ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРА
ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРА
процесс, позволяющий прогнозировать и устанавливать цену на товар (продукцию, изделия, услуги). Осуществляется с учетом характера и объема спроса, остроты конкуренции, этапа жизненного цикла продукции, уровня обслуживания (предпродажного, гарантийного и т.п.), издержек производства и обращения, осуществляемых мер государственного регулирования. Выбор перспективной цены можно выполнить в несколько этапов. Сначала определяют цели ценообразования (их, как правило, увязывают с общими целями предприятия). Это могут быть цели, ориентированные на увеличение объема реализации (продаж) с помощью стратегии проникновения на рынок, основанной на снижение цены и обеспечивающей захват обширного рынка; на максимизацию прибыли, достигаемой в результате высоких цен, ориентированных на определенный сегмент рынка; цели, обеспечивающие сохранение существующего стабильного положения за счет использования стратегии ценообразования, направлений на минимизацию воздействия внешних факторов и поддержание спроса. На втором этапе вырабатывают общую политику ценообразования, решения по ценам увязывают с рынком фирмы, структурой маркетинга; после этого определяются конкретные цены, размер которых может устанавливаться с учетом издержек производства и обращения, накладных расходов, затрат на обслуживание, желаемой прибыли, на основе изучения потребностей потребителя (цена должна быть приемлема для целевого рынка и может быть ниже или выше либо соответствовать рыночному уровню в зависимости от действий конкурентов). Затем реализация ценовой политики выражается в выборе конкретной цены для каждого товара (продукции и т.п.) с учетом всех факторов (внешних и внутренних), и далее ценообразование постоянно корректируется в зависимости от изменений спроса, конкуренции, издержек и других факторов.