ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ
политика, направленная на обеспечение эффективности использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей. Цель П. в о. к. – добиться предложения изделий с наименьшими затратами «справедливых» цен и прибылей, технического прогресса и улучшения качества продукции. П. в о. к. заключается, главным образом, в контроле над структурой рынка и рыночным поведением, а также в прямом контроле эффективности функционирования рынка. Есть два основных подхода к контролю над рыночной структурой и поведением рынка – недискреционный и дискреционный. Первый подход включает: 1) установление максимально допустимой доли рынка в целях ограничения концентрации продавцов и недопущения возникновения монополии. Таким образом, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которые привели бы к увеличению рыночной доли объединенной группы сверх допустимой квоты; 2) полное запрещение всех форм «групповой монополии», включающих фиксирование цен, раздел рынка и т. д.; 3) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции.
Второй подход предполагает, что соглашения, ограничивающие торговлю и прочие виды деятельности, описанные выше, расцениваются в зависимости от их возможных выгод и потерь. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда они запрещаются.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ
(compétition poliсу) — политика, направленная на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей. Цель политики в отношении конкуренции — добиться оптимальной действенности рынка, а более конкретно: предложения изделий с наименьшими затратами, «справедливых» цен и прибылей, технического прогресса и улучшения качества продукции. Политика в отношении конкуренции имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельным производителем (доминирующей фирмой), достижение монопольного положения путём СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.
Политика в отношении конкуренции заключается, главным образом, в контроле над СТРУКТУРОЙ РЫНКА и рыночным ПОВЕДЕНИЕМ, а также, иногда, в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установлением максимального уровня прибыли).
Есть два основных подхода к контролю над рыночной структурой и поведением рынка — недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается в формулировании «приемлемых» стандартов рыночной структуры и поведения рынка и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов. Обычно этот подход включает в себя:
(а) установление максимально допустимой доли рынка (например, не более 20% рынка) в целях ограничения КОНЦЕНТРАЦИИ продавцов и недопущения возникновения монополии. Таким образом, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединённой группы производителей сверх допустимого предела;
(б) полное запрещение всех форм «групповой монополии» (соглашения по ограничению торговли, картели), включающих фиксирование цен, раздел рынка и т. д.;
(в) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению конкуренции, например исключительного ДИЛЕРСТВА, ОТКАЗА В ПОСТАВКЕ И T. Д.
Таким образом, недискреционный подход является попыткой сохранения условия ДЕЙСТВЕННОЙ конкуренции путём прямого наступления на обладание монопольной властью и её использование.
Напротив, дискреционный подход носит более прагматический характер, допуская, что высокий уровень концентрации продавцов и определённые соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к её снижению. Сущность дискреционного подхода заключается именно в том, что каждый случай необходимо оценивать с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, дискреционный подход слияния предполагает, что соглашения, ограничивающие торговлю, и прочие подобные виды деятельности, описанные выше, расцениваются в зависимости от их возможных выгод и потерь. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.
В США в основном применяется недискреционный подход; в Великобритании давно уже используется дискреционный подход; Европейское Сообщество сочетает элементы обоих подходов.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ
(ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) (competition policy (UK)) охватывает, в соответствии с ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ о КОНКУРЕНЦИИ Великобритании, шесть основных областей применения:
(а) монополии. Монопольное положение определяется как ситуация, в которой одна фирма поставляет на рынок по меньшей мере одну четверть от общего предложения конкретного товара или услуги (монополия доминирующей фирмы) или когда две (или более) фирмы, поставляющие на рынок в сумме не менее 25% от общего предложения конкретного товара или услуги, проводят политику ограничения конкуренции между ними (составная монополия), управление справедливой торговли передаёт на расследование комиссии по монополиям и слияниям случаи с монополиями (как в частном, так и в государственном секторе) на отдельные товары или услуги, предоставляет отчёт и отвечает за выполнение (тогда, когда оно необходимо) рекомендаций Комиссии. Комиссия определяет, действует ли монополия в «общественных интересах»;
(б) СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ. Слияния и поглощения подпадают под действие закона в тех случаях, когда они создают или усиливают монопольное положение (определяемое по правилу 25% -ной доли рынка) или когда стоимость активов, объединённых при слиянии или поглощении, превышает 30 млн ф. ст. Управление добросовестной конкуренции вместе с министром промышленности отвечает за передачу на расследование Комиссии по монополиям и слияниям конкретных случаев слияний и поглощений, а также за выполнение (тогда, когда оно необходимо) рекомендаций Комиссии. Для определения того, разрешать или запрещать конкретное слияние или поглощение, также используется критерий «общественных интересов»;
(в) соглашения по ограничению торговли. Стороны, заключающие такие соглашения, обязаны зарегистрировать их в Управлении добросовестной конкуренции. Это требование относится: (1) к соглашениям по товарам и услугам, которые содержат ограничения (т. е. антиконкурентные условия) на назначаемые цены на продукцию, условия её производства, её качество и характеристики, способы сбыта, а также районы сбыта и круг потребителей; (2) к соглашениям об обмене информацией (только по товарам), касающимся цен, условий производства и оплаты. Управление справедливой торговли отвечает за передачу таких соглашений на расследование СУДОМ по ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ практике и за исполнение его рекомендаций. Считается, что ограничительные соглашения противоречат «общественным интересам», и поэтому они неизменно запрещаются, если заключающие их стороны не смогут убедить суд, что они принесут чистую экономическую выгоду;
(г) ПОДДЕРЖАНИЕ розничных ЦЕН. Соглашение производителей о розничных ценах на свою продукцию в целом запрещено в Великобритании, хотя, по законам о розничных ценах, производитель может избежать запрета на подобное действие, если убедит Судебную палату, что поддержание розничной цены принесет чистую экономическую выгоду. Управление добросовестной конкуренции отвечает за контроль над политикой производителей в отношении их розничных цен и может принимать меры против «подозрительных» попыток производителей (незаконно) осуществить поддержание розничной цены. Тем не менее производители могут принять меры против розничных торговцев, которые используют их продукцию в качестве УБЫТОЧНОГО лидера;
(д) антиконкурентная практика. Такая торговая практика, как ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДИЛЕРСТВО, ОТКАЗ В ПОСТАВКЕ, ТРЕБОВАНИЕ полного ассортимента ит. д., может расследоваться как в Управлении справедливой торговли, так (если это необходимо) и в Комиссии по монополиям и слияниям, и если будет доказано, что эти действия чрезмерно ограничивают конкуренцию, то на них будет наложен запрет;
(е) защита потребителя. Управление справедливой торговли также отвечает за защиту интересов потребителей. Эти интересы защищаются как принятием мер против нечестных методов торговли (ложное описание товаров, обвешивание и обмеривание, отказ в предоставлении гарантий замены дефектных товаров и т. д.), так и путём побуждения производителей следовать добровольному кодексу «хорошей» торговли.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988