ПЕТРАШЕВЦЫ

Найдено 1 определение
ПЕТРАШЕВЦЫ
общество петрашевцев, кружок петрашевцев, утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнич. России, собиравшиеся во 2-й пол. 40-х гг. 19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского. П. стояли в самом начале процесса формирования революц. демократич. лагеря, идеологами к-рого были В. Г. Белинский и А. И. Герцен; с П. начинается, по словам В. И. Ленина, история социалистич. интеллигенции в России (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим.).
Собрания у Петрашевского начались в 1844, с осени 1845 - стали еженедельными («пятницы»). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, экономисты, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, И. В. Вернадский, В. А. Головинский, Н. П. Григорьев, И. М. и К. М. Дебу, М. М. и Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов, В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, Н. А. Спешнее, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А. В. Хапыков, И. Л. Ястржембский и др.). Собрания П. происходили также у Момбелли, Кашкина, Плещеева, Дурова, Пальма, Спешнева. Были созданы кружки П. в Москве, Ревеле (Таллин), Казани, Ростове Великом. Социальный состав и идеология П. отражали особенности переходного периода рус. освободит. движения, когда в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность уступала место разночинской. П. не имели оформленной орг-ции и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопия, социализма, политич. экономией (Петрашевский, Спешнев, Майков, И. Дебу и др.). Обширная библиотека, собранная Петрашевским, привлекала П. В ней были представлены произведения К. Маркса «Нищета философии» и Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», соч. Р. Оуэна, К. А. Сен-Симона, бурж. экономистов (А. Смита, Ж. Ш. Л. де Сисмонди, П. Ж. Прудона, Ф. Бастиа и др.), работы Н. И. Тургенева и др. рус. экономистов. Особенным успехом пользовались соч. Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопия, социализма в широких кругах стало издание «Карманного словаря иностранных слов» (в. 1 - 2, 1845 - 46), предпринятое Петрашевским при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848 - 49 под влиянием Революции 1848 во Франции и обострения внутр. положения в России в среде П. начали созревать революц. настроения. Наряду с теоретич. проблемами (атеистич. доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политич. экономии и др.) на «пятницах» стали обсуждаться политич. вопросы. Часть П. была настроена в либерально-бурж. духе (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемишев и др.) и в своих политич. идеалах не шла дальше конституц. монархии. Но общий тон в кружках П., их обществ. лицо и история, значение определяло революц. ядро (Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли и др.). В своих предположениях и требованиях в области социально-экономич. и политич. преобразований П. шли значительно дальше декабристов. В условиях полиция, реакции 40-х гг. они пропагандировали идею республики в её демократич. форме, выдвинули требования радикальной судебной реформы, отмены цензуры и др. Критикуя заговорщическую тактику декабристов, П. пришли к мысли о возможности и близости революции в форме крест. войны. В отличие от декабристов, П. считали народ гл. силой революции.
Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крест. восстанием, к-рое должно было начаться в Сибири, оттуда перекинуться в р-ны с давними традициями нар. движений (Урал, Волга, Дон) и закончиться свержением царя. В дек. 1848 - янв. 1849 на «совещании пяти» (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. М. Дебу) обсуждался вопрос о создании тайного об-ва, о его программе и тактике. Выявились разногласия по поводу ближайших целей об-ва между сторонниками подготовит. пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости нелегальной орг-ции разделялась мн. П., провозгласившими себя борцами за социалистич. общество и подчёркивавшими необходимость для России соединения социалистич. пропаганды с борьбой против самодержавия.
В апр. 1849 большая группа П. по доносу провокатора была арестована. 22 человека были преданы воен. суду, 21 приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни, по конфирмации Николая I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты, линейные войска и т. д.
Общие предпосылки мировоззрения П. (утопия, социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты и противоречивости их экономич. и социально-политич. исканий. В области экономич. теории это, в частности, проявилось в отношении П. к бурж. политэкономич. Напр., преподаватель политич. экономии и статистики Ястржембский, хотя и называл Г. Молинари и Бастиа «софистами консервативно-буржуазной школы» и критиковал капитализм за порождаемое им обнищание масс, всё же не избежал влияния вульгарной политич. экономии (Ж. Сея, Т. Мальтуса). Это влияние сказалось в серии докладов, с к-рыми он выступал на «пятницах» (об истории политич. экономии и статистики, свободе пром-сти и торговли, кредитной и финанс. системах Зан. Европы, теории Мальтуса и др.). Милютин в статьях «Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции», «Мальтус и его противники» (1847), рецензиях на книгу крепостника Бутовского «Опыт о народном богатстве» вскрыл антинауч., апологетич. характер вульгарной политич. экономич. выдвинул тезис о неприемлемости её методологии для решения экономич. проблем России. Петрашевский критиковал бурж. экономистов за абсолютизирование ими капиталистич. отношений, утверждая, что экономич. теория должна быть построена на иных принципах.
Экономич. требования П. не выходили за рамки задач бурж. развития России. Выступая за ликвидацию крепостного нрава, П. расходились в определении условий и методов освобождения крестьян. Осн. революц. ядро П. связывало будущее страны с развитием крест. х-ва, с ликвидацией крепостничества. Петрашевский в записке «О способах увеличения ценности дворянских или населенных имений» наметил предварит. меры, подготовлявшие освобождение крестьян. Упадок помещичьих х-в он объяснял монопольным правом дворян владеть населёнными землями. Предлагал предоставить купцам право приобретать землю с условием прекращения на ней крепостных отношений, крестьянам - право выкупа на волю. В «Проекте освобождения крестьян» Петрашевский требовал освободить крестьян с обрабатываемой ими землёй без всякого выкупа. Наиболее радикальной была агр. программа Спешнева, считавшего себя коммунистом: он требовал национализации земли. Правое крыло П. мыслило освобождение крестьян только путём агр. реформ сверху. Так, Беклемишев выдвигал проект, по к-рому земля, обрабатываемая крестьянами, должна была перейти в их собственность, но за определ. выкуп, после чего предлагалось на 3 года сохранить барщину с ден. вознаграждением крестьянам.
Отмену крепостного права П. считали необходимой предпосылкой пром. развития страны. Будучи сторонником свободного развития пром-сти и беспошлинной торговли, Петрашевский предлагал направлять на поощрение пром-сти таможенные сборы. Стремясь подчинить этой же задаче кредит, он требовал замены казначейств банкирскими домами. Спешнев в своих проектах экономич. развития России требовал национализировать важнейшие отрасли пром-сти. Львов подчёркивал необходимость взаимодействия науки с пром-стью.
Своё отрицат. отношение к крепостничеству П. связывали с критикой зап.-европ. капитализма. Разносторонний анализ капиталистич. системы дал Милютин, показав глубокие противоречия, существующие между капиталом и трудом. Петрашевский также видел причину обществ. бедствий в господстве капитала, «овеществляющегося труда» над трудом живым. Он считал, что конкуренция и осуществление принципа «laissez faire» неизбежно порождают анархию произ-ва и экономич. кризисы. Одним из гл. пороков капитализма считал тяжесть труда рабочих, превратившихся «в движущиеся машины». Отмечал глубокое противоречие между ростом пром-сти и обнищанием масс. Критикуя капитализм, П. вместе с тем понимали и его прогрессивность по сравнению с крепостничеством. Петрашевский пытался подойти исторически к формам обществ. развития, отмечая, что варварство создало предпосылки развития феодализма, феодализм - «цивилизации», т. е. капитализма, хотя и не мог подвести под свой историзм материалистич. основы. Значение капитализма, как и Белинский, усматривал в развитии пром-сти и покорении сил природы и характеризовал его как преддверие социализма, как фабрику, в к-рой вырабатываются материалы для будущего. Большинство П. не разделяло теории некапиталистич. развития России, выдвинутой Герценом, и только нек-рые (Ханыков, Головинский и др.) придавали особое значение крест. общине.
Вслед за Фурье П. считали, что социалистич. строй соответствует природе человека, но в отличие от зап.европ. утопич. социалистов надеялись достичь его, уничтожив социальную несправедливость и эксплуатацию революц. путём. Восприняв положение Фурье о социализме как великой реорганизации обществ. произ-ва, новой организации человеческого труда, П. рассматривали социализм как строй, где скажутся преимущества обществ. х-ва, будет уничтожена анархия произ-ва и нищета нар. масс, достигнуто общее благосостояние я гармония интересов всех членов общества, где труд превратится в наслаждение.
П. представляли собой первое в истории освободит. движения России идейное направление обществ.-экояомич. мысли, пропагандирующее социализм в легальной печати. Социализм П. сливался с демократизмом, был идейной оболочкой их антикрепостнич. борьбы.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины:

  • ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич

    (1.11.1821 - 7.12.1866), русский революционер. Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юридич. ф-т Петерб. ун-та (1841). С 1840 работал переводчиком в Мин-ве иностр. дел. Редактор и автор большинства