ОСНОВНЫЕ ТИПЫ (МОДЕЛИ) РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ (МОДЕЛИ) РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Модель рынка чистой (совершенной) конкуренции, модель рынка чистой монополии, монополистическая конкуренция, олигополия. Рынок совершенной конкуренции базируется на свободе распоряжения ресурсами, свободе выбора и свободе действия. Он стремится постоянно корректировать эффективное использование факторов производства, вызываемое изменяющимися условиями. Это способствует эффективному использованию экономических ресурсов, максимизации прибыли производителя и удовлетворению потребностей покупателя. В условиях чистой монополии фирма активно влияет на цену. При этом производителя интересует совокупная прибыль, а не максимальная прибыль от единицы продукции. Максимизируя прибыль, производитель регулирует объем выпускаемой продукции, фактически занижает его и устанавливает более высокие цены. Потребитель теряет часть объема потребляемой продукции. Особенность рынка монополистической конкуренции: множество небольших фирм, каждая из которых выпускает значительную часть конкретного дифференцированного продукта, причем, особые его свойства может создавать только она, но при этом, на рынке предлагают товары-заменители, хотя и не идентичные. В отличие от рынка чистой конкуренции, производители могут, в определенной мере, влиять на объемы и рыночную цену продукции, относящейся к конкретной нише предложения и имеющей свою группу покупателей. Олигополистический тип рыночной структуры характеризуется относительно малым количеством производителей определенного вида продукции. В этом случае ценовые изменения фирмы осуществляют согласованно или на основе временных договоренностей о совместных действиях. Не исключено, что конкуренты могут не реагировать на изменения цен одного из них. Фирмы, присутствующие на олигополистическом рынке, имеют примерно схожие издержки и характеристики производства, что позволяет им независимо друг от друга назначать довольно близкие цены. Цены назначаются по принципу «издержки плюс». Олигополистический рынок позволяет немногочисленным фирмам манипулировать предложением и спросом, влиять на рыночные цены в своих интересах за счет интересов потребителей.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007