ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ В БЮДЖЕТ

Найдено 1 определение
ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ В БЮДЖЕТ
один из важнейших источников формирования доходов гос. бюджета при социализме, экономич. рычаг воздействия на эффективность произ-ва. Прибыль гос. социалистич. предприятий используется не только непосредственно на предприятии, в объединении и в отрасли для экономич. стимулирования и обеспечения затрат по расширению произ-ва, но и в значит. части обращается в общегос. централизов. фонд ден. ресурсов.
В СССР до 1966 П. из п. производились в форме отчислений от прибыли - в размере её свободного остатка сверх потребностей предприятия, но не менее 10%. Затем в целях усиления хозрасчёта были введены П. из п.: два первоочередных платежа в бюджет - плата за производственные фонды и рентные платежи, а также третий вид - взносы свободного остатка прибыли, выполняющие функцию окончат. регулирования взаимоотношений предприятий с гос. бюджетом по использованию прибыли. Свободный остаток образуется после распределения прибыли на предприятии (в объединении, отрасли). Предприятия, не переведённые на новую систему планирования и экономич. стимулирования, вносят по-прежнему в бюджет отчисления от прибыли.
Плановая сумма П. из п. определяется на основе баланса доходов и расходов (финанс. плана предприятия) на предстоящий год с поквартальной разбивкой. Как правило, в бюджет вносятся плановые платежи с последующим перерасчётом, исходя из фактически полученной прибыли по данным бухгалтерской отчётности за месяц, квартал, год (нарастающим итогом). В виде исключения подрядно-строит. и нек-рые др. орг-ции вносят П. из п. непосредственно от фактически полученной прибыли, без предварит, плановых взносов. При несвоевременном и неполном поступлении П. из п. в бюджет применяются финанс. санкции (пени, бесспорное взыскание причитающихся сумм и др.).
Различают централизов. и децентрализов. методы изъятия прибыли в бюджет. Преимущественным и наиболее прогрессивным является децентрализов. порядок взносов П. из п., который предусматривает расчёты непосредственно с гос. хозрасчётными предприятиями и орг-циями, имеющими расчётный счёт в гос. банке. Этот метод больше, чем централизованный, отвечает требованиям хозяйственного расчёта и усиления ответственности предприятий (объединений) за выполнение своих обязательств. При централизов. порядке взносов плательщиками выступают пром. объединения, гл. управления, мин-ва, ведомства, гос. к-ты по общей сумме П. из п. всех подчинённых им предприятий и хоз. орг-ций; расчёты ведутся с Мин-вом финансов СССР, мин-вами финансов союзных республик, краевыми и об л. финанс. отделами. По П. из п. применяется широкая система льгот. Освобождаются от платежей в течение 2 лет вновь введённые предприятия peсп. (АССР), краевого, обл., районного, гор. и сел. подчинения, работающие на местном сырье и отходах, а также в тех случаях, когда эти предприятия используют фондируемое сырьё и материалы, стоимость к-рых не превышает 25% общей стоимости израсходованного сырья и материалов на произ-во продукции; подсобные х-ва бюджетных учреждений и нек-рые др.
П. из п. в СССР возросли с 30,9 млрд. руб. в 1965 до 70,6 млрд. руб. в 1976, а их уд. вес в доходах бюджета повысился с 30,2 до 30,4%.
В зарубежных социалистич. странах II. из п. строятся по различным принципам: по признаку производств. ресурсов (плата за фонды, за землю, с фонда заработной платы и др.), применяются налоговые методы изъятия прибыли (напр., в НРБ, ЧССР), рентные платежи, непосредств. поступления в бюджет из прибыли.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.