ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
составление планов развития социалистического народного хозяйства и организация работы на основе единого государственного плана. Планирование народного хозяйства возможно только при социалистическом способе производства, при общественной собственности на основные средства производства. Оно осуществляется под руководством Коммунистической партии и социалистического государства при активном участии масс. Планирование народного хозяйства исходит из назревших потребностей материальной жизни общества, всестороннего учета достижений науки, техники и передовых методов труда, правильного сочетания развития отраслей народного хозяйства с комплексным развитием хозяйства союзных республик и экономических административных районов, на основе рационального использования всех материальных и трудовых ресурсов. Плановое руководство хозяйством осуществляется на сознательном использовании действия объективных экономических законов, в первую очередь требований экономического закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства (см.) и сообразовывается во всем с основным экономическим законом социализма (см.). Планирование является важнейшей хозяйственно-организаторской функцией социалистического государства и носит директивный характер. Народнохозяйственный план после утверждения высшими органами государства приобретает силу государственного закона, обязательного к выполнению и определяющего хозяйственное развитие всей страны. Плановое ведение народного хозяйства строится на основе ленинского принципа демократического централизма в управлении хозяйством (см.). Государственное планирование предполагает выделение ведущих звеньев — важнейших отраслей и участков, от успешного развития которых зависит выполнение всего народнохозяйственного плана. Коммунистическая партия и социалистическое государство, обобщая практику экономического развития, учитывая внутренние и внешние условия жизни страны, устанавливают на каждом этапе важнейшие хозяйственные и политические задачи государственных планов и этим определяют темпы расширенного воспроизводства отдельных отраслей и народного хозяйства в целом. Плановое ведение хозяйства требует глубокого изучения и быстрого внедрения во все отрасли хозяйства достижений отечественной и зарубежной науки и техники в целях непрерывного технического прогресса и на этой основе роста производства, повышения производительности общественного труда. Разработка и внедрение передовых технико-экономических норм использования оборудования, сырья и материалов, топлива и электроэнергии, а также затрат труда на единицу продукции (работ) — одна из основ научного планового ведения хозяйства. Для обеспечения бесперебойного развития народного хозяйства важное значение имеют сосредоточиваемые в руках государства материальные, финансовые и трудовые резервы. Государственное народнохозяйственное планирование строится на сочетании перспективных планов, рассчитанных на длительные сроки (три, пять, семь, десять и более лет), и текущих планов.
В народнохозяйственных планах содержится определенный круг показателей (заданий) натуральных (виды продукции, работ и т. д.) и денежных (себестоимость, выработка и т. д.). Из числа этих показателей выделяются качественные показатели (рост производительности труда, качество продукции, рентабельность и т. д.). Важным методом планирования, особенно для установления правильных пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, является разработка системы балансов — материальных (натуральных), выраженных в денежной форме, балансов рабочей силы и др. Основные пропорции в развитии социалистической экономики характеризуются системой балансов, которые обобщаются балансом народного хозяйства. (См. Баланс народного хозяйства. Балансы материальные, Балансы стоимостные, Баланс труда.) Успешное выполнение планов предполагает широкое развитие социалистического соревнования масс, проверки выполнения плана, выявления и использования дополнительных резервов и ресурсов, открываемых в ходе борьбы за осуществление хозяйственных планов и постоянного совершенствования планирования. Плановое хозяйство представляет собой величайшее преимущество социализма, оно обеспечивает бескризисное развитие, неуклонный рост производства более быстрыми чем при капитализме темпами, экономию труда и материальных средств, неуклонный рост благосостояния масс.
Плановое руководство народным хозяйством СССР осуществляется под руководством Коммунистической партии Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик, Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР (Госплан СССР), Госпланами союзных республик, совнархозами экономических административных районов, общесоюзными и республиканскими министерствами и ведомствами, а также местными Советами. Госплан СССР является научным планово-экономическим органом народного хозяйства страны. Учитывая требования объективных экономических законов и всю совокупность данных конкретных внешних и внутренних условий, социалистическое государство и Коммунистическая партия дают руководящие указания по разработке плана.
В новых условиях развития советской экономики, созданных перестройкой управления промышленностью и строительством и реорганизацией МТС, важнейшее значение приобретает дальнейшее расширение прав предприятий, совнархозов и республик в планировании. Коммунистическая партия проводит большую работу, чтобы устранить излишнюю централизацию в планировании, шире использовать в планировании экономические стимулы, личную материальную заинтересованность работников.
Составление народнохозяйственного плана начинается непосредственно на предприятиях — на заводах, фабриках, колхозах и совхозах с широким привлечением трудящихся для выявления и использования всех имеющихся резервов роста и совершенствования производства. Проекты планов промышленных предприятий уточняются в комбинатах, трестах и других промышленных объединениях, а затем в совнархозах, а для предприятий местной промышленности в областных (краевых) исполкомах. Проекты планов совнархозов и областей сводятся в планы союзных республик, на их основе Госплан СССР разрабатывает проект единого народнохозяйственного плана. Единый государственный народнохозяйственный план СССР представляет совокупность заданий по важнейшим показателям развития всех отраслей народного хозяйства в целом по странен задания союзным республикам по важнейшим показателям развития их хозяйства.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
составление и организация выполнения планов развития народного хозяйства. Планирование является одним из проявлений хозяйственно-организаторской функции социалистического государства, руководящей роли коммунистической партии в развитии страны. Оно составляет сердцевину руководства народным хозяйством. Плановое развитие хозяйства - величайшее преимущество социализма перед капитализмом. Оно дает возможность развивать экономику непрерывно и высокими темпами, правильно размещать производительные силы по территории страны, быстрее и полнее внедрять в производство достижения науки и техники, экономно использовать все материальные, финансовые и трудовые ресурсы общества в интересах трудящихся. Планирование народного хозяйства возможно лишь в условиях общественной собственности на средства производства. Переход основных средств производства в собственность народа создает необходимость планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Общественная собственность обеспечивает экономическое и организационное единство народного хозяйства, а следовательно, и возможность единого управления всеми его частями, возможность развивать хозяйство страны по заранее составленному плану. Основной задачей, которую решает планирование, является обеспечение планомерности развития социалистической экономики (см.) и ее отдельных частей, с тем чтобы в интересах общества добиться лучших результатов производства с наименьшими затратами. Планы в социалистическом обществе являются научными, поскольку они отражают требования объективных законов общественного развития. Планирование основывается прежде всего на законе планомерного развития народного хозяйства (см.). Оно учитывает также требования основного экономического закона, закона стоимости, закона распределения по труду и др. Планы носят директивный характер. Они не только ставят задачу перед народным хозяйством, отраслями, предприятиями, но и показывают способы ее решения. После утверждения план приобретает силу закона и является обязательным для исполнения. Директивность планирования, разумеется, не имеет ничего общего с волюнтаризмом в хозяйственном руководстве, поскольку и сама задача плана и способы ее решения вырабатываются на основе познания системы объективных экономических законов, тенденций развертывающейся научно-технической революции, учета потребностей общества и его ресурсов, складывающейся внутренней и внешней обстановки хозяйственного и политического развития. Основой всей системы народнохозяйственного планирования является перспективное планирование (см.). Программа выполнения показателей перспективного плана разрабатывается с помощью текущего планирования (см.). В процессе народнохозяйственного планирования обеспечивается единство перспективного и текущего планирования. Одним из важнейших условий действенности и эффективности планирования является сбалансированность, взаимная увязка всех составных элементов плана, его равновесие. Учитывая потребности постоянно развивающегося хозяйства, сбалансированность плана должна быть динамичной, подвижной, т. е. выражать меняющиеся соотношения между разными сторонами и элементами народного хозяйства, способствуя наилучшему решению задачи всемерного роста эффективности общественного производства. В условиях интенсивного развития экономики, особенно в связи с развертывающейся научно-технической революцией, сбалансированность народнохозяйственного плана предполагает, во-первых, что приоритет в темпах роста, объеме капитальных вложений и обеспечении материальными ресурсами отдается наиболее прогрессивным отраслям и производствам, в наибольшей степени способствующим повышению эффективности производства; во-вторых, что капитальные вложения направляются в первую очередь на завершение строящихся объектов, чем достигается сокращение сроков строительства и увеличение ввода в действие мощностей; предусматривается выделение необходимых средств на расширение и реконструкцию действующих предприятий, что дает быструю и эффективную отдачу капиталовложений; в-третьих, что плановые задания устанавливаются таким образом, чтобы полностью использовались внутренние резервы предприятий и строек, шире внедрялись новая техника и технология, непрерывно повышалось качество продукции. Планы должны составляться так, чтобы полностью соответствовать задаче создания материально-технической базы коммунизма и дальнейшему улучшению жизни советских людей. Важнейшим средством достижения сбалансированности плана является использование балансового метода (см.) планирования. Задания народнохозяйственного плана выражаются системой показателей. Она состоит из натуральных показателей (например, задания по производству важнейших видов продукции) и стоимостных показателей (например, объем реализованной продукции, фонд заработной платы). Они взаимосвязаны, поскольку в разной форме и с разных сторон выражают одни и те же взаимосвязанные процессы, протекающие в народном хозяйстве. Важным условием организации плановой работы является контроль за ходом выполнения плановых заданий, позволяющий лучше выявлять резервы производства, предупреждать возможность возникновения диспропорций и т. п. Планирование колхозного производства в основном, главном сходно с планированием государственного хозяйства. Однако особенности кооперативно-колхозной формы собственности обусловливают и различия в формах планирования (см. Планирование в колхозах). Система планирования по мере роста и усложнения хозяйства, изменения форм управления, роста квалификации работников и механизации их труда постепенно совершенствуется. В последние годы в связи с хозяйственной реформой, осуществляемой в соответствии с решениями мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК и XXIII съезда КПСС, в нашей стране был осуществлен ряд крупных мер по совершенствованию планирования. Укреплены основы централизованного планирования, расширены права предприятий и местных органов в планировании, повышена роль перспективных планов, более совершенной стала система показателей, улучшена методология разработки планов, внедряются современные технические средства и экономико-математические методы на всех ступенях планирования. XXIV съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего совершенствования планирования, и в частности повышения его научного уровня. Как указывалось на съезде, оно должно опираться на более точное изучение общественных потребностей, на научные прогнозы экономических возможностей, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений их непосредственных и долговременных последствий. Особенно возрастает в настоящее время значение научного прогнозирования развития экономики на длительный период. За последние годы в СССР составлены долгосрочные прогнозы развития ряда отраслей общественного производства, составляется генеральная схема размещения производительных сил. На этой основе разрабатывается перспективный план развития советской экономики на длительную перспективу.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.