(market structure—conduct—perfomance schema) — аналитическое построение, призванное объяснить функционирование рыночных процессов, рынки в конечном счёте рассматриваются с точки зрения их экономической действенности, т. е. вклада в достижение максимальной экономической эффективности, действенность рынка (см. схему) в своей основе определяется взаимодействием СТРУКТУРЫ РЫНКА и РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Парадигма представляет собой попытку определения тех структурных и поведенческих параметров, которые оказывают стратегическое влияние на действенность рынка. Эти зависимости формализованы в теории рынков.
Парадигма «структура рынка—поведение—результативность« отражает взаимозависимость структуры, поведения и действенности, а также степень, с которой каждый из этих элементов способен влиять на остальные. Структура может влиять на поведение и действенность; например, монополистическая структура рынка (см. монополия) зачастую приводит к эксплуататорскому характеру рыночного поведения и действенности рынка, что выражается в чрезмерно высоких ценах и малом объёме выпуска. С другой стороны, поведение может повлиять на структуру и действенность; например, фирмы в стремлении увеличить свои доли путём слияний и поглощений могут поднять уровень концентрации продавцов, и это отразится недейственности рынка. Наконец, действенность может повлиять на структуру и поведение; например, если закрепившиеся на рынке фирмы получают сверхприбыли, это может побудить другие фирмы к проникновению на данный рынок, благодаря чему уменьшится концентрация на рынке и устранятся излишки прибыли. Поскольку эти зависимости не образуют последовательности и взаимно обусловлены друг другом, правомернее рассматривать их совместно.
Парадигма полезна лицам, ответственным за проведение государственной политики (см. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ, ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА) при разработке мер, направленных на повышение действенности рынка.
Подобные меры могут воздействовать на структуру рынка, например, при запрещении слияний, которые увеличивают рыночную концентрацию, или при поощрении слияний в отраслях с избыточными мощностями. С другой стороны, эти меры могут касаться рыночного поведения, в частности те из них, которые имеют целью ликвидацию сверхприбылей путём запрещения фиксирующих цены соглашений между фирмами. Вдобавок к этому, государственные органы могут воздействовать непосредственно на действенность рынка, регулируя цены производителей-монополистов.
ПАРАДИГМА СТРУКТУРА РЫНКА—ПОВЕДЕНИЕ—РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ПАРАДИГМА СТРУКТУРА РЫНКА—ПОВЕДЕНИЕ—РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988