Организационная структура промышленности
Организационная структура промышленности
совокупность отношений между ее элементами (предприятиями) или иерархическими субсистемами (отделениями фирм, фирмами и их объединениями), которые выступают в форме а) вертикальных связей управления иерархического характера и б) горизонтальных связей конкурентной борьбы и кооперации. В этой структуре предприятие рассматривается как организационно-хозяйственная единица, которая не имеет выходов для связи управления, а лишь входы, поскольку связи управления замыкаются на ней. На уровне предприятия происходит реализация решений, принимаемых в основном на более высоких иерархических уровнях структуры. Как правило, эта реализация сводится к поиску оптимальных путей для получения требуемых результатов. Если фирма имеет одно предприятие, то промежуточные ступени, естественно, отпадают. Горизонтальные связи между субсистемами проявляются в условиях рыночной экономики в форме конкурентной борьбы между фирмами и их объединениями как одной, так и разных отраслей промышленности. Способы этой конкурентной борьбы: демпинг, слияние (в т.ч. «дружественное»), поглощение, образование конгломератов, альянсов и т.д. Такие виды горизонтальных связей в рыночной экономике, как долгосрочные контракты между фирмами на поставки сырья и полуфабрикатов, кооперирование, организация совместных предприятий и др. по существу также являются формами конкуренции. В современных условиях транснационализации экономики, организационную структуру промышленности необходимо рассматривать не только на уровне отдельно взятой страны, но и на более высоких иерархических уровнях, вплоть до глобального. А.П. Горкин
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.