль на этапе реструктуризации экономики.
Читать PDF
69.64 кб

Оценка стоимости компании с помощью экономической и бухгалтерской прибыли

Осипов Ярослав Игоревич
В работе рассмотрены способы определения экономической прибыли компаний, а также проблемы, связанные с оценкой стоимости компаний при использовании бухгалтерской и экономической прибыли.
Читать PDF
1.67 мб

АНАЛИЗ И ВЫЧИСЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

И. В. Фадеев
В данной статье рассмотрен способ анализа и вычисления экономических данных с помощью математических моделей. Была исследована как теория, так и рассмотрены практические задачи.
Читать PDF
329.45 кб

ПОМОЩЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ (экономический анализ)

А. В. Изместьев
Читать PDF
152.36 кб

Экономическая и социальная эффективность использования государственной помощи

Боталова Наталья Владимировна, Котлячков Олег Васильевич
Обосновывается необходимость осуществления аудита эффективности. Рассматриваются подходы к оценке использования государственных средств на примере субсидирования сельскохозяйственной продукции.
Читать PDF
102.61 кб

2000. 04. 028-029. Западная помощь и экономическое развитие африканских стран

Минаев С. В.
Читать PDF
1.23 мб

Исследование динамических свойств экономических систем с помощью весовых функций

Колпаков В.Ф.
Предмет/тема. Традиционным методом моделирования динамических связей экономических параметров является корреляционно-регрессионный анализ.
Читать PDF
297.22 кб

Оперативная оценка уровня экономической безопасности с помощью экспертной системы

В.В. Лойко
Рассмотрены методические положения оценки уровня экономической безопасности с помощью экспертной системы.
Читать PDF
240.52 кб

Организационно-экономический механизм функционирования и оценки медицинской помощи

Сахнов Сергей Николаевич
В статье, с учётом опыта Краснодарского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.

Похожие термины:

  • Economic aid. Экономическая помощь

    Финансовая и научно-техническая помощь развивающимся странам, имеющая целью укрепление их экономики. Экономическая помощь осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонней осно
  • Помощь Экономическая Межгосударственная

    предоставление развитыми государствами материальной, денежной, технической безвозмездной помощи развивающимся государствам.
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ

    передача материальных, денежных и др. ресурсов из промышленно развитых в развивающиеся страны безвозмездно или на льготных условиях по сравнению с существующими на соответствующих мировых рынка
  • Экономическая помощь иностранным государствам

    система внешнеэкономических мероприятий, проводимых страной-донором в целях преодоления хозяйственных трудностей того или иного государства. Осуществляется преимущественно в форме льготных фи