основной метод осуществления экономич. политики Коммунистич. партии, направленной на всесторонний подъём производит. сил общества и всё более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей народа. С помощью планирования гос-во управляет сложным процессом обществ. труда, организует и регулирует произ-во, распределение и обмен материальных благ. Теория и методология планирования опираются на марксистско-ленинскую теорию расширенного социалистич. воспроиз-ва, на сознат. использование объективных законов социализма - осн. экономич. закона, закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва и др.
Планомерность ц пропорциональность развития социалистич. экономики - объективная закономерность, к-рая диктуется самой природой обществ. произ-ва (см. Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон). Уже в условиях частной собственности на средства произ-ва, по мере обобществления труда, всё более настойчиво проявляется необходимость контроля со стороны общества и сознательного планомерного регулирования обществ. произ-ва. Развивая учение основоположников марксизма, В. И. Ленин вскрыл объективные предпосылки планирования экономики, к-рые вытекают из 9бществ. характера совр. производит. сил. Он показал, как на стадии империализма монополистич. капитал, стремясь преодолеть стихийность обществ. произ-ва и «свободную конкуренцию», использует гос.-монополистич. регулирование, к-рое иногда охватывает не только крупные отрасли экономики отд. стран, но и отрасли мирового капиталистич. х-ва. Однако при капитализме в силу стихийности развития и анархии, порождаемых частной собственностью на средства произ-ва, планомерность не может стать законом развития всего обществ. произ-ва, как бы широко ни захватывало обобществление труда отд. отрасли и сферы экономики.
Лишь завоевание политич. власти пролетариатом и возникновение общенародной социалистич. собственности на средства произ-ва впервые в истории создали в нашей стране практич. возможность планомерной организации всего обществ. произ-ва, установления в экономике необходимых пропорций. В этом состоит важнейшая предпосылка планомерного развития производит. сил и производств. отношений.
Планомерность развития нар. х-ва - экономич. закон коммунистич. формации в обеих её фазах. «... Экономия времени, - писал К. Маркс, - равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законов на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 117).
В. И. Ленин понимал планомерность как наиболее общую форму движения социалистич. экономики. Преимущества социалистич. собственности могут реализоваться только путём планомерной организации произ-ва в масштабе всего общества исходя из его целей и реальных возможностей. Согласно формулировке, принятой в первой Программе РСДРП (1903), социализм означает «...планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 149).
Социалистич. нар. х-во, представляющее собой совокупность разнообразных и тесно связанных между собой отраслей произ-ва и экономич. р-нов, десятков тысяч пром., с.-х., трансп., торг. и иных предприятий, к-рые располагают колоссальными производств. фондами и обслуживаются миллионами работников, функционирует на основе экономич. закона планомерного, пропорционального развития. Этот закон, как и др. экономич. законы социализма, познаётся и сознательно применяется Коммунистич. партией и гос-вом в целях науч. руководства экономикой страны, создания материально-технической базы коммунизма, повышения эффективности произ-ва, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности СССР.
Планомерное развитие произ-ва осуществляется на основе единого хоз. плана. Подчёркивая созидат. значение такого плана, Ленин отмечал, что «...только то строительство может заслужить название социалистического, которое будет производиться по крупному общему плану, стремясь равномерно использовать экономические и хозяйственные ценности» (там же, т. 37, с. 21 - 22). П. н. х. на базе единого плана позволяет гармонично развивать все отрасли произ-ва и сферы обслуживания, науку и культуру, использовать финанс., материальные и трудовые ресурсы в соответствии с важнейшими социально-экономич. задачами того или иного периода, устанавливать необходимые для этого межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, рационально размещать производит. силы, обеспечивать высокую экономич. эффективность обществ. произ-ва. Благодаря научно обоснованному планированию создаётся объективная возможность своевременно выявлять объём и структуру обществ. потребностей, правильно оценивать имеющиеся и предвидимые ресурсы для всё более полного удовлетворения этих потребностей.
Выявление потребностей общества - специфич. функция социалистич. планирования, и задача эта исторически впервые возникает лишь с рождением нового обществ.-политич. строя - социализма. обществ. потребности включают всю совокупность производств. и непроизводств. потребностей населения. Приведение в относит. соответствие потребностей общества и производств. ресурсов - гл. условие пропорциональности развития экономики. Структура произ-ва непосредственно связана со структурой обществ. потребностей.
Плановое руководство нар. х-вом предполагает активное использование таких экономич. рычагов, воздействующих на рост обществ. произ-ва, как хозяйственный расчёт, цена, прибыль, кредит, формы материального поощрения, к-рые призваны создать экономич. условия для успешной деятельности производств. коллективов, обеспечивать обоснованную оценку результатов их работы, побуждать предприятия принимать напряжённые планы, более рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, повышать производительность труда, улучшать качество продукции.
Построенное в СССР на плановых основах зрелое социалистич. общество характеризуется соединением достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, решит, поворотом к интенсивным методам развития экономики, качественно новым уровнем и масштабами произ-ва, позволяющими решать задачи создания материально-технич. базы коммунизма, обеспечивать непрерывный рост благосостояния трудящихся, добиваться серьёзных успехов в экономич. соревновании с капитализмом.
История, итоги хоз. строительства за 60 лет Сов. власти закреплены в Конституции СССР 1977. Сов. экономика стала единым нар.-хоз. комплексом, охватывающим все звенья обществ. произ-ва, распределения и обмена. «Руководство экономикой, - говорится в статье 16-й Конституции, - осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций» (1977, с. 11).
Развитие планирования в СССР.
Основы П. н. х. начали создаваться с первых дней Великой Окт. социалистич. революции. В дек. 1917 был образован Высший совет нар. х-ва (ВСНХ), который стал первым планирующим и координирующим органом Сов. гос-ва. Одновременно формировались советы нар. х-ва на местах. В февр. 1920 создана Гос. комиссия по электрификации России - ГОЭЛРО. В дек. 1920 8-й Всеросс. съезд Советов обсудил и одобрил план ГОЭЛРО, который был по существу первым в мире науч. перспективным комплексным планом реорганизации и развития экономики на базе электрификации. В плане ГОЭЛРО общее положение марксизма о первостепенной роли крупной машинной индустрии в создании материально-технич. базы социализма воплотилось в конкретные гос. задания по социалистич. переустройству нар. х-ва и его технич. реконструкции. План, рассчитанный на 10 - 15 лет, содержал широкую практич. программу перевода всей экономики на новую хоз. базу, намечал коренное изменение структуры нар. х-ва, ликвидацию диспропорций и установление новых пропорций - отраслевых и региональных, отвечающих требованиям и целям социалистич. обществ. произ-ва.
В февр. 1921 на заседании Совнаркома по докладу В. И. Ленина было принято решение о создании Гос. общеплановой комиссии (Госплана). В положении о Госплане указывалось, что он создан для разработки единого общегос. хоз. плана на основе плана ГОЭЛРО и для общего наблюдения за осуществлением этого плана. Госплану было поручено рассмотрение и согласование с общегос. планом производств. программ и плановых предложений хоз. орг-ций, установление очерёдности работ. Через месяц после образования Госплана была сформирована сеть плановых органов во всех отраслях экономики.
С переходом в 1921 к новой экономической политике и переводом всех пром. предприятий, подчинённых ВСНХ, на начала хозрасчёта, Госплан и плановые органы на местах стали активно воздействовать на произ-во и ден. обращение не только путём директивных плановых заданий, но и косвенными методами, при помощи политики цен, налогов, кредитов, материальных стимулов.
14-й съезд Коммунистич. партии (1925) обосновал курс на высокие темпы социалистич. индустриализации страны. Решение задач, связанных с реконструкцией нар. х-ва на базе совр. техники и с коллективизацией с. х-ва, выдвинуло на первое место форму пяти летне го перспективного плана, с разбивкой его на текущие (годовые) планы (см. Пятилетние планы развития народного хозяйства).
Довоенные пятилетние планы сыграли важную роль в экономич. развитии сов. общества. Для этого периода характерны высокие темпы роста обществ. произ-ва при глубоких качеств. сдвигах в структуре и уровне производит. сил, окончат. переход от многоукладной экономики к социалистич. нар. х-ву, развивающемуся по единому гос. плану. В итоге осуществления довоенных пятилетних планов была решена гигантская по своим масштабам задача индустриализации страны и социалистич. переустройства с. х-ва. В 1940 в СССР производилось больше, чем в 1913: электроэнергии - в 24 раза, чугуна - в 3,5, стали - в 4,3, угля - в 5,7, нефти - в 3, продукции машиностроения и металлообработки - в 30 раз. По объёму пром. произ-ва и нац. дохода СССР вышел на 1-е место в Европе и 2-е место в мире.
В период Великой Отечеств, войны 1941 - 45 потребовались новые формы планирования для крутой ломки пропорций нар. х-ва, быстрого осуществления территориальных сдвигов в размещении пром-сти. Необходимость в оперативных и гибких решениях обусловила сокращение сроков планирования. Осн. видом планов стали квартальные, месячные и декадные нар.-хоз. планы. Задания по важнейшим видам воен. продукции устанавливались Гос. комитетом обороны (ГКО) непосредственно заводам. Плановая система хозяйствования позволила организовать при ограниченных прод. ресурсах снабжение населения необходимым минимумом продовольствия.
После войны на основе пятилетнего перспективного планирования решались задачи восстановления нар. х-ва и перехода страны на более высокую ступень экономич. и социального развития. Причём упор при этом делался на преимуществ, развитие отраслей технич. прогресса.
На протяжении четырёх послевоенных пятилеток (1946 - 65) осуществлялась широкая программа технич. совершенствования произ-ва, ускорения роста производительности труда, повышения нар. благосостояния. Неуклонно возрастал не только объём продукции тяжёлой индустрии, но и пром-сти, производящей предметы потребления. Первоочередное развитие получали отрасли, определяющие совершенствование структуры совр. экономики, технич. прогресс и эффективность произ-ва: электроэнергетика, химия, машиностроение.
В условиях развитого социалистич. общества Коммунистич. партией были определены принципы экономич. стратегии, включающей как выдвижение фундаментальных, долговременных целей, среди к-рых главной является неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа, так и чёткое определение средств, ведущих к достижению поставленных целей. «Это - динамичное и пропорциональное развитие общественного производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства» (Материалы XXV съезда КПСС, 1977, с. 40). В соответствии с требованиями экономич. стратегии КПСС на совр. этапе были сформулированы осн. задачи централизов. планового руководства х-вом в органич. сочетании с развитием хоз. инициативы и самостоятельности предприятий.
В апр. 1966 23-й съезд КПСС рассмотрел и утвердил Директивы по 8-му пяти летнему плану (1966 - 70). В марте 1971 на 24-м съезде КПСС были приняты Директивы по 9-му пятилетнему плану (1971 - 75). В марте 976 25-й съезд КПСС утвердил Осн. направления развития нар. х-ва СССР на 1976 - 80 (10-й пятилетний план). В этих важнейших парт. документах последовательно выдвигалась и обосновывалась обширная программа дальнейшего ускоренного экономич. и социального развития страны и неуклонного роста нар. благосостояния.
Благодаря повышению науч. уровня планового руководства экономикой, широкому развёртыванию всенародного социалистич. соревнования в период 8-й и 9-й пятилеток значительно улучшились показатели развития нар. х-ва. Осн. социально-экономич. задачи пятилетних планов были успешно решены. За 10 лет (1966 - 75) экономич. потенциал, созданный за предыдущие полвека, практически удвоился. Валовой обществ. продукт и произведённый нац. доход выросли более чем в 1,9 раза, объём пром. продукции - в 2,2 раза; производств. осн. фонды нар. х-ва увеличились в 2,3 раза, а стоимость их превысила 800 млрд. руб. Реальные доходы на душу населения повысились на 65%, осуществлена самая обширная в истории страны социальная программа.
В 10-м пятилетием плане - наиболее крупномасштабном по сравнению со всеми предыдущими - предусматривается дальнейшее наращивание экономич. мощи страны, всемерное использование интенсивных факторов развития обществ. произ-ва и постоянный рост его эффективности как гл. источник средств для решения социальных и экономич. задач общества. Получила всестороннее развитие целостная концепция качеств. совершенствования планового управления х-вом, отвечающая уровню и задачам экономики зрелого социализма. Эта концепция включает: усиление целевой направленности гос. планов и более глубокую разработку коренных социально-экономич. проблем; выявление и науч. обоснование всей совокупности обществ. потребностей; концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших обще гос. задач; расширение горизонта перспективного планирования и повышение роли науч. прогнозирования в подготовке проектов плановых решений; тесное сочетание отраслевого и территориального планирования, текущих и перспективных проблем; сбалансированное развитие экономики на основе эффективного использования трудовых, материальных и финанс. ресурсов; усиление комплексного, программного подхода к разработке планов; умелое применение экономич. стимулов и рычагов при ведущей роли централизов. планирования; ориентацию управленческой и прежде всего плановой деятельности на достижение высоких конечных нар.хоз. результатов; укрепление плановой дисциплины на всех уровнях хозяйствования.
Из намеченной программы дальнейшего совершенствования планирования следует, что при составлении планов должны приниматься во внимание, тщательно оцениваться и взвешиваться все условия, возможности и последствия реализации любого планового решения, точно согласовываться по всем позициям усилия отраслей и экономич. р-нов. Централизов. планирование призвано, исходя из общегос. интересов, обеспечивать чёткое определение характера и очерёдности задач хоз. развития, поэтапного развёртывания целевых программ по наиболее важным науч.-технич., экономич. и социальным проблемам, места каждой отрасли в реализации этих программ и размеры потребления ею нар.-хоз. ресурсов.
Организация планирования народного хозяйства
Основополагающим принципом построения и функционирования системы планирования в СССР является выдвинутый В. И. Лениным принцип демократич. централизма, который предполагает органич. сочетание централизов. планового руководства с макс. развитием творч. активности трудящихся в управлении произ-вом, с разнообразными проявлениями инициативы местных органов в хоз. и культурном строительстве, с экономич. заинтересованностью самих производителей в реализации плана.
Формы и методы организации гос. планирования меняются по мере развития производит. сил, совершенствования социалистич. производств. отношений, изменения конкретных история, задач и условий хоз. строительства. Практика социалистич. планирования опирается на перспективные - пятилетние планы и текущие - годовые планы, разрабатываемые на базе основных направлений экономич. и социального развития нар. х-ва. Перспективные планы выражают главные направления экономического, технического и социального развития общества, намечают очерёдность решения важнейших нар.-хоз. проблем, таких, как модернизация производств. аппарата, создание новых отраслей, освоение крупных месторождений полезных ископаемых и образование на их основе новых пром. комплексов, развитие специализации и кооперирования и т. д. Основные направления обеспечивают преемственность, последовательность и согласованность различных этапов хоз. политики. В пятилетием плане предусматривается решение крупных комплексных задач экономич. и социального характера, вытекающих из долгосрочной плановой перспективы развития экономики и культуры. Важнейшие задания пятилетки распределяются, по годам. В годовом плане уточняются задания пятилетнего плана, учитывается ход его выполнения, новые потребности общества, достижения науки и техники. Сочетание этих форм - важнейший принцип П. н. х.
Непосредств. работу по П. н. х. осуществляют: центр. плановые органы (Госплан СССР, мин-ва и ведомства СССР), Госпланы союзных и авт. республик, местные плановые органы - плановые комиссии исполкомов краевых, обл., гор. и районных Советов нар. депутатов - и плановый аппарат на предприятиях. Важную роль в общегос. планировании играют также Мин-во финансов СССР, Гос. к-ты Сов. Мин. СССР - по науке и технике, по материально-техническому снабжению, по делам строительства, по труду и социальным вопросам.
По мере усиления комплексного, межотраслевого подхода в подготовке и принятии решений роль общегос. централизов. планирования возрастает.
В П. н. х. органически сочетаются отраслевой и территориальный аспекты гос. плана. Это позволяет наиболее эффективно использовать преимущества социалистич. разделения труда, природные и трудовые ресурсы. Каждая республика имеет возможность в плановом порядке специализироваться на развитии тех произ-в и отраслей, к-рые в наибольшей степени соответствуют её природным и экономич. условиям, трудовым навыкам населения и др. факторам. Вместе с тем специализация республик всё больше дополняется комплексным развитием их экономики. Пяти летние планы союзных республик исходят из необходимости обеспечить макс. вклад каждой из них в решение общесоюзных задач, они предусматривают ускорение и совершенствование хозяйственных связей между республиками, учитывают интересы всех братских народов страны.
Составление плана развития нар. х-ва организуется исходя из ленинского принципа, согласно к-рому «все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 154).
Планирование по отраслям нар. х-ва возложено на отраслевые мин-ва и ведомства. В мин-вах СССР сосредоточено управление произ-вом, а также деятельностью н.-и., конструкторских и проектных орг-ций соответств. отраслей нар. х-ва.
Территориальное планирование осуществляется Госпланами союзных республик, хоз. органами местного и респ. х-ва, а также местными плановыми комиссиями и производств. территориальными объединениями. Обл. (краевые), гор. и районные плановые комиссии разрабатывают и представляют проекты комплексных планов развития х-ва и культуры на утверждение соответств. исполнит, к-тов Советов нар. депутатов. После утверждения эти планы направляются в вышестоящие плановые органы.
Первичным звеном всей системы нар.-хоз. планирования является план производств. предприятия (объединения). Его разработка «снизу», т. е. на предприятии, ведётся на базе той информации и указаний, к-рые поступают от вышестоящих органов (главков, мин-в, ведомств, всесоюзных пром. объединений), с учётом предложений самого предприятия. Планы центр. хоз. органов (мин-в, ведомств) исходят из общегос. задач и представляют собой комплексные планы развития данной отрасли. В них предусматриваются: объёмы произ-ва осн. видов продукции данной отрасли, фонды заработной платы, технич. перевооружение действующих предприятий, специализация, кооперирование и комбинирование произ-ва; новое стр-во, финанс. показатели. В отраслевых планах намечается преимуществ, развитие наиболее эффективных видов произ-ва и технология, процессов, изготовление образцов новых машин, механизмов, оборудования, материалов, товаров для населения. Большое внимание уделяется разработке и применению прогрессивных норм расхода материалов, топлива, затрат труда, рациональному использованию производств. мощностей и осн. фондов, росту производит. труда и снижению себестоимости.
В планах союзных республик предусматривается развитие их нар. х-ва по всем отраслям пром-сти союзно-респ. и респ. подчинения, а также на предприятиях общесоюзных мин-в.
Гос. план формируется в соответствии с целями, поставленными перед экономикой на данный плановый период, и представляет собой синтез заданий, к-рые устанавливаются для отд. отраслей нар. х-ва и союзных республик. Важное место в плане, наряду с разделами, отведёнными развитию материального произ-ва, занимают разделы, связанные с решением социальных проблем: повышением уровня жизни трудящихся, развитием науки, культуры, здравоохранения, удовлетворением др. материальных и духовных запросов населения.
Процесс разработки нар.-хоз. пятилетних планов проходит неск. этапов, в каждом из к-рых реализован принцип демократич. централизма - тесное сочетание планирования «сверху» и «снизу».
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об улучшении планирования и укреплении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» (1979) Госплан СССР, исходя из социально-экономич. задач, определяемых партией на длительную перспективу, комплексной программы научно-технич. прогресса, рассчитанной на 20-летний период, разрабатывает совместно с министерствами и ведомствами СССР и Сов. Мин. союзных республик проект осн. направлений экономич. и социального развития страны на 10 лет. При этом на 1-е пятилетие показатели определяются с разбивкой по годам, а на 2-е разрабатываются важнейшие показатели на последний год. Через каждые пять лет в осн. направления вносятся необходимые уточнения, и они составляются на новое, последующее пятилетие. Таким образом достигается непрерывность перспективного планирования - необходимое условие плановой организации социалистич. произ-ва.
В основу долгосрочной плановой перспективы закладываются точные научно обоснов. расчёты, наиболее современные методы хозяйствования и планирования, формы и структуры организации управления.
До начала очередной пятилетки утверждаются целевые комплексные программы по важнейшим направлениям и регионам. На основе пятилетки разрабатывается годовое планирование, конкретизируются задания и обеспечивается их выполнение целостной системой экономических, организационных, научно-технических мер.
В целях дальнейшей демократизации планирования установлено, что годовые планы составляются, начиная снизу, с производств. объединений, предприятий и организаций.
Развёртывая социалистич. соревнование и мобилизуя внутрихоз. резервы, трудовые коллективы принимают встречные планы, к-рые увязываются с материальными ресурсами и включаются в состав годовой программы. Плановые задания должны опираться не на механич. прирост по сравнению с предыдущим периодом, а на точные экономич. и инженерные расчёты, на научно обоснованные технико-экономич. нормы и нормативы по видам работ, затратам сырья, материалов и топливно-экономич. ресурсов, а также нормативов использования производств. мощностей удельных капитальных вложений.
В составе гос. планов экономич. и социального развития СССР, союзных и автономных республик, краёв, областей, городов и районов, а также министерств, ведомств, производств. объединений, предприятий и организаций разрабатываются сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития в увязке с заданиями по развитию произ-ва, кап. строит-ву и повышению их эффективности.
Планы развития нар. х-ва носят адресный, директивный характер; они обязательны не только для предприятий, но и для вышестоящих органов. Утверждённые предприятию плановые задания могут быть изменены лишь в исключит. случаях в порядке и в сроки, установленные Сов. Мин. СССР. В случае пересмотра плановых заданий одновременно должны корректироваться все взаимосвязанные показатели плана, а также расчёты предприятия с бюджетом.
Научное обоснование народнохозяйственных планов
На совр. этапе требования к уровню научного обоснования гос. планов развития экономики значительно возрастают, что вызвано объективными условиями - созданием в СССР мощного экономич. потенциала, усложнением производств.-хоз. связей, динамизмом научно-технического прогресса, ускоряющего преобразования в сфере материального произ-ва, обращения и в отраслях обслуживания. Всё это усиливает требования к быстрому внедрению в произ-во достижений науки и техники, повышает значение политики гос-ва в области структурных сдвигов, необходимых для решения важнейших экономич. и социальных задач. Известно, что Ленин ставил экономич. проблемы в прямую связь с развитием науки и техники. Он подчёркивал, что нам нужны «... широкие планы не из фантазии взятые, а подкрепленные техникой, подготовленные наукой...» (там же, т. 40, с. 108).
Нар.-хоз. план - мощный рычаг ускорения технич. прогресса произ-ва, органич. соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами социалистич. системы х-ва. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы научно-технич. прогресса.
Одним из главнейших методов обоснования и разработки нар.-хоз. планов является балансовый метод в планировании, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию воспроиз-ва. Метод этот впервые был широко использован в плане ГОЭЛРО и с тех пор прочно вошёл в практику составления пятилетних и годовых планов развития экономики страны в целом, союзных республик, экономич. р-нов и отраслей. Система балансов в натуральном и стоимостном выражении охватывает все моменты обществ. воспроиз-ва, связи между отраслями х-ва и р-нами страны. Обобщающим является баланс народного хозяйства СССР, который выражает все важнейшие соотношения в социалистич. экономике. Для разработки вариантов нар.-хоз. плана, оптимизации межотраслевых связей и использования ресурсов составляются различного вида межотраслевые балансы в стоимостном и натурально-стоимостном выражении. С помощью системы балансов в нар.-хоз. плане определяется наличие материальных, трудовых и финанс. ресурсов, намечаются темпы их увеличения, устанавливаются необходимые экономич. пропорции. Уровень балансовой работы, как и планирования в целом, в большой степени зависит от качества технико-экономич. нормативов, применяемых при разработке нар.-хоз. планов.
Многообразие пропорций в социалистич. экономике может быть с известной условностью сведено к четырём осн. группам: а) общеэкономические; б) межотраслевые; в) внутриотраслевые; г) территориальные.
Общеэкономич. пропорции отражают наиболее общие соотношения в произ-ве и использовании обществ. продукта и нац. дохода. К числу таких пропорций относятся соотношения: между совокупным обществ. продуктом и нац. доходом; между произ-вом средств произ-ва и произ-вом предметов потребления; между долей потребления и долей накопления в нац. доходе; между пром-стью и с. х-вом.
Межотраслевые пропорции конкретизируют общеэкономич. пропорции, показывают отраслевую структуру экономики.
Различные темпы роста отд. отраслей нар. х-ва вызывают изменения в отраслевой структуре экономики (структурные сдвиги), что влияет на общеэкономич. пропорции. Последние в свою очередь оказывают громадное влияние на темпы развития отд. отраслей и всего нар. х-ва в целом. Так, большая доля накопления в нац. доходе, особенно в производств. фондах, при прочих равных условиях влечёт за собой ускоренное развитие отраслей, производящих средства произ-ва. Напротив, увеличение доли потребления в нац. доходе связано с большим развитием произ-ва предметов потребления. В то же время сдвиги в отраслевых пропорциях, происходящие под влиянием технич. прогресса, меняют отраслевую структуру фондов потребления и накопления, обусловливают повышение эффективности производств. накопления и тем самым дают возможность изменить соотношение между накоплением и потреблением в пользу последнего.
Внутриотраслевые пропорции более детально раскрывают содержание экономич. связей и технико-экономич. аспект воспроиз-ва. Они включают два Осн. типа соотношений - между взаимозаменяемыми видами продукции и между сопряжёнными ступенями произ-ва, звеньями единой производств. цепи.
Принципиально новый момент в планировании - создание и развитие ряда территориально-производств. комплексов, прежде всего на Востоке страны.
В социалистич. обществе соблюдение пропорций с самого начала выступает как элемент планомерного, сбалансированного развития (см. Баланс межотраслевой, Пропорции общественного производства). Сбалансированность в нар.-хоз. плане и в ходе его выполнения должна быть достигнута по всем межотраслевым и общеэкономич. пропорциям, в т. ч.: между произ-вом и его материально-технич. обеспечением; между финанс. ресурсами и планируемыми расходами общества; между фронтом строит. работ, объёмом капитальных вложений и выделенными на эти цели материальными ресурсами; между ростом доходов трудящихся и произ-вом товаров нар. потребления, объёмом гос. и кооп. торговли, а также сферы платных услуг. При этом важна не только общая количеств, увязка осн. факторов произ-ва, но и макс. соответствие его структуры обществ. спросу (см. Структура общественного производства).
Планомерное развитие экономики требует не только количеств, сбалансирования потребностей и ресурсов, но и создания необходимых плановых резервов как условия бесперебойного процесса воспроиз-ва.
Науч. обоснование планов развития нар. х-ва должно способствовать нахождению оптим. вариантов решения важнейших экономич. проблем (см. Планирование оптимальное). Это даёт возможность обеспечить повышение эффективности обществ. произ-ва, осн. критерий к-рой - достижение в интересах общества наибольших результатов при данных затратах. Наиболее полное и всестороннее удовлетворение потребностей общества достигается тем лучше, чем рациональнее используются трудовые ресурсы, чем экономичнее расходуются сырьё, топливо, электроэнергия, ниже уд. капитальные затраты и выше производительность труда.
Научное прогнозирование и экономическое моделирование
Социалистич. планирование, в первую очередь долгосрочное, опирается на научные прогнозы обществ. потребностей и экономич. ресурсов, а также на прогнозы развития фундаментальных и прикладных наук, технич. воплощения их достижений и вытекающих из этого конкретных экономич. оценок (см. Прогнозирование экономическое). Науч. прогнозирование выступает как ступень и составная часть общего процесса планирования. На этой ступени предплановых разработок раскрываются тенденции экономич. процессов, оценивается их действие в будущем, выявляются возможные альтернативы развития в перспективе, накапливается науч. материал для всесторонне обоснованного выбора той или иной концепции развития и принятия планового решения.
Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, науч.-технич. прогресса, демографии. и социальных сдвигов. Они предопределяют осн. элементы собственно экономич. прогноза: воспроиз-во рабочей силы и производств. фондов, уровень жизни населения, темпы экономич. роста, структурные изменения и межотраслевые связи в нар. х-ве, размещение производит. сил и т. п.
Наука обогатила теоретич. арсенал планирования, разработав эффективные методы экономико математического моделирования (см. Экономико-математические модели), системного анализа и др. Совр. методика планирования предусматривает повышение роли общеэкономич. расчётов на предварит, стадии разработки перспективного плана. Она исходит из того, что, прежде чем приступить к детальным отраслевым проектировкам, следует построить предварит, укрупнённую модель плана, охватывающую осн. факторы и показатели темпов и пропорций расширенного социалистич. воспроиз-ва. Это помогает определить гл. параметры будущего плана с учётом достигнутого уровня развития производит. сил и сформулировать хоз.-политич. задачи предстоящего периода. Экономико-математич. модель представляет собой схематич. отражение реальных взаимосвязей в экономике, позволяющее учитывать широкий круг показателей и их взаимное влияние. Методы моделирования применяются преим. для пяти летних планов.
В последние годы с помощью экономико-математич. моделирования достигнуты определ. результаты в разработке моделей оптим. развития и размещения отраслей пром-сти. Дальнейшие шаги оптим. планирования связаны с созданием наряду с отраслевыми моделями общей системы оптим. планирования экономики, в центре которой встанет нар.-хоз. межотраслевая модель. На её основе могут быть определены параметры производств. ресурсов по отд. отраслям, а также потребность х-ва в продукции любой отрасли.
В СССР проводится большая работа по развитию совр. технич. базы планирования, в первую очередь путём широкого применения ЭВМ. Использование ЭВМ намного ускоряет получение и обработку больших объёмов информации, разработку мн. вариантов плана и нахождение оптим. решений. Крупные вычислит. центры созданы в Госплане СССР и ряде др. центр. экономич. ведомств, в плановых и хоз. органах союзных республик, на мн. предприятиях и в науч. учреждениях. Ведётся работа по созданию общегос. автоматизиров. системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления нар. х-вом на базе гос. системы вычислит. центров и единой автоматизиров. сети связи страны.
Международный характер и значение социалистического планирования
Плановая социалистич. система х-ва завоевала в мире огромный авторитет и признание. С возникновением мировой социалистич. системы расширилась сфера действия закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва и он приобрёл международный характер. В результате создались широкие возможности для использования преимуществ междунар. социалистич. разделения труда.
Экономич. отношения между социалистич. странами представляют собой новый тип междунар. отношений, в основе к-рых лежит господствующая в этих странах общенар. собственность на средства произ-ва, общность целей и задач в строительстве коммунизма. В силу этой общности социально-экономич. условий планирование экономич. развития в др. странах социализма имеет много принципиально общего с методами планирования в СССР; накопленный Сов. Союзом богатейший опыт в этой области широко используется братскими странами для совершенствования планового руководства нар. х-вом. Вместе с тем в практике планирования, осуществляемого нац. плановыми органами отд. социалистич. стран, имеется ряд специфич. черт, связанных с особенностями экономич. и историч. характера развития каждой из них, с творч. отношением плановых работников к самому процессу планирования.
В планомерном развитии взаимных связей между социалиста. странами большую роль играет Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949, а также межправительственные комиссии по экономич. и науч.-технич. сотрудничеству и хоз. междунар. орг-ции этих стран.
Возросшие масштабы экономики, непрерывно увеличивающийся объём ресурсов, необходимых для решения наиболее важных науч., технич. и производств. задач, обусловливают постоянное расширение и углубление междунар. сотрудничества социалистич. стран. Последоват. развитие социалистич. экономич. интеграции предъявляет высокие требования к планированию; оно должно предусмотреть такие темпы и пропорции экономич. роста, при к-рых достигалось бы наиболее эффективное использование не только ресурсов каждой страны, но и преимущество межгос. социалистич. разделения труда, совместного планомерного решения крупных проблем путём концентрации средств и усилий (см. Интеграция социалистическая экономическая).
Координация планов развития экономики стала осн. формой хоз. сотрудничества стран - членов СЭВ. Заключение соглашений о двустороннем и многостороннем сотрудничестве, базирующемся на согласовании долгосрочной экономич. политики, даёт возможность расширять комплексное кооперирование произ-ва, к-рое начинается с науч.-исследовательских и проектно-конструкторских работ и охватывает весь процесс вплоть до взаимных поставок.
Хоз. прогресс стран - членов СЭВ во всё большей степени определяется расширением и углублением их экономич. отношений, сочетающих нац. и интернац. интересы братских стран. Осуществлён ряд важных мер по дальнейшему совершенствованию форм и методов внеш. торговли, валютно-ден. отношений, по развитию сотрудничества в области науки и техники, в сфере материального произ-ва - электроэнергетики, машиностроения, хим. пром-сти и др. отраслей. Успешно претворяются в жизнь принятая в 1971 и рассчитанная на 20 лет Комплексная программа социалистич. экономич. интеграции и пятилетний согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий, утверждённый в 1975, а также долгосрочные целевые программы по решению наиболее крупных производств.-экономич. проблем мирового социалистич. х-ва. Всё это способствует решению сложных задач, связанных с формированием совр. структуры нац. х-в, постепенным сближением уровней их развития, организацией устойчивых экономич. и науч.-технич. связей.
К использованию опыта планового руководства экономикой на основе ленинского учения о планировании обратились мн. страны, освободившиеся от колониального гнёта и приступившие к созданию независимой нац. экономики. Сов. плановые и науч. органы во всё возрастающем масштабе оказывают им прямую помощь в разработке, осуществлении планов и подготовке кадров плановиков.
Опыт планомерного развития экономики СССР показывает возможность успешного экономич. сотрудничества со всеми странами, в т. ч. и с развитыми капиталистич. странами. Плановое х-во гарантирует выполнение обязательств сов. стороны. Вполне понятно, что СССР наиболее заинтересован в развитии долгосрочных экономич. связей с др. странами, поскольку это отвечает интересам планового х-ва.
Социалистич. планирование СССР прошло огромный путь. Менялись его масштабы, формы и методы в зависимости от реальных условий и задач коммунистич. стр-ва. Но всегда, на всех этапах развития страны планирование сохраняло свою роль важнейшего средства осуществления экономич. политики партии и гос-ва.
ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА в СССР
ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА в СССР
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.