В 2008 году Банк России в рамках работы по повышению финансовой грамотности населения разработал «Памятку заемщика по потребительскому кредиту». Этот документ содержит четыре основные рекомендации, которые должны помочь потенциальному заемщику принять правильное решение о целесообразности получения кредита.
Решение о получении потребительского кредита – ответственное решение. Заемщику следует помнить, что, взяв у банка определенную сумму в долг, он должен будет в итоге вернуть не только эти денежные средства, но и выплатить проценты за пользование кредитом. Плюс необходимо учитывать дополнительные расходы. Это могут быть комиссии за рассмотрение документов на получение ссуды, осуществление переводов денежных средств, платежи в пользу третьих лиц, например связанные с договором страхования, и т. д. Также за пропуски заемщиком платежей по кредиту банк начисляет штрафы. Поэтому перед тем, как принять решение о получении займа, стоит предварительно тщательно оценить и по возможности точно рассчитать свои финансовые возможности.
Внимательно изучите всю информацию о кредите и условиях его обслуживания (погашения). Прежде чем окончательно принять решение о получении ссуды, следует получить от сотрудников банка полную информацию об условиях и стоимости кредитования (размер и полная стоимость кредита, график его погашения, наличие и размер всех комиссий и сборов). Изучите все сопутствующие получению и обслуживанию займа тарифы банка. Для выбора наилучшего решения желательно сравнить кредитные предложения нескольких финучреждений.
Внимательно изучите кредитный договор и другие документы. Перед подписанием договора тщательно прочтите его, особенно в части своих обязательств перед банком. Оформляя заявление на получение кредита, обратите внимание, является ли оно офертой, то есть предложением заемщика заключить кредитное соглашение на условиях, предусмотренных этим заявлением. Если банк одобрит такую заявку, то это будет означать заключение кредитного договора.
Подписание кредитного договора — самый ответственный этап. Подписав договор, заемщик соглашается со всеми условиями и обязательствами по кредиту. Если должник нарушит требования банка по обслуживанию и погашению кредита, последний будет вправе обратиться с иском в суд.
«Памятка заемщика» была разослана Банком России всем финучреждениям с требованием максимально раскрывать перед заемщиками информацию об условиях потребительского кредитования. Также банкам было рекомендовано размещать памятку таким образом, чтобы заемщики имели возможность с ней ознакомиться. Многие кредитные организации публикуют данный документ у себя на сайте или располагают в местах обслуживания клиентов, например на стендах.
Письмо Банка России № 52-Т от 5 мая 2008 года «Памятка заемщика по потребительскому кредиту»