(concentration measures) — показатели распределения фирм, участвующих в экономической деятельности, по величине. Наиболее общим показателем концентрации является показатель совокупной концентрации который отражает долю крупнейших фирм в общем объёме производства в экономике, например доля 200 крупнейших фирм в объёме промышленного производства или доля общего выпуска обрабатывающей промышленности, произведённая 100 крупнейшими компаниями. Для исчисления этого показателя можно использовать различные характеристики величины фирм, в частности объём продаж, объём выпуска продукции, число занятых и объём используемого капитала, которые могут дать несколько расходящиеся результаты из-за разброса капиталоемкости и других параметров. Такие показатели позволяют дать оценку концентрации и её изменениям во времени на общенациональном уровне.
Хотя показатели совокупной концентрации широко используются, они являются слишком обобщенными, когда анализируются отдельные рынки и их функционирование. Поэтому экономисты разработали ряд показателей концентрации РЫНКА, позволяющих измерить КОНЦЕНТРАЦИЮ ПРОДАВЦОВ ИЛИ КОНЦЕНТРАЦИЮ покупателей. Наиболее распространённым из них является коэффициент концентрации, который показывает рыночную долю определённого числа крупнейших фирм. В Великобритании коэффициент концентрации обычно рассчитывается для трёх или (с недавних пор) для пяти крупнейших фирм, в США используется коэффициент концентрации для четырёх фирм.
Однако коэффициент концентрации отражает концентрацию продавца лишь в одной точке кривой кумулятивной концентрации, как это можно видеть на рис. 85а. Это затрудняет сравнение кривых концентрации для двух различных рынков (см. на рисунке рынки А и Б), когда их кривые концентрации пересекаются. Например, если используется коэффициент для трёх фирм, то более концентрированным оказывается рынок А, когда же мы применяем коэффициент концентрации для пяти фирм, то более концентрированным оказывается рынок Б. Но существует альтернативный показатель концентрации, так называемый ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ, он решает эту проблему, учитывая количество всех фирм на рынке и их рыночные доли. Индекс Херфиндаля рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм. Величина индекса может варьировать от нуля (когда имеется множество фирм одинакового размера) до единицы (когда на рынке действует только одна фирма).
Такие показатели концентрации, как коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля, называются показателями абсолютной концентрации, так как они отражают доли рынка данного (абсолютного) числа фирм. Показатели относительной концентрации, напротив, измеряют неравенство распределения всех фирм, поставляющих продукцию на данный рынок, по рыночной доле. Эти различия можно отобразить в виде кривой Лоренца, как это сделано на рис. 85б. Диагональ соответствует равенству рыночных долей фирм, поэтому степень отклонения кривой Лоренца от этой линии служит показателем относительной концентрации продавцов. Например, при равенстве долей мы можем ожидать, что 50% объёма продаж придётся на 50% всех фирм, однако в действительности, как свидетельствует кривая Лоренца, 50% объёма продаж приходится лишь на 25% крупнейших фирм. Коэффициент Джини измеряет для данного рынка степень отклонения кривой Лоренца от диагонали. Этот коэффициент позволяет определить степень отклонения путём деления площади заштрихованной фигуры, лежащей ниже кривой Лоренца, на площадь, ограниченную снизу линией равенства долей. Значение коэффициента Джини может варьировать от нуля (полное равенство) до единицы (полное неравенство).
На практике в большинстве исследований рыночной концентрации используются коэффициенты концентрации, рассчитанные по данным промышленных переписей.