ОСНОВНЫЕ ТИПЫ (МОДЕЛИ) РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Найдено 1 определение
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ (МОДЕЛИ) РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Модель рынка чистой (совершенной) конкуренции, модель рынка чистой монополии, монополистическая конкуренция, олигополия. Рынок совершенной конкуренции базируется на свободе распоряжения ресурсами, свободе выбора и свободе действия. Он стремится постоянно корректировать эффективное использование факторов производства, вызываемое изменяющимися условиями. Это способствует эффективному использованию экономических ресурсов, максимизации прибыли производителя и удовлетворению потребностей покупателя. В условиях чистой монополии фирма активно влияет на цену. При этом производителя интересует совокупная прибыль, а не максимальная прибыль от единицы продукции. Максимизируя прибыль, производитель регулирует объем выпускаемой продукции, фактически занижает его и устанавливает более высокие цены. Потребитель теряет часть объема потребляемой продукции. Особенность рынка монополистической конкуренции: множество небольших фирм, каждая из которых выпускает значительную часть конкретного дифференцированного продукта, причем, особые его свойства может создавать только она, но при этом, на рынке предлагают товары-заменители, хотя и не идентичные. В отличие от рынка чистой конкуренции, производители могут, в определенной мере, влиять на объемы и рыночную цену продукции, относящейся к конкретной нише предложения и имеющей свою группу покупателей. Олигополистический тип рыночной структуры характеризуется относительно малым количеством производителей определенного вида продукции. В этом случае ценовые изменения фирмы осуществляют согласованно или на основе временных договоренностей о совместных действиях. Не исключено, что конкуренты могут не реагировать на изменения цен одного из них. Фирмы, присутствующие на олигополистическом рынке, имеют примерно схожие издержки и характеристики производства, что позволяет им независимо друг от друга назначать довольно близкие цены. Цены назначаются по принципу «издержки плюс». Олигополистический рынок позволяет немногочисленным фирмам манипулировать предложением и спросом, влиять на рыночные цены в своих интересах за счет интересов потребителей.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007