Выход в обращение на рынке таких ценных бумаг, которые ранее были недоступны инвесторам, например, вы пуск своих акций на биржу корпорацией, которая до этого являлась закрытым акционерным обществом. Иными словами, через первичный рынок осуществляется финансирование производственного процесса, здесь корпорации получают необходимые им денежные ресурсы. Следует, однако, иметь в виду, что в связи с особенностями законодательного регулирования таких ситуаций брокер может требовать от клиента соблюдения определенных условий при инвестировании в IPO. Чаще всего от клиента требуется продолжать держать в своем портфеле бумаги, купленные в ходе IPO, в течение некоторого, заранее обусловленного периода времени. Первичные размещения инвестиционных компаний (взаимных фондов закрытого типа (Closed-end funds)) обычно предлагают наличие комиссионных за размещение ценных бумаг, которые представляют собой надбавку к рыночной цене для покупателей.
Первоначальное предложение бывает двух видов:
Частное размещение (Private placement) В этом случае пакет акций продается одному-двум институциональным инвесторам (например, инвестиционному банку). Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Никаких требований по раскрытию финансовой документации не предъявляется. Кроме того, покупатель пакета акций не имеет права перепродавать ценные бумаги в течение какого то времени с момента сделки.
Публичное размещение (IPO, Initial public offering). Публичное размещение осуществляется с помощью посредников - все тех же инвестиционных банкиров. Их может быть несколько, однако всегда есть лидер, который формирует синдикат - группу фирм, которые соглашаются приобрести выставленный пакет акций компании, решившей стать публичной. Готовность синдиката выкупить эмиссию называется андеррайтингом (Underwriting) или подпиской, а сами фирмы, входящие в синдикат, андеррайтерами (Underwriters).
Публичное размещение - дело строго регламентированное. Вот как это происходит:
Компания, принявшая решение стать публичной («go public»), устанавливает контакты с различными инвестиционными банкирами и выторговывает для себя самые вы годные условия.
Компания и облюбованный ею инвестиционный банкир совместно обсуждают частные вопросы, связанные с публичным размещением, такие, как планирование процесса, количество акций, предназначенных для продажи на вторичном рынке, условия эмиссии и т. п.
Эмиссия регистрируется в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Помимо заполнения множества форм, необходимо предать гласности так называемый предварительный проспект (Prospectus), в котором с максимальной открытостью следует изложить всю информацию о финансовом положении компании-эмитента.
В этом проспекте обязательно должна присутствовать оговорка (Disclaimer), что он не является предложением читателю приобрести акции данной компании. Эта оговорка набрана красными буквами, поэтому на жаргоне проспект называют «кроеной селедкой» (sred herrings). В проспекте никогда не указывается цена акции. Более того, никакие сделки купли-продажи акций не разрешаются до того момента, пока SEC не произведет окончательную регистрацию эмиссии.
Выпускается окончательный проспект (Finalprospectus) , в котором указана стартовая цена - цена первоначального размещения акции. SEC не вмешивается в ценовую политику. Далее, в зависимости от изначального договора между эмитентом и андеррайтером, разыгрывается один из трех сценариев:
1. В случае, если на всю эмиссию целиком подписался синдикат, эмитент получает за выставленный пакет цепу публичного размещения за вычетом комиссионных андеррайтера. Роль последнего - довести дело до конца и выставить акции на биржевых торгах по условленной цене.
Если акции по этой цене не пойдут, либо их вообще никто не захочет покупать (что, впрочем, очень маловероятно), то риск всех убытков целиком и полностью ложится на андеррайтера, поскольку он уже гарантировал эмитенту цену публичного размещения.
2. Другая, более щадящая, форма договора - резервное соглашение (Standby agreement). В этом случае настоящие владельцы акций компании получают преимущественное право приобрести эмиссию по стартовой цене. Андеррайтер выкупит то, что останется.
3. Третий вариант - просто джентльменский договор: вся эмиссия поступает на биржу и предлагается широкой публике. Андеррайтер выступает не как дилер, а как простой агент, ничего не гарантирующий. Он просто будет исполнителем - не получится, так не получится. На этом первичный рынок ценных бумаг заканчивается, и наступает рынок вторичный. Следует еще раз подчеркнуть, что необходимые компаниям финансовые ресурсы они получают именно на первичном рынке, а на вторичном рынке происходит уже перераспределение прав на долю собственности эмитентов. В большинстве случаев инвестору-нерезиденту США не представляется возможным участвовать в первоначальном размещении, то есть купить акцию именно по стартовой цене предложения (размещения). Input-
Первичное публичное размещение
Первичное публичное размещение
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.